Миша Ленн: «Задача искусства – сделать человека лучше»

Художник-акварелист – о переосмыслении «Щелкунчика» и собственном стиле
Предоставлено Мишей Ленном
Предоставлено Мишей Ленном

В последний месяц уходящего года Императорский фарфоровый завод представил новую коллекцию уникальных изделий «Рож­дествен­ская мечта», оформленную по работам художника Миши Ленна. Выпущенные ограниченным тиражом чашки, блюдца и вазы украшены переосмысленными образами из «Щелкунчика».

В интервью «Ведомости. Городу» Миша Ленн рассказал о том, как возникают художественные образы, почему акварель – это божественная техника, а также о том, как он сам стал экспонатом выставки в Китае.

– Это не первая ваша коллекция с Императорским фарфоровым заводом. Почему на этот раз она посвящена «Щелкунчику»? 

– Этот образ, во многом благодаря Чайковскому, давно стал своего рода «визитной карточкой» нашей страны, в котором культура и история переплелись предощущением праздника. Для этой коллекции я создал четыре изображения с говорящими названиями: «Рождественская мечта», «Время чудес», «Русский балет вне времени» и «Добро побеждает». Изначально это были акварели, но я уверен, что и через фарфор мне получится подарить зрителям ощущение счастья, заставить их улыбнуться. 

– Как вам кажется, у вас получилось каноническое или более современное прочтение «Щелкунчика»?

– Классика – она и есть классика. Здесь сложно придумать что-то новое, да может быть и незачем. Для меня это скорее такой своеобразный реверанс оригиналу, но исполненный в моем стиле. Задача искусства – сделать человека лучше. У меня даже Мышиный король – это не злой персонаж. У меня, как у человека жизнерадостного, в принципе не бывает страшных образов. 

Мой стиль основан на том, чтобы человек додумывал мои произведения. Поэтому и у персонажей чаще всего на виду только одна сторона лица. Мы ведь чаще всего общаемся и чувствуем друг друга в движении: через повороты тела, через жесты. На одной из выставок я услышал такую фразу от ребенка, что во всех нас есть и хорошее, и плохое. Это правда. Каждый из нас хочет показать свою лучшую сторону, а худшее – спрятать. Но если задуматься о том, что скрыто, это может подтолкнуть к тому, чтобы исправиться, стать лучше. 

– Акварель – довольно спонтанная техника. Бывает так, что именно она диктует вам, каким получится изображение?

– Совершенно верно, эта техника всегда считалась божественной, потому что в ней участвует как творец, так и Вселенная: мы взаимодействуем друг с другом, поэтому надо очень быстро принимать решения. У меня несколько раз были в жизни случаи, когда я как бы со стороны видел свою руку, пока она водила кистью сама по себе. Как будто ее кто-то или что-то направляло. Но стоит на секунду задуматься об этом, как само чувство тут же улетучивается. Искусство – не математика. Я не знаю, как возникают художественные образы. Я просто пытаюсь выразить то, что вижу, чтобы подарить это людям. 

Если говорить про случайности, то на одной из моих работ, на которой изображен московский храм Христа Спасителя, на фоне в очертании облаков при желании можно разглядеть лик. Самое интересное, что так не задумывалось, а вышло случайно, и только потом мне указали на это друзья. Любой ребенок, глядя на небо, видит какие-то изображения. Одному кажется, что это лошадь, а другому – дерево. Но самое главное, что человек начинает что-то видеть.

– Центром ваших акварелей, как правило, оказываются люди, часто танцующие. Какое место в них занимает городская архитектура? Всегда ли это только фон? 

– Главные темы моего творчества – это люди и город. И у тех, и у других есть свой собственный характер. Человеку может не понравиться город, но и город может не принять путешественника. Как это происходит, я не знаю. 

Сам я недавно вернулся из Гонконга, от которого я ждал чего-то невероятного, но произошло то, что принято называть «парижским синдромом». Это когда реальность не отвечает вашим слишком идеализированным представлениям. И наоборот, когда ты ничего не ждешь, к тебе приходит более глубокое понимание города. В Китае, кстати, у меня произошла совершенно неожиданная встреча с самим собой. В одной из галерей я увидел собственный портрет. Это картина, которую написал мой друг, петербургский художник Николай Блохин. Он изобразил меня в образе герцога. Это было в 2012 г., и я никак не ожидал увидеть эту работу в Шэньчжэне. Еще мне невероятно польстило, что это оказалась самая дорогая работа на выставке. 

– Вы сами из Петербурга. Как вам кажется, ваш жизнерадостный нрав сформировался наперекор мрачному характеру этого города или какое-то влияние все же есть? 

– Меня как-то спросили: «Миша, откуда ты такой взялся? Вокруг все хмуро и грустно, а у тебя такие радостные вещи». Я думаю, это исходит из моего характера, потому что я к жизни отношусь радостно. Я действительно родился в Ленинграде, но потом я почти 30 лет прожил в США. Не знаю, насколько сильно это на меня повлияло. Петербург я очень люблю, для меня его мрачность, которую многие называют болотностью, это скорее признак интеллигентности и глубины. Москва мне тоже нравится, но она совершенно другая – бурлящая, порой фривольная, иногда с вызовом или даже с перебором. 

– Какие из ваших петербургских работ вы бы отметили особо?

– Я создал масштабное декоративное панно для одного из зданий на Невском проспекте, где в начале ХХ в. находился первый звуковой кинотеатр России. Есть фотографии Моисея Наппельбаума, который снимал знаменитых людей, бывавших в этом здании: Сергея Есенина и Владимира Маяковского, Анну Ахматову и Леонида Утесова, а также многих других. Дмитрий Шостакович даже подрабатывал в этом кинотеатре тапером. Взяв за основу эти образы, я создал витраж из стекла и металла, в котором прохожие могут узнать тех или иных героев. 

Еще я занимался оформлением теплохода «Михаил Булгаков», который в том числе выполняет круизы по маршруту Москва – Санкт-Петербург. Для этого проекта, который мы назвали «Сны Булгакова или бурлящие 1920-е», я создал порядка 50 литографий, которые отражают атмосферу того времени. Это не иллюстрации, а скорее вариации на тему. Булгаков в своих произведениях часто обращался к теме сна. А во сне мы не всегда понимаем, кто есть кто: в одной фигуре вы можете увидеть Маргариту, а в другой узнать Азазелло, но я не ставил перед собой задачи создать их портреты, скорее хотел передать общее ощущение джазового бурлеска. Так что теперь теплоход ходит с моей постоянной выставкой. 

– И все же, почему именно акварель?

– Я пробовал работать маслом, но быстро понял, что это не мое. Акварель заставляет художника быть более собранным и быстрее реагировать. Если ты сделал ошибку в масляной живописи, ее всегда можно исправить, а с акварелью так не получится. При этом я продолжаю экспериментировать, начал заниматься скульптурой, сейчас работаю над бронзовыми скульптурами богинь с патиной, драгоценными камнями и металлами. 

– Вы используете цифровые технологии или все создаете только вручную?

– Можете считать меня динозавром, но я пока не очень понимаю, как их использовать. Для меня существует два подхода: либо художник творит, опираясь на свое мастерство и опыт, либо это превращается в своего рода перформанс. В этом нет ничего плохого, просто это не мое. 

Любопытно, что когда я пытался для себя сформулировать, как называется стиль, в котором я работаю, я остановился на слове augmento. Если дословно переводить с латыни, это «рост». Для меня это значит, что человек, глядя на мои работы, сам достраивает изображение. А если возвращаться к цифровым технологиям, то сегодня же есть так называемая дополненная реальность, или AR (augmented reality). Так что корень один, но подходы немного разные.

Самое популярное
Свободное время
Чем заняться на Новый год: шесть развлечений для домоседов
Домашний театр, рукоделие и книжный клуб – обзор для зимних каникул
Наш город / Галерея
Фотогалерея: как Москву украсили к Новому году
Город оформили световыми конструкциями и знакомыми с детства персонажами
Наш город
Где в Москве купить живую елку 2025–2026, как ухаживать, как можно утилизировать
Адреса и советы, как выбрать и ухаживать за главным символом праздника
Свободное время / Интервью
Константин Обухов: «2026-й станет годом телевидения»
Генеральный продюсер телеканала ТВ-3 – о безопасном контенте и интересе россиян к эзотерике
Городская недвижимость / Мнение
Дубайский мастер-девелопмент
Как использовать опыт ОАЭ в развитии городов России
Свободное время
Шесть локаций для праздника: как встретить Новый год в регионах России
Обзор отельных программ от Кавказа до Балтики
Культурный город
Беспилотный трамвай и автобус-амфибия: 10 самых необычных видов транспорта мира
Как культурные традиции и футуристические технологии создают уникальные маршруты
Городская недвижимость
Люксовый ритейл: как развивается этот сегмент в центре столицы
Эксперты считают, что нишу на рынке могут заполнить предложения в рамках новых жилых проектов
Другие города
Архитектурный дайджест: больница-сад, платный балкон в Вероне и колоссы Мемнона
Что произошло в мире архитектуры на прошлой неделе
Наш город
Мороз и солнце: синоптики предупредили о резком похолодании в Москве
В столичный регион на неделе придут холода и безоблачная погода
Другие города / Мнение
Побережья будущего
Почему нужно обучать молодых архитекторов проектировать пространства у воды
Свободное время
Лучшие катки Москвы: покататься на коньках зимой 2025–2026 с ценами и адресами
Главные места для катания на коньках для взрослых и детей
Наш город
Город для людей: что такое урбан-психология и как она влияет на человека
В России развивается новая дисциплина, изучающая взаимоотношения человека и городской среды
Горожане / Мнение
Гений места
Как известные личности создают городские бренды