От Малевича до Шагала: пять самых известных шедевров Новой Третьяковки
Работы русских авангардистов, представленные в здании на Крымском ВалуГосударственная Третьяковская галерея объявила о важном изменении в работе своего филиала на Крымском Валу. Как сообщила генеральный директор галереи Елена Проничева, здание Новой Третьяковки требует реконструкции, в связи с чем организация новых выставок на этой площадке прекращается. Разработка проектной документации намечена на следующий год, сообщает ТАСС.
Безусловным лидером по посещаемости в 2025 г. стала масштабная ретроспектива Карла Брюллова, приуроченная к 225-летию художника. За полгода ее посетили около 450 000 человек, рассказала Елена Проничева. Выставка продлится до 18 января 2026 г. По словам Проничевой, есть надежда, что постоянная экспозиция «Искусство XX века» сможет работать дальше, так как текущее состояние здания пока позволяет поддерживать необходимые условия для хранения и показа произведений.
Новая Третьяковка на Крымском Валу исторически является главной в стране площадкой для масштабных проектов, посвященных искусству XX–XXI вв. Именно здесь регулярно проходили выставки-блокбастеры, представляющие шедевры из постоянного собрания музея. «Ведомости. Город» собрал пять наиболее известных шедевров русского авангарда, представленных в Новой Третьяковке.
Казимир Малевич. «Черный супрематический квадрат», 1915
Икона мирового авангарда и самый радикальный художественный манифест XX в. Малевич провозгласил полный отказ от изображения реального мира в пользу «чистого чувства», выраженного простой геометрической формой. Картина была представлена на выставке «0,10», где висела в «красном углу» – месте, традиционно отведенном для икон, что подчеркивало ее программное значение как новой святыни искусства.
Василий Кандинский. «Композиция VII», 1913
Вершина творчества художника и одна из первых в истории масштабных абстрактных композиций. Кажущийся хаос динамичных линий и цветовых пятен на самом деле тщательно выстроен и, по замыслу Кандинского, должен воздействовать на зрителя подобно симфонии, вызывая эмоциональные и духовные переживания без опоры на узнаваемые предметы.
Владимир Татлин. «Натурщица», 1913
Работа ключевой фигуры русского авангарда, созданная до его знаменитых контррельефов и проекта «Башни Татлина». В этой картине чувствуется диалог с кубизмом Пикассо: форма аналитически разлагается на составляющие плоскости, а фигура и пространство сливаются в единую энергичную структуру, демонстрируя поиск новых пластических решений.
Марк Шагал. «Над городом», 1914–1918
Один из самых поэтичных и узнаваемых образов в искусстве. Художник изображает себя и свою возлюбленную Беллу, парящими над родным Витебском. Реальность здесь подчинена внутреннему чувству: законов гравитации не существует, а мир окрашен в лиричные, почти сказочные тона. Картина стала символом любви, преодолевающей все земные условности.
Александр Дейнека. «Будущие летчики», 1938
Классический образец социалистического реализма, наполненный оптимизмом и верой в прогресс. Трое обнаженных мальчиков, греющихся на солнце после купания, завороженно следят за полетом гидросамолета. Картина – не просто жанровая сцена, а метафора светлого будущего, где новое поколение мечтает покорять стихии и служить своей стране.