Читайте также
Самокат-гигант и детская коляска, бегущая рядом
Будущее летающего такси в Москве
8 самых ярких автомобилей российского кино

Офис на колесах. Как и почему каршеринг для бизнеса заменяет лизинг

Каким компаниям больше не выгодно держать собственный автопарк
Андрей Гордеев / Ведомости

Рынок транспортных услуг в коммерческом секторе последние годы заметно трансформируется. Еще десять лет назад единственным вариантом, когда компании требовался автомобиль, была его покупка. И неважно, приобретался ли он на собственные средства предприятия, в кредит или лизинг, смысл был один – технику приходилось брать в собственность. Сейчас аналогичные услуги все чаще отдают на аутсорс.

Главная проблема для современных компаний, связанная с владением транспортом, — его нужно обслуживать, что связано с дополнительными регулярными тратами и необходимостью постоянного контроля. Машины ломаются, бьются, их надо страховать, мыть, заправлять, ремонтировать, менять резину, нужно выяснять отношения с водителями. И это не считая дилерских наценок и необходимости месяцами ждать своей очереди. Иными словами – машины трудно найти, легко потерять и невозможно перестать обслуживать. Каршеринг для b2b позволил бизнесу пользоваться техникой с заранее просчитанными затратами и не беспокоиться о ее содержании — это берет на себя шеринговая компания. 

Согласно исследованию ИАА Telecom Daily, 73% российских компаний готовы отказаться от собственного автопарка в пользу других форм мобильности. Корпоративной подписке на авто отдают предпочтение 30% опрошенных, при этом 5% из них уже используют этот сервис для доставки грузов и перевозки клиентов. 40% респондентов назвали ключевым преимуществом каршеринга для бизнеса перед другими видами логистики удобство работы через личный кабинет. Еще 40% считают, что он поможет оптимизировать затраты. Эти ожидания потенциальных клиентов соответствуют практике тех компаний, которые уже перешли на аутсорс транспортных услуг — в среднем они констатировали, что целевые бизнес-показатели выросли на 36% после смены логистической модели, в частности, уменьшились расходы на обслуживание автопарка и время доставки.

По словам директора Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаила Блинкина, как только каршеринг стал гибким и хорошо подконтрольным предпринимателям, это сразу поставило под сомнение необходимость транспорта как собственности и сделало востребованными b2b продукты в сфере.

freepik.com

«Зачем держать свои автомобили, если есть виды найма – от каршеринга до такси на дворе? Не надо возиться с ремонтом, взаимоотношениями с коллективом водителей, обслуживанием автопарка и прочим. Это совершенно нормальная тенденция, связанная не только с каршерингом», – рассуждает он. 

Развитие каршеринга в корпоративной среде происходит благодаря функциональной IT-оболочке, считает директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ. Мобильные приложения сделали этот сервис удобным, понятным и прозрачным для предпринимателей. Владелец бизнеса видит, сколько средств потрачено, может закладывать лимиты и отслеживать текущее пользование, прогнозировать и оперативно изменять бюджет на транспортные расходы компании. Техника не стоит без дела — неиспользуемые автомобили можно в любой момент вернуть.

Сравнивая каршеринг с лизингом или любой другой формой приобретения автомобилей, Михаил Блинкин подчеркивает, что подходы к транспорту как собственности и транспорту как услуге различаются в корне: «С каршерингом или такси мобильность перестает быть имуществом и становится городским сервисом. 20 лет назад мне для мобильности нужен был гараж. Сейчас достаточно приложения». 

В отличие от лизинговых или арендных машин, каршеринговые автомобили для бизнеса не надо ждать. Например, в распоряжении клиентов «Подписки на автопарк» (b2b продукта Яндекса на базе технологий каршеринга) 17 000 машин, уже помытых, заправленных и, что немаловажно, полностью застрахованных. Не требуется платить аванс или штрафы за перепробег: только за сухую аренду и километраж по фиксированному тарифу, в который также включено техническое и операционное сопровождение. Это не только упомянутое страхование жизни и здоровья водителя и всех пассажиров на 2 млн руб., но и поддержка 24/7, выездная техника, обслуживание и ремонты, а также подменные авто на время этих работ. Тариф можно подстраивать под индивидуальные потребности, скажем, включить или убрать топливо и парковки. Управление автопарком автоматизировано в личном кабинете сервиса: настраивается так, как удобно администратору или держателю бизнеса.

Еще один способ оптимизировать рабочие поездки сотрудников – корпоративное такси. Например, сервис «Яндекс Go» есть более чем в 700 городах России, при этом среднее время подачи автомобиля – около четырех минут. Сотрудник может поехать на встречу в любое время, и ему не надо самому управлять автомобилем, искать парковку или заставлять водителя ждать его часами с затянувшегося совещания. В свою очередь компания, отказавшаяся от собственного автопарка в пользу корпоративного такси, избавлена от простоя машины в традиционно «мертвые» месяцы.

Евгений Разумный / Ведомости

Дополнительное преимущество такси – прозрачность тарифов и предсказуемая стоимость поездки. При нерегулярных или коротких использованиях такси даже выгоднее каршеринга. Для управления процессом корпоративным клиентам доступен веб-кабинет. Например, если пользоваться корпоративным такси «Яндекс Go», в веб-кабинете содержится информация по поездкам и пакет закрывающих документов за любой период. Есть также опция добавления коллег и другие настройки, включая график, когда такси доступно, допустимые тарифы, установку денежного лимита, радиуса вызова или подачи машины.

Если говорить о сферах, где компании предпочитают отдавать транспортные услуги на аутсорс, то самое очевидное тут – курьерские доставки. К примеру, два крупнейших игрока на рынке уже используют фургоны «Драйва» для дополнения своего автопарка. Впрочем, к ним присоединяются не только курьеры. Так, автопарк российской медицинской компании включает каршеринговые автомобили для самостоятельного управления медицинскими сотрудниками. Сотрудничество с «Драйвом» происходит на постоянной основе: новых сотрудников в выездную службу компания нанимает с учетом возможности работы на каршеринговых автомобилях.

«Это экономически эффективнее: компания платит только за факт использования автомобилей, – рассказал директор департамента транспортной логистики «Инвитро» Евгений Гаров. – И исключается простой в эксплуатации, так как предоставляется замена на время проведения обслуживаний и ремонтов».

По словам директора Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, наиболее востребованы корпоративные каршеринг и такси станут у тех компаний, где мобильность является вынужденной необходимостью, а не основным видом деятельности. Избавление от собственного автопарка скорее будет в приоритете для бизнеса, для которого гараж – источник дополнительной головной боли, а не дохода. 

Кроме того, каршеринг вряд ли проникнет в область специальной техники и машин премиального класса, продолжает эксперт. По мнению Михаила Блинкина, если говорить о российской действительности, то компании воспринимают покупку дорогого автомобиля для своего руководства как форму демонстрации престижа. Поскольку это не касается вопросов утилитарности, то преимущества каршеринга здесь не нужны. В таком контексте обладание автомобилем расценивается как привилегия. 

Пресс-служба Яндекс Драйв

По мнению исполнительного директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Удалова, наибольшую эффективность корпоративный каршеринг проявит среди компаний с малым автопарком. Чем меньше машин у компании, тем ей менее выгодно держать отдельное подразделение для их обслуживания. Аутсорс становится целесообразнее. 

«С развитием малых предприятий и интернет-коммерции тенденция к использованию транспорта на аутсорсе будет развиваться», — говорит эксперт.

На популярность каршеринга и такси в качестве альтернативы лизингу может повлиять фактор коронакризиса. Нарушение цепочки поставок у автопроизводителей привело к снижению темпов производства и дефициту на рынке. Первыми машины получают крупные заказчики, поэтому мелким проще взять чужой транспорт, чем ждать, пока дойдет их очередь покупать авто по завышенной цене.

«Отрасль автомобильного производства сейчас переживает кризис со снабжением техники чипами, и он закончится, скорее всего, не раньше середины следующего года. Это временное явление, но оно может подстегнуть спрос на аренду транспорта вместо покупки», — поясняет Сергей Удалов.

18+

Самое популярное
Свободное время
Куда пойти 28 апреля – 1 мая
Только интересные события в Москве
Городская недвижимость
Собянин утвердил проект развития территории рядом с Павелецким вокзалом
В Даниловском районе столицы появится жилье, социальные и общественно-деловые объекты
Умный город / Интервью
Алексей Парабучев: «До 50% патентов высокотехнологичных МСП получены при поддержке города»
Генеральный директор Фонда «Московский инновационный кластер» – о роли кооперации в современных проектах
Горожане
Собянин объявил о начале сезона летней навигации по Москве-реке
Из столичных речных вокзалов теплоходы начнут плавать почти в 50 различных направлений
Городская недвижимость
Автономная застройка: в столице предпочитают комплексный подход точечному
Район Хорошево-Мневники развивается в сотрудничестве городских властей и девелоперов
Наш город
Сосиски с горошком: москвичи стали чаще заказывать десерты-обманки
Столичные рестораны готовы не только кормить, но и развлекать
Культурный город
Московское метро превратится в площадку для художников
Первый сезон проекта «Искусство в метро» продлится до конца этого лета
Благотворительность
Наталья Водянова и Александр Цыпкин поучаствовали в благотворительном проекте «Человек дождя»
В Москве прошел модный показ дождевиков с рисунками аутичных детей
Свободное время
Ангарский маньяк и слесарь-киберспортсмен: пять новых сериалов
В обзоре «Ведомости. Города» – самые интересные сериальные проекты апреля
Наш город
Клиентские пути: в Москве внедряют новые стандарты оказания медицинской помощи
Самым масштабные изменения затронут экстренные службы
Свободное время
Москвичей ждет новый сезон проекта «Уличный артист»
Более 80 городских площадок и парковых зон станут местом проведения перформансов
Гараж
Гибридное удовольствие: тестируем китайский премиум кроссовер WEY 05
За 5,2 секунд после старта разменивает первую сотню кроссовер, вес которого составляет почти 2,5 тонны
Горожане
Глобальное – в локальном: как столица поддерживает своих предпринимателей
Проект «Сделано в Москве» помог бизнесу дополнительно заработать за I квартал более 78 млн рублей
Наш город
Как хакатоны помогают власти и бизнесу искать таланты
Соревнования для IT-разработчиков помогают закрывать вакансии и решать бизнес-задачи
Наш город
Развязка появится на пересечении двух шоссе – Филимонковского и Ракитки
Сергей Собянин рассказал о крупном инфраструктурном объекте, который возведут в Москве