«Розовое платье»: спектакль Боякова вокруг «Трех сестер» Немировича-Данченко

«Этот спектакль будто создан для того, чтобы попасть в «Инстаграм»
Пресс-служба МХАТ
Пресс-служба МХАТ

8 октября в МХАТе им. М. Горького состоится премьера спектакля режиссера Эдуарда Боякова «Розовое платье». «Город» посмотрел постановку накануне.

Этот спектакль начинается тогда, когда в других театрах зрители уже расходятся. В 22:00, сразу после реконструированных «Трех сестер» Немировича-Данченко. Свет приглушен, капельдинеры уступают пространство уборщицам, и одна из них как раз-таки оказывается на сцене. А там —  занавес опущен, но знаменитые декорации Владимира Дмитриева еще не разобраны и из слов пятидесятилетней женщины в синем застиранном халате становится понятно, что она — та самая чеховская Наташа. Не метафорически, а буквально — Наташа, пережившая революцию, Гражданскую войну, личные потери.

Играет главную роль Ирина Линдт, пришедшая в труппу МХАТа им. М. Горького в прошлом году. Чуть больше чем за месяц она освоила 40-страничную роль, по-актерски обжила многословный рассказ о жизни Наташи внутри и за рамками чеховской пьесы. В итоге история, которую они с Бояковым рассказывают, имеет все, чего ждут зрители: и смех, и слезы, и любовь, и то самое розовое платье с зеленым пояском, давшее название спектаклю.

Ход не новый. Спектаклей-фантазий о чеховских персонажах, да и о самом Антоне Павловиче, предостаточно. В том же МХАТе им. М. Горького идет постановка Сергея Десницкого «Мифический муж и его собака», в центре которого — непростая личная жизнь писателя. Но у Десницкого — традиционный драматический театр. Бояков же, по собственному признанию, отталкивался в создании «Розового платья» от мысли, что Чехов для своего времени был новатором, изменившим театральный язык, — достаточно вспомнить первую постановку «Чайки», чтобы понять, каким авангардом выглядели его пьесы. 

Выглядит ли новаторски работа Боякова? Для МХАТа им. М. Горького — безусловно. Тут тебе и соединение жанров, и приятный полуторачасовой формат. Было бы странно, если бы за этим перечислением не последовало «но…». Однако, как опытный продюсер, Бояков стелит себе соломку, объясняя, что «Розовое платье» — признание в любви к великому автору, великому спектаклю, великому принципу авторской свободы. 

«Мы не отменяем чеховских сестер, мы из трио делаем квартет, — говорит Бояков. — Мы обращаем внимание на жизнь персонажа, который не становился центром режиссерских решений. Чаще всего Наташу представляли как бездуховное существо, очень материальное, проигрывающее во всех отношениях сестрам. Но сегодняшнее время предполагает внимание к отдельному человеку не меньше, чем во времена, к примеру, Достоевского. И не последнюю роль в этом играет современная информационная среда, создающая удивительное пространство, в котором каждый может предъявить свою правду, свой аккаунт, если говорить языком социальных сетей, и свою историю —  свои stories. И это, как ни парадоксально, более востребовано, нежели традиционные романные формы».

Поспорить с этой мыслью трудно, потому что «Розовое платье» как будто создано, чтобы попасть в «Инстаграм»: режиссер подводит к тому, чтобы зрители активно снимали интерьеры в стиле брежневского модерна, элементы декораций, колоритных уборщиц. Да даже фото на фоне подсвеченного ночными огнями здания театра сработает Боякову в плюс. 

Билеты на «Розовое платье» продаются отдельно от «Трех сестер», но, как говорит худрук, есть довольно большая часть зрителей, покупающих билеты на оба спектакля. Насколько у такой театральной дуплекс-модели будет финансовый потенциал, Бояков прогнозировать не решается, но надеется, что в какой-то момент на второй спектакль будет продаваться не 200 билетов, как сейчас, а столько же, сколько на первый. А весь зал бояковского МХАТа — это, на минуточку, 1300 мест.

Самое популярное
Городская недвижимость
Люксовый ритейл: как развивается этот сегмент в центре столицы
Эксперты считают, что нишу на рынке могут заполнить предложения в рамках новых жилых проектов
Другие города
Архитектурный дайджест: больница-сад, платный балкон в Вероне и колоссы Мемнона
Что произошло в мире архитектуры на прошлой неделе
Наш город
Мороз и солнце: синоптики предупредили о резком похолодании в Москве
В столичный регион на неделе придут холода и безоблачная погода
Другие города / Мнение
Побережья будущего
Почему нужно обучать молодых архитекторов проектировать пространства у воды
Свободное время
Лучшие катки Москвы: покататься на коньках зимой 2025–2026 с ценами и адресами
Главные места для катания на коньках для взрослых и детей
Наш город
Город для людей: что такое урбан-психология и как она влияет на человека
В России развивается новая дисциплина, изучающая взаимоотношения человека и городской среды
Горожане / Мнение
Гений места
Как известные личности создают городские бренды
Городская недвижимость
«Вавилонская башня»: как офисы справляются с множеством резидентов
Владельцы БЦ для этого стали чаще привлекать партнерские УК
Наш город
Дожди, гололедица и холод: какая погода ожидается в Москве на выходных
Новый циклон, пришедший с северо-запада, принесет морозы в столичный регион
Наш город
Андрей Лихачев: «Будущее жилья – там, где технологии встречаются с комфортом»
Генеральный директор «Рублево-Архангельского» – о создании качественной городской среды при помощи инноваций
Свободное время
Прогулки, SPA и тишина: где встречать Новый год в Подмосковье
Обзор готовых программ для отдыха за городом
Свободное время
Рождественские фестивали и смена ритма: куда пойти в выходные 20–21 декабря
Только интересные события в Москве
Культурный город
Не ремейк, а киноквест: каким получился новый «Шурик»
Новогодний музыкальный фильм ТНТ, вместивший около 70 отечественных звезд, вышел на большие экраны
Наш город / Мнение
Зимняя мобильность
Как выстроить единую систему комфортной среды для семей зимой
Свободное время
Какие отели выбрать для празднования Нового года в Москве
В центре внимания – готовые сценарии для идеального торжества