Куда пойти в выходные 8–11 мая
Только интересные события в МосквеКлассика антивоенного кино, прима-балерина Диана Вишнева в фильме Анны Меликян, тайна смерти Гоголя и второго тома «Мертвых душ», истории старого рояля и загадки старого кладбища. «Ведомости. Город» выбрал развлечения на любой вкус.
Что посмотреть и послушать
«Иди и смотри»
9 мая в киноцентре «Октябрь» пройдет показ одного из самых известных фильмов о Великой Отечественной войне – «Иди и смотри» Элема Климова. В основу картины легли материалы о нацистских карательных операциях на территории Белоруссии. Сотни населенных пунктов были уничтожены, а их жители расстреляны или сожжены заживо. Символом этих преступлений против человечности стала деревня Хатынь. События фильма мы видим глазами мальчика (Алексей Кравченко), который стал свидетелем одной такой операции – и за два дня превратился в седого старика. Работа Климова часто упоминается в различных списках лучших фильмов в истории кино и оказала большое влияние на жанр военного фильма. В «Октябре» будет показана отреставрированная версия, получившая приз на фестивале в Венеции за качество ремастеринга. Обсуждение после сеанса проведет культуролог Евгений Жаринов.
Context. Diana Vishneva
10 и 11 мая Новая сцена Большого театра приглашает на фестиваль современной хореографии Context, основателем и арт-директором которого является прима-балерина Диана Вишнева. В программу вошли фрагменты танцевальных спектаклей последних лет одноименной труппы Context (создана в 2022 г.): «Созерцание. Вариации» (с музыкой Филипа Гласа), «Сингулярность», Lacrimae (пластическая метафора музыкального произведения Генделя) и др. Кроме того, анонсирован премьерный показ новых постановок «Бардо» и «Болеро», причем в последней наряду с Дианой Вишневой и коллективом Context будет задействована и танцевальная труппа musicAeterna Dance. На фестивале также покажут документальный короткометражный фильм «Диана» режиссера Анны Меликян, в котором запечатлено сольное выступление Вишневой под музыку Баха.
«Сберегите нам Скрябина»
В Мемориальном музее А. Н. Скрябина открылась выставка о том, как институция пережила военные годы. Несмотря на то что прием посетителей-экскурсантов во время Великой Отечественной был временно прекращен, творческая жизнь в Доме Скрябина не замерла. Здесь давали концерты пианисты Владимир Софроницкий, Генрих Нейгауз, Самуил Фейнберг, читал стихи Борис Пастернак, а лекции – литературовед и священник Сергей Дурылин. Мария Скрябина, дочь композитора и научный сотрудник музея, увлеченная идеями теософии и антропософии, организовала занятия эвритмией (синтез пантомимы с музыкой и декламацией) – по системе, разработанной эзотериком и первым антропософом Рудольфом Штайнером. В экспозиции представлены артефакты той эпохи – редкие фотографии, предметы быта, переживший бомбежки рояль фирмы C. Bechstein, на котором играл не только сам Скрябин, но и Рахманинов.
«Последние дни Николая Гоголя»
Жизнь Гоголя окутана множеством тайн – так чему удивляться, что и его смерть обросла легендами. 11 мая любой желающий может посетить новую экскурсию по Дому Гоголя. Сотрудник музея Артем Никитин попытается отделить истину от домыслов и мифов и расскажет: правда ли, что великого писателя похоронили живьем? И действительно ли незадолго до кончины он сжег второй том «Мертвых душ»? А если да – то почему решил уничтожить свое главное творение? В мемориальной экспозиции сохранены многие аутентичные предметы и детали интерьера времен Гоголя – в том числе камин (в огне которого он сжег многие свои рукописи), письменный стол и конторка, за которыми работал. И посмертная гипсовая маска, снятая скульптором Николаем Рамазановым.
Где погулять
«Загадки Введенского кладбища»
Среди фанатов городских прогулок есть немало любителей такого неочевидного места, как старые кладбища. Этот интерес к надгробиям и склепам даже имеет свой термин – тафофилия. Понять «тафофилов» легко – многие кладбища давно стали памятниками архитектуры и наглядной историей города. 11 мая краеведы-любители могут присоединиться к пешеходной прогулке по одному из старейших московских некрополей – Введенскому (Немецкому) кладбищу, где традиционно хоронили иностранцев. Эта встреча носит подзаголовок «Британский след», а ее героями станут подданные английской королевы, обретшие здесь последнее пристанище. В их числе, например, ирландец Джон Филд – пианист-виртуоз и основоположник жанра ноктюрна, написавший, среди прочего, вариацию на «Камаринскую».