Читайте также
Осенние выставки: чарующая Москва Юрия Пименова и отвергнутые шедевры
Как и для чего Лев Толстой решил написать «Анну Каренину»
Что покажут зрителям на выставке «Виктор Цой. Путь героя» в Манеже

Как режиссер «Гоголь-центра» сделал из учебника математики детектив в стиле «Города грехов»

Рецензия на новый спектакль «Гоголь-центра» по пьесе «Исчезнувший велосипедист»
Пресс-служба «Гоголь-центр»
Пресс-служба «Гоголь-центр»

В конце января «Гоголь-центр» выпустил спектакль «Исчезнувший велосипедист». Его поставил молодой режиссер Филипп Гуревич. Он сумел превратить безликих и неприметных героев пьесы Константина Костенко в ярких персонажей иронического нуара (кинематографический термин, применяемый к голливудским криминальным драмам 1940-х — 1950-х г. – Прим. редакции.), которым по-настоящему сопереживаешь.

Никто не уйдет

Драматург Константин Костенко – талантливый современник, не доживший до признания и погибший в 53 года. Его работы часто поднимают тему несвободы героев. Ранняя пьеса Костенко «Клаустрофобия», которая рассказывает о троих, заточенных за решетку, уже 15 лет успешно идет в Коляда-центре. Каждый персонаж носит внутри столько тьмы, что кто-то точно не доживет до конца повествования. Зрелая работа «Родина» – русский парафраз выражения «Большой брат следит за тобой», посвящена неусыпному вниманию спецслужб, а также тому, насколько можно извратить, использовать и обессмыслить понятие «патриотизм». Но из последних сочинений Костенко «Техническая неисправность» – история о журналисте, который безуспешно пытается выбраться из маленького города, куда его завел то ли случай, то ли человеческое коварство, где все хотят сделать из него достойного человека, пусть даже доведя до смерти. 

В поздней пьесе Костенко «Исчезнувший велосипедист» населяющие ее персонажи опять заперты – на этот раз в пространстве учебника по математике для 5-го класса. Ведь все они – герои задач. Но однажды из математической задачки про Пешехода и Велосипедиста, которые двигаются навстречу друг другу из точки А в точку Б испокон веков (точнее со дня выпуска учебника), пропадает Велосипедист. За дело берется Следователь, и вместе с Пешеходом они отправляются в опасное путешествие по учебнику, разыскивая следы пропавшего. 

Пресс-служба «Гоголь-центр»
Пресс-служба «Гоголь-центр»

По ходу действия

Режиссер играет с детективным нуаром, раскладывает жанр на составляющие, разоблачает и снова заставляет играть всеми красками, раскачивая зрителей на качелях эмоций от хохота до слез. В спектакле много абсурда, сюрреализма, выходов в альтернативное пространство, музыки и пластических этюдов. Динамичный ритм постановки ускоряется и раскручивает спираль загадочных событий, приводя к совершенно неожиданному финалу. 

 «На сцене мы иронизируем над нуаром, но выбираем именно этот жанр основополагающим для повествования. Здесь вы увидите аллюзии на «Город грехов» Тарантино и Родригеса, «Китайский квартал» Полански, «Мальтийского сокола» и «Твин Пикс», – объясняет Филипп Гуревич.

В пьесе Костенко персонажи не имеют ни имен, ни выраженных характеров – как положено математическим переменным, они изображены схематически. Режиссер Филипп Гуревич наделяет их привычками, манерой, историей, на каждую фигуру наносит слой за слоем человеческое и личностное. Пешеход (сейчас его играет Андрей Васильев, в следующем месяце его сменит брутальный Иван Фоминов) покоряет с первой же минуты появления на сцене – когда в смешных обтягивающих икры гольфах прогуливается дурацкой походкой под фанк-версию трека «Sixteen Tons». В финале улыбчивый рохля преображается. Мы видим его на грани отчаяния, и он способен на многое.

В поисках главного героя

Однако главный герой на сцене, как и положено в детективе, – Следователь (Иван Бровин). Он находится в депрессии и всегда в похмельном состоянии. В болезненных видениях он видит Женщину-Мечту (Рита Крон) – с ее головы капает кровь, и она поет что-то невыразимо трагическое. Если в оригинальной пьесе Следователь – довольно неприятный тип, зацикленный на должностных обязанностях, то в исполнении Ивана Бровина это несчастный и мятущийся персонаж. Сама мысль о том, что кто-то может возжелать воли и ради этого забыть о правилах, поражает его, сотрясает все основы его миропонимания. Но каждый раз, жертвуя свободой выбора ради долга, он разрушает себя.

Пресс-служба «Гоголь-центр»
Пресс-служба «Гоголь-центр»

Режиссер Филипп Гуревич умело разбавляет драму ироническими штампами – Следователь облачен в классический для всех детективов мира бежевый тренч, который периодически картинно распахивает. Его лицо украшено свежим кровоподтеком, он запивает таблетки алкоголем и разговаривает глубокомысленными банальностями: «Сначала вы молоды и верите в то, что можете искоренить преступность, а затем давитесь на ужин холодными макаронами, болеете экземой и простатитом и больше ни во что не верите. Просто выполняете свою работу».

Холодными макаронами и замкнется в финале сюжетная линия этого героя. Когда он, не веря в возможность разорвать замкнутый путь высшего предопределения, увлечет в воронку своего неверия невинного человека.

«Мы смотрим на мир пьесы глазами Следователя, – рассказывает Филипп Гуревич, – Через него мы следуем за историей. Ее можно трактовать так, что все происходит в голове у Следователя и на самом деле нет никакого Пешехода, и все это только рефлексия персонажа, который устал ходить из пункта А в пункт Б, понимает несовершенство этого мира, но не может его принять, и от этого внутри развивается этот слом. Как в «Джокере» у Тодда Филипса – есть теория, что сюжет фильма происходит в голове у сидящего в психбольнице героя. Эта неопределенность очень характерна для жанра нуарного детектива, где реальность стирается».

Женщина-Мечта

Одна из самых ярких второстепенных ролей в спектакле принадлежит Рите Крон, артистке «Гоголь-центра» и певице, участнице шоу «Голос». Режиссер признается, что именно благодаря ей сложилось полностью живое музыкальное сопровождение спектакля.

Рита Крон, как и все артисты второго плана, играет в «Велосипедисте» сразу несколько ролей: она и старая (и почему-то голая) Мать, и Проститутка №2, она играет на баяне и исполняет джазовые стандарты.

Пресс-служба «Гоголь-центр»
Пресс-служба «Гоголь-центр»

«Femme fatale — обязательный персонаж в нуаре. Она входит в пространство главного героя, и, скорее всего, приведет его к опасному повороту жизни», – говорит Филипп Гуревич.

Но даже она, невыразимая Женщина-мечта, не может помочь герою в главном выборе в его жизни. Так работают пьесы Костенко, помноженные на режиссерский стиль Гуревича и переосмысленные на сцене в мелкую серую клеточку с концептуальными световыми рисунками от художников Анны Агафоновой и Антона Трошина. 

Самое популярное
Наш город
Старейший в городе: как идет реконструкция Ленинградского вокзала
После работ площадь залов ожидания вырастет более чем втрое
Наш город
Будет лучшим: Куклачев оценил идею строительства нового цирка в Москве
По словам мэра, старое здание на проспекте Вернадского исчерпало свой ресурс
Наш город
Собянин: в ОЭЗ «Технополис Москва» вошли еще четыре производственные площадки
В прошлом году резиденты и арендаторы особой зоны инвестировали в развитие 215 млрд рублей
Свободное время
Куда пойти в выходные 15–16 февраля
Самые интересные события в Москве
Наш город
Собянин призвал москвичей проголосовать по теме создания нового большого цирка
Горожанам предложат выбрать место размещения объекта
Умный город
Московская торговля: на онлайн-портале столицы запустили новый спецпроект
Сегодня на городских рынках представлены продукты более чем из 80 регионов России
Культурный город
Что слушать этой зимой: «Лоэнгрин» в Большом и две «Свадебки» Стравинского
Главные события в мире академической музыки
Свободное время
В мире животных: Московский зоопарк отмечает день рождения
Сейчас он занимает первое место на планете по разнообразию видов
Горожане
Юлия Пересильд: «Для меня первичен даже не персонаж, а сценарий»
Звезда «Финиста» и «Вызова» – о молодой Яге, любимых местах Москвы и актрисах, которыми восхищается
Наш город
Шагая по столице: на каких площадках проекта «Зима в Москве» стоит побывать
Центр города в этом году стал местом встреч и дружеских фотосессий
Городская недвижимость
Столичные предприниматели все чаще покупают помещения в домах-памятниках
В исторических зданиях открываются гостиницы, кафе и другие точки притяжения москвичей и гостей города
Наш город
Собянин: путепровод через СЗХ у Новозаводской улицы будет достроен в 2026 году
Мневниковская пойма станет крупным центром с 3 млн «квадратов» недвижимости
Умный город
Оксана Сударева: «КЭДО может стать конкурентным преимуществом ритейлера»
Руководитель домена управления персоналом ГК «Лента» – о важности цифровизации бизнес-процессов
Свободное время
Это наш конек: катки на площадках проекта «Зима в Москве» открыты в любую погоду
В этом году в столице работают два десятка площадок с искусственным льдом
Культурный город
В 2024 году с помощью платформы «Москино» согласованы съемки более 600 проектов
Онлайн-ресурс является частью стратегии столичной мэрии по развитию киноиндустрии в Москве