Читайте также
Возвращение в Средиземье и к трудной жизни жиголо: 5 новых сериалов сентября
«У этого объединения было много противников»
Как снимают кино и сериалы театральные режиссеры

Евгений Миронов: «Любая роль – это исповедь»

Евгений Миронов о новой роли в «Сердце Пармы», премьерах театрального сезона и пулемете, который у всех в голове
Андрей Гордеев / Ведомости

– Евгений Витальевич, в этом году у вас сразу несколько новых ролей, и все крупные – начиная с председателя жюри на Московском международном кинофестивале. В чем она заключалась?

– Наладить доверительное общение между членами жюри, не давя их своим мнением, выслушивать каждого и вообще понимать расклад сил. В принципе, очень легко было понять, хорошее ли кино, – либо мы обсуждали картину тут же, как только ее увидели, либо молчали.

Почти все фильмы рассказывали о простых людях из тех мест, где живут сами режиссеры, будь то Бангладеш, Перу, Россия, Якутия, или Франция. Я бы даже отнес некоторые фильмы к разряду документальных, настолько подробно, пристально режиссер рассматривает жизнь своих героев. Сценарий и актеры в таком кино уходят на второй план. Поэтому перед нами встала проблема, кого награждать за главную мужскую и главную женскую роли.

– Фестиваль открыл фильм по роману Алексея Иванова «Сердце Пармы». Вы играете в нем русского святого. Наверное, это сложно – перевоплотиться в человека, от которого исходит свет, надо этот свет в себе почувствовать, найти. Как это сделать?

– Я не играл святого. Тем более что у меня образ собирательный. Я играл человека в заданных обстоятельствах, но с какими-то определенными качествами. Мне был интересен мой персонаж тем, как он меняется в этой истории. Сначала это воин веры, прибывший к язычникам, чтобы обращать их в христианство. Но когда он видит, что силой не получается, то встает на сторону язычников, понимая, что только шаг за шагом, очень терпеливо, медленно можно их обратить в свою веру.

Star Media

Мы снимали в Губахе в Пермском крае, где и происходят события романа Алексея Иванова. Изучая историю края, я зашел в местную церковь и спросил, есть ли у них икона их местного святого, Святителя Ионы. Оказалось, что нет. Летом я оттуда уехал, заказал на Афоне эту икону, и мне очень радостно, что теперь она есть в этом храме.

– Осенью в прокат должен выйти еще один фильм, в котором вы заняты, – «Жанна» по пьесе Ярославы Пулинович. Этот фильм вырос из спектакля, который много лет шел в Театре наций с Ингеборгой Дапкунайте в главной роли. В фильме Жанну играет Ксения Раппопорт. Я слышала, что она сразу согласилась сниматься, как только прочитала сценарий. Как вы считаете, почему эта история так притягивает?

– Женские истории всегда пользуются спросом. Приходя в театр или в кино, женщины узнают себя, свою судьбу. В Театре наций спектакль «Жанна» очень успешен благодаря женской аудитории. Но это, конечно, не совсем бытовая история, там были серьезные, очень мощные монологи: один – возвращение героини в прошлое, второй – ее отношения с отцом. Они превращают фильм не в мелодраму, а скорее в социальную драму.

– Жанна – это русский вариант self made woman, женщина, которая построила свой бизнес сама, с нуля, начинала его на взятые у бандитов под огромные проценты деньги, понимая, что с ней будет, если прогорит. В 95-м ее чуть не застрелили, в 97-м ограбили, дефолт ее разорил подчистую, пришлось все начинать сначала.

– Да, в этом смысле Жанна не отличается от других героинь 90-х гг. Но для меня это особый персонаж, потому что в финале она делает выбор, который как бы резюмирует ее прошлую жизнь. И этот выбор абсолютно не светлый, он трагический.

Режиссер Константин Статский в этой картине, как мне кажется, размышляет не только о женской доле, но еще и о двух разных поколениях. Вот это сформированное в 90-х, со стальным стержнем, закаленное огнем, водой и медными трубами. И инфантильное поколение 30-летних. Они родились, когда страна рухнула, не понимали, что это за страна, какие здесь ценности, какие ориентиры. Мы до сих пор еще формулируем, кто мы такие.

Пресс-служба Театра Наций

– Фестиваль «Горький в Парке Горького», который пройдет 16–18 сентября, – еще один ваш новый проект. Вы выступили в роли арт-директора.

– Мне не посчастливилось как артисту встретиться с драматургией Горького, и я, честно говоря, до сих пор мечтаю о пьесе «На дне».

Предложение стать арт-директором фестиваля «Горький в Парке Горького» поступило от нового руководства парка. Поскольку это фестиваль искусств, то за три дня состоится более 70 мероприятий разного формата – концерты, спектакли, выставки, лекции, кинопоказы, шахматные турниры и даже театрализованные дефиле. Задача очень простая – посмотреть на многосложную фигуру великого писателя с разных сторон. Кому-то напомнить, а кого-то познакомить с Горьким.  

Я сам все время открываю новые стороны этого писателя. Например, меня очень интересует период его жизни на Капри. Он много чего пережил за это время, находясь в эмиграции, и во многом поменял отношение к революции. Мне кажется, Горький сейчас становится одной из самых актуальных фигур, потому что отношения художника и власти в центре внимания.

– Что в новом сезоне покажет публике Театр наций?

– Первой премьерой будет спектакль Марата Гацалова «Саша, привет!» по пьесе Дмитрия Данилова. Когда я ее прочитал, мне показалось, что это очень важная тема, уставший интеллигент в острых обстоятельствах. А когда мы утвердили на главную роль Игоря Гордина, я почувствовал, что все сошлось.

– Данилов, получивший в начале сентября приз «Книга года», придумал совершенно невероятный сюжет в духе Оруэлла. Главный герой попадает в идеальную тюрьму, где может прожить всю жизнь – или умереть на следующее утро, потому что каждое утро проходит сквозь коридор, в котором установлен какой-то супермощный пулемет. То есть его жизнь – это такая русская рулетка: выстрелит или нет. А как у вас выглядит этот пулемет по имени Саша?

– Понимаете, пулемет же находится у нас в голове, это даже больше, чем просто система правосудия. «Саша, привет!» – это привет нам всем. Когда наша жизнь оборвется – никто не знает. Как ты прожил ее, как ты живешь сейчас и как ты готов к встрече с этим Сашей, с этим финалом своей жизни, – вот об этом пьеса.

«Саша, привет!» выйдет на малой сцене. На большой в ноябре состоится премьера «Кто боится Вирджинии Вулф?» по пьесе Эдварда Олби. Для режиссера Данила Чащина это вторая работа в нашем театре, он ставил на малой сцене «Живой труп» Толстого, а теперь на большой сцене будет выпускать эту психологическую драму. Там играет Агриппина Стеклова, играю я, Александр Новин и Мария Смольникова. Художник – Максим Обрезков.

Пресс-служба Театра Наций

– Вы уже начали репетировать?

– Да, мы уже месяц подробно изучаем эту историю. Мне, как всегда, интересны предшественники, и я посмотрел Гафта в спектакле Фокина в «Современнике» и посмотрел Ричарда Бертона в знаменитой американской картине «Кто боится Вирджинии Вулф?» 1966 г. После того как мы в течение месяца погружались в эту психологическую драму, мы решили пригласить на репетиции психотерапевта. Эта женщина, прочитав пьесу, каждому персонажу дала диагноз, рассказала, что думает о каждом из четырех действующих лиц, и я с ужасом подумал, что наверняка она сейчас что-то понимает и про меня, артиста Евгения Миронова, такой у нее острый взгляд. Какие-то из ее замечаний мы будем использовать.

Дальше у нас запланировано еще несколько премьер: на малой сцене Никита Кобелев выпустит спектакль по пьесе шведского драматурга Ларса Нурена Terminal 3, Светлана Землякова – «Предварительные итоги» по Трифонову. В мае на большой сцене надеемся сыграть «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» в постановке Юрия Бутусова. В июне свою премьеру представит Андрей Прикотенко. Это будет «Мадам Бовари». Кроме того, мы взяли в репертуар Нового пространства Театра наций спектакль Татьяны Тарасовой и выпускников курса Мастерской Олега Кудряшова «Толстая тетрадь». На молодых «кудряшей» у нас вообще большие планы – мы задействуем их в режиссерской лаборатории «Поиск», которая стартует уже в сентябре. Возможно, из этой затеи вырастут несколько взрослых и детских спектаклей.

– Очень разноплановый репертуар. Кто ваш зритель, как вы считаете? Какой человек будет постоянно ходить в Театр наций и смотреть такие разные спектакли?

– Мне кажется, у нас образованный зритель. Чтобы пойти в Театр наций, необходимо знать, куда ты идешь. Да, есть театры, например, как Малый драматический Льва Додина, у которых одна художественная линия. Так случилось, что я руководитель театра и я артист и мне всегда был интересен абсолютно разный театр. Я работал с разными режиссерами: с Някрошюсом, Лепажем, Доннелланом, Фокиным, Машковым, Уилсоном – это все абсолютно разные театры.

Наша задача – показать весь спектр сегодняшнего театра. Но высокого уровня. Мы на этом стоим и этого добиваемся. И пришли к тому, что на каждом спектакле у нас свой зритель, и не случайный.

– Нет соблазна попробовать себя в режиссуре? Предполагалось, что фильм «Жанна» вы будете снимать как режиссер, но в результате стали продюсером этой картины.

– Я артист, зачем же я буду снижать уровень мировой режиссуры? (Смеется.) Нет, у меня есть опыт помощи молодым режиссерам, которые выпускают спектакли на нашей сцене. Когда вижу, когда требуется мое вмешательство и режиссер не против, я принимаю участие и помогаю. Но режиссура – особая профессия, вообще особый склад людей. Я думаю, стать режиссером невозможно, им нужно родиться.

А артисты – это проводники идеи режиссера. Но я себе никогда не позволял быть просто пластилином, мне это неинтересно. Интересно быть соавтором режиссера, когда мы вместе что-то создаем. Я уже в том качестве, когда мне не нужно ничего доказывать как артисту, я много чего сыграл. Мне интересна тема, на которую хочется высказаться. Любая роль – это исповедь.

Пресс-служба Театра Наций

– Несколько дней назад страна простилась с Михаилом Сергеевичем Горбачевым, у каждого к нему свое личное отношение. Вы играли Горбачева в спектакле Алвиса Херманиса. Каким он был для вас?

– Я вспоминаю, как учился в Школе-студии МХАТ и все репетиции прекращались, когда шел прямой эфир Съезда народных депутатов. Я помню лицо Горбачева, который выслушивал столько упреков в свой адрес, но при этом ему хватало терпения и мужества все это выдержать, потому что Михаил Сергеевич понимал – необходимо открыть бутылку и выпустить джинна, чтобы все смогли высказаться после долгих лет молчания, как бы это ни было больно ему самому. Горбачева больше всего обвиняют в компромиссности и мягкотелости, но в нем был очень жесткий, принципиальный стержень человеческого достоинства.

Он научил нас уважать себя и уважительно относиться к иной точке зрения. А еще, и возможно это самое главное, он умел любить и быть верным своей единственной любви.

Другие материалы в сюжете

Самое популярное
Наш город
От «ЗИЛа» до Троицка: состоялся технический запуск новой линии метро
Для пассажиров полноценное движение стартует осенью
Культурный город / Интервью
Ольга Сутулова: «Трэш еще нужно уметь снимать»
Актриса рассказала о знаковых картинах в карьере, работе в кинокомиксе «Майор.Гром» и стереотипах Санкт-Петербурга
Наш город
Подземное искусство и новоселье у барсов – хорошие новости
«Ведомости.Город» отобрал положительные события, которые произошли на этой неделе
Наш город
Регулярные речные электросуда перевезли около 900 000 пассажиров
Город подвел итоги первого года работы этого вида транспорта
Наш город / Галерея
В столице прошел ливень с грозой и сильным ветром
Мощный ураган «Эдгар» накрыл город и Подмосковье
Наш город
Буря отступит: синоптики прогнозируют улучшение погоды в Москве после дождей
Накрывшие столицу ливни с грозой и сильный ветер должны прекратиться вечером
Свободное время
Куда пойти в выходные 22–23 июня
Только интересные события в столице
Наш город
Парки в Москве могут закрыть из-за непогоды
Решение об их открытии будет принято с учетом ситуации в столице
Наш город
Как арт-объекты влияют на формирование современного облика столицы
Среди тенденций – локальная идентичность общественных пространств
Городская недвижимость
К сервису «Комфортная сделка» от «Авито» подключились 133 агентства недвижимости
Платформа помогает собственникам при продаже вторичного жилья
Наш город
Более 16 000 жителей ЦАО получат жилье по программе реновации
Также в 2025 году в Пресненском районе построят две школы и детский сад
Городская недвижимость
Как будут жить девелоперы без льготной ипотеки
Застройщики ждут новых инициатив государства по поддержке спроса
Наш город
Сильный ветер с дождем: москвичей предупредили о резком ухудшении погоды 20 июня
Завтра в столице ожидаются сильные осадки с грозой и порывами воздуха до 20 м/с
Горожане
Как молодой юрист следит за дорогами Москвы и строит «Зеленое кольцо»
Магомед Колгаев возглавлял шеринговые проекты дептранса, а теперь стал заместителем руководителя ЦОДДа
Наш город
Июнь в Москве может войти в тройку самых дождливых месяцев за 145 лет
В столице выпало уже почти две месячных нормы осадков