Что слушать этой весной: Курентзис, Мацуев, советские хиты в стиле барокко
Главные события в мире академической музыкиКурентзис разбирает Малера на атомы, два концерта советских хитов – один в барочной аранжировке, другой – в исполнении Хиблы Герзмава и Олега Аккуратова, Денис Мацуев отмечает день рождения Чайковского Первым концертом. «Ведомости. Город» рассказывает, куда сходить любителям академической музыки в Москве этой весной.
1. Теодор Курентзис и Малер
Теодор Курентзис сказал однажды о сложившейся традиции исполнений симфоний Густава Малера: «Кажется, Малер мечтал бы, чтобы эту машину, которую мы думаем, что знаем, кто-то разобрал до винтика и построил заново». Похоже, сам дирижер именно этим и занимается. Грандиозное симфоническое творчество Малера, вершина развития оркестрового жанра, интересовало Теодора с детства. Говоря о Шестой симфонии, он отмечал, что в 10 лет уже знал ее по нотам, в 18 – анализировал для любимой девушки, но исполнение откладывал, мечтая сыграть «бескомпромиссно». А это возможно только с собственным оркестром.
Свой оркестр у Курентзиса появился 20 лет назад, и MusicAeterna прошел с маэстро огромный путь – тот самый, без компромиссов. С «разборкой» Малера даже не на болтики – на атомы. Музыканты оркестра были готовы два часа (а именно столько длятся отдельные малеровские опусы) работать стоя, ибо Курентзис считал, что акустически и энергетически это нужно. На Дягилевском фестивале ежегодно звучала одна из симфоний Малера, созданы аудиозаписи, а исполнение Пятой до сих пор показывают в кинотеатрах. Но предстоящий концерт особенный – Курентзис будет передавать свой опыт дальше. Он исполнит Четвертую симфонию с Российским национальным молодежным симфоническим оркестром – этот мощно заявивший о себе коллектив состоит из музыкантов, готовых к поиску и драйву.
Также в программе этого вечера – вокальный цикл Малера «Песни об умерших детях».
Где и когда: Концертный зал им. П. И. Чайковского, 30 апреля и 1 мая
2. Советские песни для барочного оркестра
Концертный зал «Зарядье» в своем проекте «Барокко 2.0» нацелен на перезагрузку традиции, и грядущий концерт – рискованная, но очень любопытная акция. Специально для этого вечера были заказаны оркестровые аранжировки хитов советского времени – это «Прекрасное далеко» Крылатова, «Нежность» и «Беловежская пуща» Пахмутовой, «Песенка о медведях» и «Куда уходит детство» Зацепина, «Маленький принц» Таривердиева и др. Вместе с певицей Василисой Бержанской программу исполнит оркестр Pratum Integrum, который одним из первых в России стал играть музыку барокко и классицизма на исторических инструментах.
Сама же Василиса – певица многогранная, одинаково хорошо владеющая и старинными практиками, и бельканто. Звезда на родине, она постепенно выходит на топовые позиции и в Европе. Так, в декабре 2024 г. она открывала сезон в миланском Ла Скала – в одной постановке с Анной Нетребко. Бержанская, будучи меццо-сопрано, бросила себе вызов – и исполнила сопрановую партию Татьяны в «Евгении Онегине». Таким образом, она осуществила задумку Елены Образцовой, великого меццо, которая на этот эксперимент все же не решилась.
Советские песни – другой полюс в расширении репертуара. Весьма непросто исполнить хиты так, чтобы зацепить публику, знающую каждую ноту и каждое слово. Но тем азартнее процесс.
Где и когда: Концертный зал «Зарядье», 1 мая
3. Концерт советских песен Хиблы Герзмава и Олега Аккуратова
А вот еще один пример работы с наследием советских песен – не такой интригующий в плане подачи материала. Зато даже завышенные ожидания будут гарантированно оправданны. Оперная примадонна Хибла Герзмава и джазовый пианист, импровизатор Олег Аккуратов впервые исполнили концерт «Где-то далеко, в памяти моей...» пару лет назад. И нашли интересный драматургический ход. Тогда прозвучали «Темная ночь», «Смуглянка», «На безымянной высоте» и, конечно, подарившая название программе «Песня о далекой родине» из «Семнадцати мгновений весны». Однако, вопреки традиции завершать военную программу песней «День Победы», они закончили ее на жизнеутверждающей ноте – солнечными, живыми хитами 1960-х и 1970-х: «Я шагаю по Москве», «Эхо любви».
Музыкантам удалось найти свою, ни на что не похожую интонацию, и это зацепило слушателя. Программа «Где-то далеко, в памяти моей...» получила продолжение. Год назад вышел одноименный диск на «Мелодии», а в честь 80-летия Победы этот концерт обретет театральную форму. За дело берутся главный режиссер Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Александр Титель и его постоянный соавтор художник Владимир Арефьев.
Где и когда: Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, 11 мая
4. Денис Мацуев ко дню рождения Чайковского
Денис Мацуев, если использовать лексику футбола, его любимого вида спорта, «забивает еще один гол» – вновь исполняет Первый концерт Чайковского. По признанию самого музыканта, счет уже давно перевалил за три сотни – и никому не надоедает. Ни публике, ни самому пианисту. С тех пор как юный Мацуев в 1998 г. с этим концертом победил на Конкурсе им. Чайковского, эта музыка практически стала его визитной карточкой. Музыкант давно преодолел стереотип, что он будто бы «исполнитель одного хита», но все равно регулярно возвращается к тому самому Первому концерту. В самых разных формах. Летом 2022-го на Красной площади на своем выступлении в честь победителей Олимпиады в Токио он смонтировал темы концерта Чайковского с песней группы Queen We Will Rock You.
В этом вечере, посвященном 185-летию Чайковского, помимо Первого фортепианного концерта прозвучит и другой шедевр композитора – Пятая симфония. За пультом Московского государственного симфонического оркестра – дирижер Иван Рудин.
Где и когда: Концертный зал «Зарядье», 7 мая
5. «Время, вперед!»
В музее «Новый Иерусалим» проходит выставка художника-авангардиста Александра Лабаса «Невесомость», где впервые его наследие представлено максимально полно. Любопытно, что нам также предлагают взглянуть на творчество Лабаса через призму эпохи и стремлений его современников. Музыковед Юлия Де-Клерк, в прошлом – руководитель музыкального отдела Пушкинского музея, предложила нестандартную концепцию параллельной программы. Цикл встреч «Время, вперед!» сочетает лекции с концертами. Один из заключительных вечеров будет посвящен музыке военного времени, а другой – пути человека в космос.
В концерте «Пушки и музы» прозвучат два фортепианных квинтета – Дмитрия Шостаковича и Мечислава Вайнберга. Первый, написанный накануне войны, сегодня признан шедевром. Личная боль, предчувствие катастрофы – Шостакович в этой музыке предельно откровенен. О Вайнберге стоит сказать отдельно. Польский композитор с приходом нацистов бежал из страны и чудом остался жив, найдя новую родину – СССР. Вся его семья погибла. О его фортепианном квинтете (1944 г.) Шостакович скажет: «Эта музыка написана кровью...»
Космическая тема предстанет в неожиданном ключе. Будет показан фильм «Космический рейс» (1935 г.), сюжет которого повествует о путешествии советских людей на Луну. Консультантом картины – где правдоподобно изображена конструкция ракеты и передано ощущение невесомости – выступил Константин Циолковский. Сам фильм немой, и специально для показа в «Новом Иерусалиме» Ираида Юсупова сочинила звуковой ряд, причем композитор попыталась попасть в стилистику 1930-х.
Где и когда: Музей «Новый Иерусалим», 10 и 24 мая
6. «Картинки с выставки 2.0»
Еще одна музейно-музыкальная история. Музей музыки раскрывает свои запасники и выводит на свет 13 картин из своей коллекции. Причем полотна «Дочь Пилата» Василия Поленова, «Лиловый конь» Бориса Шаляпина (сына легендарного баса), «Сон Прокофьева» Павла Борисова экспонируются впервые. Как отмечают кураторы, выбор экспонатов не случаен – все они работают с вечными темами жизни и смерти, земного и небесного, фантасмагории и реальности. Концептуально экспозиция объединена и музыкой. Музей обратился к композитору Кузьме Бодрову, который в миниатюрах для виолончели и фортепиано выразил свои ощущения от каждой картины. Как когда-то Мусоргский по следам выставки работ своего умершего друга Василия Гартмана написал свой шедевральный цикл «Картинки с выставки». Отсюда и название экспозиции. Пьесы Бодрова можно послушать по QR-коду через свой смартфон или взять аудиогид.
Где и когда: Музей С. С. Прокофьева, до 22 июня