Беспилотный трамвай и автобус-амфибия: 10 самых необычных видов транспорта мира
Как культурные традиции и футуристические технологии создают уникальные маршрутыПутешествие – это не только место назначения, но и способ до него добраться. Пока одни города совершенствуют метро, другие создают транспорт, который сам по себе становится достопримечательностью. «Ведомости. Город» собрал самые необычные и технологичные средства передвижения со всей планеты – от проверенных вековых систем до концептов из завтрашнего дня.
Баркас де тотора (оз. Титикака, Перу)
Транспорт, сплетенный из тростника, которому тысячи лет.
Эти ладьи, целиком изготовленные из высушенных стеблей тростника тоторы, используются индейцами Урос уже более трех тысяч лет. Это не туристический аттракцион в чистом виде, а живая традиция: на таких лодках до сих пор рыбачат, перевозят грузы и людей между плавучими островами.
Маглев (Шанхай, Китай)
Поезд, который не едет, а парит.
Икона технологического прогресса и самый быстрый наземный общественный транспорт на планете. Разгоняясь до 431 км/ч, он преодолевает 30 км до аэропорта Пудун за 7 минут. Отсутствие трения о рельсы за счет магнитной левитации делает поездку плавной и тихой.
Подвесной монорельс «Швебебан» (Вупперталь, Германия)
Железная дорога, которая висит над городом с 1901 г.
Инженерный памятник, переживший две мировые войны. Вагоны не едут по рельсам, а подвешены к ним, курсируя на высоте до 12 м над улицами и руслом реки Вуппер. Ежедневно дорога перевозит более 80 000 пассажиров.
Автобус-амфибия «Амфибус» (Неймеген, Нидерланды)
Транспортное средство, для которого вода не преграда.
В стране у моря логично появление гибрида автобуса и катера. Маршрут начинается на суше, а затем «амфибус» эффектно съезжает в городские каналы.
Беспилотный трамвай (Москва, Россия)
Городской классик, который научился ездить сам.
С 3 сентября 2025 г. в северо-западной части Москвы на маршруте №10 начал курсировать первый в России полностью автономный трамвай. Он оснащен лидарами, радарами и камерами для кругового обзора, что позволяет ему «видеть» объекты на расстоянии до 200 м в любых погодных условиях. Искусственный интеллект управляет движением трамвая, соблюдая расписание, останавливаясь на станциях и взаимодействуя со светофорами. Внутри трамвая присутствует сотрудник для контроля и помощи пассажирам, но его вмешательство требуется редко.
Тобогган из Монте (о. Мадейра, Португалия)
Плетеные сани как исторический аттракцион.
В XIX в. жители Фуншала использовали плетеные тобогганы – бесполозные сани – на деревянных полозьях, чтобы быстро спуститься с крутых холмов. Сегодня это один из самых экстравагантных аттракционов в мире: два «водителя» в соломенных шляпах управляют санями, несущимися по асфальтированной дороге с горы в старый город.
Джипни (Филиппины)
Народное искусство на колесах.
Ярчайший символ филиппинской культуры, родившийся из переделанных после войны американских джипов Willys. Каждый джипни – уникальное произведение народного искусства: хромированные детали, ручная роспись, стереосистемы на полную громкость. Это основное средство передвижения для миллионов филиппинцев.
Беспилотные капсулы (Лондон, Великобритания)
Горизонтальный лифт по требованию.
В аэропорте «Хитроу» работает система, похожая на кадры из фантастического фильма: маленькие беспилотные капсулы перевозят пассажиров с парковки к терминалу по выделенной эстакаде. Пассажир выбирает станцию назначения в сенсорной панели, и капсула везет его без остановок. И хотя это не классический вид общественного транспорта, у таких капсул есть большая перспектива им стать.
Канатная дорога как общественный транспорт (Ла-Пас, Боливия)
Воздушное метро на горных просторах.
В Ла-Пасе, окруженном горами, 10 линий канатной дороги Mi Teleférico стали популярным и удобным способом передвижения. Она перевозит до 300 000 пассажиров ежедневно, обеспечивая доступ к центру города из отдаленных районов. Это решение стало эффективным аналогом метро, особенно учитывая сложный рельеф местности.
Бамбуковый поезд «Норри» (Камбоджа)
Гений импровизации на заброшенных рельсах.
После гражданских войн камбоджийцы нашли гениально простое применение остаткам железнодорожной сети. «Норри» – это мобильная платформа из бамбука на колесах с небольшим мотором. При встрече двух «поездов» на одноколейном пути тот, что полегче, просто разбирают, дают дорогу, а потом собирают вновь.