Небо, самолет, девушка
Где в Москве «поймать» взлетающий лайнер, увидеть сверху судоходные шлюзы и что вам это дастВечному спору между физиками и лириками можно положить конец, встретившись у кромки летного поля или глядя на проплывающие по каналу имени Москвы теплоходы. Одних пленит мощь и сила техники, других – необычные виды и атмосфера.
Ловцы самолетов
Споттинг – это наблюдение и фотографирование самолетов. В настоящем споттинге все поставлено на серьезную основу. Важно не только сфотографировать самолет, но и снять его так, чтобы был виден бортовой номер. И, по идее, даже фиксировать, когда, куда и во сколько прилетел. В общем, прямо шпионский фильм!
На самом деле тех, кого споттинг серьезно захватил, уносит ввысь. Скоро человек волей-неволей начинает различать самолеты, даже если до этого не был замечен в любви к авиации. Потом пытается собрать коллекцию всех видов лайнеров, чтоб у тебя был и «Боинг», и «Аэробус», и «Фалькон», и «Як». Потом уже мечтает иметь в фотоархиве всю линейку лайнеров, например, все «Ил». Ну это как если бы засняли все «Жигули» от «копейки» до нынешней «Лады».
Еще у самолетов есть разные ливреи – так называют внешнее оформление лайнеров. Это естественный способ выделиться, поэтому и авиакомпании очень стараются, делают красиво, часто меняют свой фирменный стиль. Для споттинга – это новые фото, пополнение коллекции. В общем, поводов заморочиться – море. Ну и не забывайте, что и требования к фотографиям, даже любительским, в наш век сильно возросли. Поэтому сделать небанальный снимок садящегося самолета тоже не последняя задача, с которой новичку сразу не справиться.
На западе споттеры сотрудничают со службой авиационной безопасности, могут снимать самолеты с каких угодно ракурсов. Бывали случаи, когда фотографии любителей помогали расследованию авиационных происшествий.
Первый официальный споттинг в Москве прошел летом 2007 года в «Домодедово». С тех пор все аэропорты – и «Внуково», и «Шереметьево», и «Домодедово» – довольно часто собирают группы споттеров и привечают их даже на летном поле. Несколько разных точек, 100 м до взлетно-посадочной полосы – восторг фаната.
Есть и те, кто приезжают снимать нелегально, даже придумали специальное название для таких мест – «подзаборинг». Поэтому, отправляясь смотреть на самолеты, не забывайте, что незаконное проникновение и фото без разрешения запрещены. А вот наблюдать и наслаждаться можно.
В Москве выбор для споттинга велик, как-никак три огромных аэропорта. В допандемийные времена в пиковые часы в московских аэропортах совершалось до 50 посадок в час. «Домодедово» далековато. И точки для разглядывания самолетов здесь находятся в труднодоступных местах, проехать можно, но дорога затмит все другие впечатления.
«Внуково» – самый близкий, сейчас вообще находится на территории Москвы. Но точек для интересного наблюдения немного. Или прямо сразу после съезда в сторону аэропорта, или в торце полосы у поселка Кирпичного завода. Не забывайте, «Внуково» еще и правительственный аэропорт, что влечет дополнительные меры безопасности. Зато тут повышенный трафик джетов.
Самый популярный у любителей понаблюдать за самолетами – «Шереметьево». Куча способов добраться и близко от Москвы. Самое то для необычной, но не экстремальной прогулки. Самое известное и давнее место – Старошереметьевское шоссе, практический объезд по забору аэродрома. Там иногда даже можно припарковаться. Идеально для беззаботного споттинга.
Недавно открытая третья полоса уже тоже освоена любителями авиационных пейзажей. Лучший обзор на взлеты-посадки на холме рядом с обычным дачным поселком. Ориентируйтесь на улицы Дубовая, Зеленая, Малиновая и остановку автобуса «Лунево-Конечная».
Самая низкая точка глиссады у деревни Перепечино. Это чуть дальше по шоссе 46к 0030, ориентир – остановка «По требованию».
Сейчас, когда соцсети полны видео из самых невероятных мест мира, сложно поверить, но огромная железяка, пролетающая над вашей головой в реале, производит ни с чем не сравнимое впечатление. Непосредственно перед посадкой скорость самолета достигает 250 км/ч, а высота – 600 метров.
В конце концов, если стоять на улице для вас совсем экстремальный вариант, отличный вид на летное поле «Шереметьево» открывается и из ресторана под крышей одной из аэропортовских гостиниц.
В нашу гавань заходили корабли
В черте Москвы четыре шлюза. Забавно, что если вы решите следовать логике и окажетесь на Шлюзовой набережной в районе Павелецкой, то совершите ошибку. Шлюза здесь давно нет, одно название. Шлюз разобрали после строительства канала имени Москвы. Тем не менее даже пешеходный мостик через Водоотводный канал, построенный аж через тридцать лет, все равно назвали Шлюзовым. Такие причуды московской топонимики.
Маленький, но приметный шлюз есть на Яузе на Сыромятнической набережной, но увидеть его в действии не придется: он практически не используется, река за ним не судоходная.
Рассмотреть шлюзы, понять, как они работают, или просто помечтать, глядя на белые пароходы, можно на двух шлюзах в Тушине, в Мневниках или в Коломенском. Обычные сроки московской навигации с апреля по ноябрь. В разгар сезона шлюзы пропускают десятки судов в сутки. Тогда и в камеру шлюза запускают сразу несколько плавсредств. На каждый шлюз корабли тратят около часа.
Шлюз – это водный лифт для кораблей. Камера шлюза закрывает створки нижних ворот и заполняется водой. Корабль поднимается на высоту вместе с водой. Потом открываются верхние ворота и суда выходят на новом уровне, а в освободившийся шлюз заходят те корабли, которым нужно спуститься вниз. Створки закрываются, вода сливается, корабль опускается и выходит уже на нижнем ярусе.
Два шлюза в Тушине разделяет тоннель Волоколамского шоссе. Это, пожалуй, самый напряженный транспортный узел Москвы – автомобили и трамваи едут в тоннеле, над ними семь метров воды и плывущие теплоходы, а над ними еще и железнодорожный мост! К шлюзу №7 можно подойти от метро «Тушинская», ориентироваться на пересечение Большой Набережной улицы и улицы Долгова. Можно зайти с другой стороны через прекрасный парк Покровское-Стрешнево. Изюминка этого места – пешеходный мостик, перекинутый над нижними воротами шлюза. По легенде, его построили, чтобы жильцы из небольшого поселка работников канала «Волга-Москва» ходили на станцию.
Шлюз №8 недалеко от метро «Спартак» – за стадионом парк, за парком шлюзовая насыпь. На берегах этого шлюза две скульптуры: девушка с рыбой и матрос. Хотя остальной декор навеян близостью Тушинского аэродрома. Архитектором шлюзов и тоннеля был ученик Жолтовского Владимир Кринский.
Седьмой и восьмой шлюзы вполне можно объединить в одну прогулку по набережной. Пешеход и не заметит, что на таком коротком участке эти гидросооружения позволяют кораблям преодолеть перепад высот в 36 метров.
На набережной у жилого комплекса «Алые Паруса» – место, где канал соединяется с Москвой-рекой.
На шлюз № 9 можно взирать с Карамышевского моста, соединяющего улицы Народного ополчения и Нижние Мневники, который находится прямо над шлюзом. Архитектором шлюза был ученик Щусева Алексей Рухлядев. При участии уже упоминавшегося архитектора Владимира Кринского – он создал великолепный комплекс Северного Речного вокзала.
Тем, кто живет на юге, можно прекрасно прогуляться по парку Коломенское – шлюз №10 практически замыкает набережную. На другой стороне реки – таинственный, почти расселенный поселок Шлюзы, попасть туда по-прежнему можно только по пропуску. Проходящих судов здесь значительно меньше. А расписание шлюзования во всей акватории московского гидроузла, к сожалению, в общем доступе нигде не выкладывают. Так что подгадать проще все же на севере, в Тушине.
В общем, чтобы вы ни выбрали – проплывающие в небе самолеты или летящие над водной гладью суда – время проведете интересно.