Чем заняться в «культурной столице» в период ПМЭФа
Только интересные события ПетербургаГлавные псы отечественной живописи, трагикомедия во времена Павла I, музыкальные «картины» природы, портрет Толстого и французские пейзажи в миниатюре, «Три сестры» в питерской коммуналке – «Ведомости. Город» советует, куда сходить в Петербурге во время проведения экономического форума.
«Холопы»
Главный спектакль прошлого сезона, на который в Северную столицу съездила вся театральная и светская Москва. Одноименную пьесу полузабытого петербургского драматурга Петра Гнедича поставил экс-худрук БДТ Андрей Могучий, его соавтором-сценографом выступил грандиозный художник Александр Шишкин. «Холопы» – дерзкий для своего времени текст, изобличающий эпоху крепостничества и «холопства в раззолоченных мундирах». Гнедич рассказывает (а вслед за ним и Могучий) о нескольких днях из жизни знатного семейства, живущего в Петербурге при дворе Павла I в начале 1801 г. Много лет не встающая с инвалидного кресла княжна Екатерина Плавутина-Плавунцова (невероятная роль Марины Игнатовой) притворяется инвалидом, чтобы не отбивать поклоны императору. В день ее рождения из Парижа приезжает бывший крепостной Степан Перейденов, чтобы поведать страшную семейную тайну. Спектакль объединяет историческую хронику, мелодраму (любовь, предательство, потерянные дети) и трагикомедию. Действие во время двух антрактов не прекращается, но, если вы все же выйдете из зала, в буфете и фойе можно будет увидеть трансляцию.
«Музыка природы – музыка мира»
Главная идея концерта, как говорят сами организаторы, – «напомнить о необходимости сохранения двух важных констант, без которых невозможно развитие человеческого общества, – природы и культурного наследия». В этой концертной программе собраны самые поэтические страницы русской классики. Второй концерт Рахманинова, опирающийся на интонации церковного знаменного напева, – одно из наиболее часто исполняемых вещей в мировом репертуаре. Пантеистическая «Похвала пустыне» из оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» – символ растворения божественного в природе. Колоритный «Рассвет на Москве-реке» из «Хованщины» Мусоргского – живописная картина утреннего умиротворения. Произведения прозвучат в исполнении Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга (дирижер – Иван Столбов) и пианиста Александра Кашпурина. Кроме того, на вечере состоится мировая премьера сочинения художественного руководителя коллектива, композитора Антона Лубченко – «Зеленая увертюра» для большого симфонического оркестра.
«Иван Похитонов»
Русский музей собрал в Михайловском замке порядка 150 работ Ивана Похитонова и его выдающихся современников. Выставка приурочена к 175-летию со дня рождения мастера миниатюрной живописи. Похитонов вырос и сформировался как художник в России, но впоследствии большую часть жизни провел в Европе, где его крошечные, поражающие проработкой деталей картины пользовались большой популярностью. При этом художник никогда не порывал с родиной и регулярно посещал Россию.
Похитоновские «миньоны» (как их называли во Франции) составляют костяк экспозиции. Посетители выставки увидят виды России, Франции, Италии, Бельгии и других стран, а также его портреты Толстого и Тургенева. Подборку миниатюр Похитонова дополняют малоформатные произведения его творческого окружения – членов Парижского общества русских художников.
«Три»
Безоговорочный хит крошечного театра под руководством Петра Шерешевского. Режиссер отошел от канонического чеховского текста и, «разглядывая время сквозь время», написал новую пьесу. Действие происходит в сегодняшней коммуналке в центре Питера. А судьбы героев «Трех сестер» переплетаются с жизнями артистов, которые во время репетиций делились своими чувствами, мыслями и воспоминаниями. Постмодернистская игра со всем известным сюжетом, созданная этюдным методом в коллаборации режиссера и актеров, сочетает в себе и юмористический подход, и тонкую искренность. Перенос событий в современность проработан очень подробно, взаимоотношения персонажей изменились, их мотивации приобрели актуальность сегодняшнего дня. При этом дух пьесы удалось сохранить. Важно, что в этом спектакле Шерешевский, приметой почерка которого является киносъемка прямо на сцене, отказался от камер и экранов в пользу интимного, домашнего мира героев.
«Жизнь замечательных собак»
Тема выставки отсылает к знаменитой книжной серии «Жизнь замечательных людей», но вместо исторических деятелей ставит на первое место братьев наших меньших. Такой, казалось бы, игривый и несерьезный подход позволил Русскому музею продемонстрировать размах: в экспозиции собрано более 400 работ, созданных в период с XVIII в. до наших дней. Помимо произведений первого ряда – вроде портрета Екатерины II с левреткой кисти Боровиковского или «Охотников на привале» Василия Перова – зрители увидят десятки малоизвестных экспонатов, которые специально достали из запасников. Отдельные шедевры приехали из других городов, включая принадлежащую Третьяковке картину Павла Федотова «Завтрак аристократа» с белым пуделем.
Образы собак в самом разном исполнении – от живописи и графики до книжных иллюстраций, монет и игрушек – заняли три этажа Мраморного дворца. Но даже этого пространства им оказалось мало: подборка статуй и инсталляций встречает посетителей выставки во дворе. Старое искусство в экспозиции соседствует с актуальным: здесь можно найти как этюд Ильи Репина или картину Кузьмы Петрова-Водкина с изображением шпица, так и объект современного художника Ивана Горшкова, который приглашает задуматься над тем, может ли искусственный интеллект заменить лучшего друга человека.