Читайте также
Приключения на седую голову: 4 фильма с немолодыми и немеркнущими звездами
Как кризис поменяет лицо города: что будет на освободившихся площадках
5 подкастов о новой этике и старом этикете

Что смотреть в кинотеатрах: пойдет ли зритель на индийские и корейские фильмы

Чтобы заполнить афишу релизами из Индии, Южной Кореи, Бразилии, нужны месяцы работы
NH Studioz

Кинотеатры в одночасье лишились возможности демонстрировать голливудскую продукцию, которая обеспечивает 80% сборов. «Ведомости. Город» изучает, что сейчас смотреть в кинотеатрах – и заменят ли индийские или южнокорейские фильмы громкие премьеры западных студий.

В конце февраля офисы американских студий начали отменять релизы блокбастеров в России, а потом и вовсе ушли с нашего рынка. Это – Disney, Sony, Warner и Paramount. Масштабный исход начался накануне мартовских праздников, на которые приходится всплеск спроса: «длинные выходные» всегда приносят кинотеатрам существенную часть выручки. За шестидневный уик-энд 3–8 марта кинотеатры посетило 2 млн зрителей – меньше, чем, например, в обычный четырехдневный уик-энд 10–13 февраля, когда вышел последний американский блокбастер «Анчартед». Для сравнения: в 2019 г. в мартовские выходные было куплено 4,5 млн билетов, в 2018-м – 4,6 млн, в 2016-м – 5,5 млн.

В начале марта 2022 г. очень высокие цифры должен был обеспечить «Бэтмен» (перезапуск всей серии), один из важнейших релизов года. Кинотеатры готовились к премьере, оставляя самые выгодные сеансы под этот блокбастер: по подсчетам Ассоциации владельцев кинотеатров и «Бюллетеня кинопрокатчика», голливудская продукция обеспечивает 80% сборов. Но Warner Bros. отменила старт фильма в России прямо накануне премьеры.

Репертуар кинотеатров планируется за недели до релизов, и резко перестроиться на новую реальность, в которой нет блокбастеров, трудно. Частично брешь по сеансам удалось закрыть перевыпуском фильмов. Только в марте в графике релизов – 12 перевыпусков, среди которых как классика вроде фильмов трилогии «Три цвета», «Касабланки» и «Криминального чтива», так и относительно свежие «Еще по одной» и «Отец», плюс оба «Брата» Алексея Балабанова.

Кинокомпания CTB

Посещаемость кинотеатров была очень низкая. Если взять десятку кассовых лидеров, то выше 20 человек на сеанс она поднялась только у мультика «Зверопой-2» – лишь за счет того, что самих сеансов было очень мало (всего 1600), эта анимация добирает кассу по крупице после двух месяцев успешного проката. 

Как рассказала Юлия Солдатова, управляющий партнер компании «Киноплекс», член совета Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК), рынок в замешательстве. «Крупные российские студии новых релизов нам не предложили, – говорит Солдатова. – Между собой мы говорим о каких-то мероприятиях для детей, подростков. Даст ли это реальные деньги? Не уверена. АВК составила уже два письма в Минкультуры с просьбой о поддержке кинопоказа. Пока ответа нет, нам нужны качественные релизы российского производства». Именно с нехваткой релизов связано требование АВК в дальнейшем запретить зарубежным студиям владеть правами на российские фильмы, поддержанные государством. 

Кинотеатры очень рассчитывают, что часть прибыли обеспечит «Пушкинская карта» для зрителей от 14 до 22 лет, на нее в этом году государство перечислит 2000 руб. каждому именно на кино. Среди возможных мер поддержки отрасли кинотеатры, кроме прямой субсидии, называют уроки культуры в школах и вузах, создание общего резервного фонда на техмодернизацию, списание кредитов. Также идет речь и о создании оперштаба при Министерстве культуры с приглашением в него владельцев кинотеатров, чтобы выработать оперативные меры.

Bound Entertainment

«Если речь идет о 2-3 месяцах и последующем возвращении к ранее существовавшей системе проката, то при должной государственной поддержке кинотеатры смогут пережить это время, – считает владелец региональной сети кинотеатров «Люмен Фильм» Павел Поникаровский, член совета АВК. – В нынешней парадигме кинотеатры выжить не смогут. Уже сейчас мы наблюдаем падение выручки в районе 40% минимум».

Негде взять

Нельзя просто взять и насытить репертуар картинами с других рынков, например китайскими, турецкими или индийскими. «Можно привезти кино из Бразилии или Турции, но заставить людей платить за то, чтобы его посмотреть, – практически невозможно», – убежден Поникаровский. Чтобы дополнить кинопоказ релизами с новых рынков, нужно установить связи, это месяцы работы.

«В СССР индийские фильмы собирали миллионы зрителей. Но не было конкурентов: пара французских картин в год, пара итальянских, что-то из соцлагеря – и советское кино. Индийское кино было ярким, волшебным, музыкальным. Но аудитория поменялась, и теперь нужно опять лет двадцать «ничего», чтобы зритель пошел на индийские фильмы. Это вполне реально. Но продукт нужен сейчас – такой, который принял бы зритель», – объясняет главный редактор сайта «ПрофиСинема» Нина Ромодановская.

Panorâmica

«Независимые дистрибуторы смогут обеспечить рынок контентом на ближайшие несколько месяцев, – рассказывает руководитель Arna Media Надежда Мотина. – Дальше все будет зависеть от ограничений по работе с иностранными юрлицами, которые меняются каждый день. И непонятно, какая ситуация будет в экономике, останутся ли у людей деньги на кино. Есть пример китайского рынка, который живет за счет национального контента и жестко регламентирует продукт извне. Не знаю, насколько такая модель может сложиться у нас. Но на переход к ней потребуется время». 

Из крупных релизов на март оставался только «Ампир V», его должен был выпустить российский офис Sony: компания поначалу не отказывалась от обязательств по выпуску отечественных картин. Но все же ушла с рынка, и картиной занялся независимый прокатчик «Вольга». Релиз, намеченный на 31 марта, был перенесен на неопределенный срок.

В начале апреля в московских кинотеатрах остаются не самые известные американские фильмы, а также можно посмотреть японскую оскароносную драму по рассказу Харуки Мураками «Сядь за руль моей машины» и фильм-призер Каннского фестиваля норвежца Йоакима Триера «Худший человек на свете».

Самое популярное
Городская недвижимость
Более 10 000 москвичей получили квартиры по программе реновации с начала года
Ключи вручили жителям 280 домов во всех административных округах столицы
Свободное время
В Серебряном бору проведут локальное благоустройство
Обновят лавочки, урны, шезлонги, душевые кабины, детские и спортивные площадки
Наш город
Спорт на ВДНХ и собаки-проводники – хорошие новости недели
Завершаем неделю положительными новостями
Наш город
Москвичей предупредили о перекрытии движения на внешней стороне МКАД
Ночью с 18 на 19 апреля автомобилистам будет недоступен участок от Минского до Новорязанского шоссе
Горожане
Никола Мельников: «Если есть мурашки, значит это работает»
Гуляем по Москве с пианистом и композитором
Свободное время
Куда пойти в выходные 20-21 апреля
Только интересные события в Москве
Наш город
Ждем грозу: южный циклон принесет в Москву опасную погоду
Городские службы переведены в режим повышенной готовности
Наш город
В топ-100 лучших ресторанов России вошли 36 московских заведений
Заммэра Наталья Сергунина рассказала о вручении всероссийской премии столичным рестораторам
Наш город
Горящая пора: авиапатрулирование в столичном регионе стартует 1 мая
За пожарной безопасностью лесов в Москве будут следить 10 воздушных судов
Культурный город / Интервью
Юрий Чурсин: «Засиживаться на одном месте я не могу»
Звезда театра и кино рассказал о новых премьерах и о том, как ему удается совмещать роли актера и режиссера
Культурный город
Что покажут на Московском международном кинофестивале
Французский ужастик о вампирах и документальное кино о «брюслимании»
Наш город
Собянин: в Москве благоустроят свыше 2500 общественных пространств
В столице преобразят парки, скверы, дворы и, конечно, улицы
Свободное время
От спектакля до мастер-классов: где провести «Библионочь» в Москве
Организаторы подготовили около 1000 мероприятий во всех округах столицы
Наш город
Транспорт без пробок: какие изменения ждут велосипедистов Москвы в этом сезоне
Всего для проката будет доступно порядка 11 000 устройств
Наш город
Как московские ярмарки стали центром притяжения горожан и туристов
В 2023 г. их посетителями были более 6 млн человек, а предприниматели продали 11 642 т продукции