Читайте также
«Смешно, когда обо мне пишут – «бунтарка»: Ольга Сутулова о светской Москве 2000-х и жизни по правилам
«Каждый день я качал мышцу юмора». Михаил Галустян о том, как бросил медицину ради смеха
«Живу в Москве как в Риме». Влад Лисовец — о том, как организовал себе европейский образ жизни

Евгений Стычкин: «До сих пор это что-то неприличное»

Евгений Стычкин рассказал, как снимал сериал про ВИЧ
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Евгений Стычкин стал одним из режиссеров сериала «Нулевой пациент» (вышел на платформе «Кинопоиск»), который рассказывает о первой в СССР крупной вспышке ВИЧ-инфекции в детской больнице в Калмыкии. В интервью «Ведомости. Городу» Евгений Стычкин рассказал, как собирал материал для проекта, почему важно поднимать тему ВИЧ в кино, а также о том, чему научился в режиссерском кресле.

Сюжет сериала «Нулевой пациент» построен на реальных событиях. В 1988 году в детской больнице Элисты (Калмыцкая АССР) произошла вспышка ВИЧ-инфекции. Молодой врач Кирсан Аюшев (Аскар Ильясов, играл в «Тренере» и во втором сезоне «Эпидемии») несмотря на желание руководства больницы скрыть факты непонятных детских смертей, тайком отправляет анализы больных в Москву. После чего в Элисту отправляется молодой руководитель профильной лаборатории Дмитрий Гончаров (Никита Ефремов, звезда «Лондонграда» и «Хорошего человека»), чтобы остановить эпидемию. А следом за ним – беспринципный журналист Игорь Карахан (Евгений Стычкин), который надеется написать материал-сенсацию о зараженных детях. Евгений Стычкин сыграл не только одну из главных ролей в проекте, но и стал его режиссером совместно с Сергеем Трофимовым. Они оба новички в режиссерском кресле. Стычкин снимается с 1990-х, но лишь недавно сделал свой первый сериал «Контакт» (2021). Трофимов по профессии оператор-постановщик – на его счету «Дозоры», «Монгол», «Последний богатырь». В прошлом году он тоже выпустил свой дебютный фильм – военный боевик «Девятаев» (вместе с Тимуром Бекмамбетовым). А на «Нулевом пациенте» работал в обоих качествах.

Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости
 – Сюжет «Нулевого пациента» основан на реальных событиях. Кто из прототипов его героев произвел на вас наибольшее впечатление?

– Самое сильное впечатление на меня произвели родители зараженных ВИЧ детей, с которыми мы встретились в Элисте, когда собирали материал для работы. В 1988 г. заболевшие ВИЧ были обречены. Лекарства от этого недуга не было, поэтому даже самые богатые и могущественные люди на планете были бессильны. Люди вообще не понимали, как можно вылечиться от ВИЧ. У этих прекрасных детей из Элисты не было шанса, и их родители столкнулись с чудовищным и непроизносимым горем – потерей ребенка… Причем ВИЧ не приводит к мгновенной смерти, проходят месяцы и годы, прежде чем человек умирает. Родители пытались с этим бороться. Вкладывали в борьбу с заболеванием все свои силы и возможности – моральные и физические. Они продавали все, что у них было, в том числе и квартиры. Но все равно проигрывали борьбу.

При этом вич-инфицированный ребенок и вся его семья становились изгоями.  К семье с вич-инфицированным перестают приезжать родственники, с ними не здороваются соседи, с болеющим ребенком не хотят играть другие дети. Родителей выгоняют с работы, или они сами уходят, потому что боятся, что могут заразить окружающих. В целом выполнять рабочие обязанности не получается: родителям нужно постоянно находиться рядом с ребенком в больнице. Они теряют не только деньги, но и рабочий стаж. Это значит, что потом – когда прошли годы, человек остался без пенсии. 

Эти люди попали в самый настоящий ад. Мы с ними разговаривали и поняли, что это очень сильные личности. Прекрасные борцы, которые держатся друг друга. Конечно, им было очень трудно все это вспоминать и говорить об этом. Но им важно, чтобы мир узнал их историю. Они совершили человеческий коллективный подвиг. Это произвело тогда на нас огромное впечатление.

– Сериал страшный и болезненный, смотреть его некомфортно: обреченные дети, неизлечимая болезнь. Как вы взялись за такой сложный материал?

– Нам действительно повезло, и сейчас к фильму есть какой-то невероятный, очень активный интерес. Нам очень хотелось бы, чтобы общество сегодня обратило внимание на эту проблему. Потому что, конечно, сила общества не в качестве дорог, не в красоте зданий и массовости мероприятий, а сила в том, как мы заботимся о стариках, есть ли у нас инклюзивное образование, достаточно ли у нас хосписов. Наша сила в том, как мы можем и готовы заботиться о тех, кто сам о себе не может заботиться, но при этом является таким же членом нашего общества, как и мы. Искусство должно про это говорить. Да, оно может напугать, развлечь, заинтересовать, рассмешить и так далее, но и заставить задуматься. А значит, болезненные, тяжелые переживания тоже очень важны – мы растем таким образом.

– Действительно, то, что случилось тогда, – чудовищно. Но ведь прошло больше 30 лет. Ожидали ли вы, что эти далекие события покажутся актуальными нынешним молодым зрителям?

– Общество меняется очень медленно. Прошло 30 лет, 34 даже, со времени событий, показанных в сериале. Но до сих пор тема ВИЧ остается стигматизированной и табуированой. В последние годы большинство моих коллег по цеху стали заниматься благотворительностью в разных социальных направлениях. Но людям, живущим с ВИЧ, помогают 1,5 человека. Потому что тема ВИЧ до сих пор – это что-то неприличное, страшное и даже запретное. Люди знают, кто входит в группу наиболее уязвимых к заражению ВИЧ-инфекцией и считают, что их это не касается. И это ужасно. 

Мы живем в каменном веке (в смысле получения профилактической информации): в большинстве своем люди не знают, что ВИЧ-инфицированный, который получает терапию и имеет нулевую вирусную нагрузку, не может заразить других людей при половых контактах. Он может прожить длинную и счастливую жизнь, рожать детей, зачинать детей, заниматься незащищенным сексом. 

Это говорит о том, что мы, как общество, незрелые очень, что нам гораздо легче замалчивать проблему, чем с ней разбираться. Нам проще остаться в своем агрессивном неведении, чем понять и, уж тем более, помочь. 

– Как можно понять действия властей, которые вместо того, чтобы помочь людям, всячески замалчивали катастрофическую ситуацию?

– Я думаю, что каждое государство между интересами нескольких человек и спокойствием большинства выбирает последнее. Поэтому так важно, чтобы у нас было много разнообразных независимых СМИ. Важно, чтобы мы могли получить информацию с разных ракурсов. Тогда будет возможность составить собственное мнение о ситуации. А те, кто принимает решение, будут знать, что их действия видны всему миру, и будут отвечать за свои поступки.

– Для сериала вы тщательно воссоздавали реалии 80-х. Каким было то время?

– Я, конечно, был еще слишком молод, чтобы хорошо помнить то время. Но я очень люблю 80-е, потому что это время молодости моих родителей. Я очень люблю музыку 80-х и свои детские обрывочные воспоминания. 

В сериале мы не старались сгустить краски. Мы не думали: ох, мы сейчас покажем, как плохо жилось советским людям. Важно было не переусердствовать. Ведь если сегодня воссоздать образ людей 80-х, то все будут казаться страшно некрасивыми, ужасающе накрашенными, дико причесанными, кошмарно одетыми людьми.

Даже у московской советской девушки тогда был очень маленький ассортимент косметики. Все тогда наносили макияж, укладывали и красили волосы одинаковыми и не очень качественными средствами. Поэтому мы искали золотую середину. Старались в кадре показать правдивую картинку, которая не будет вызывать у зрителя смех.

Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости
– Вы второй раз сели в режиссерское кресло. Ваш стиль, наверное, уже определился за это время. Что вы за режиссер, как бы вы себя охарактеризовали?

– Ой, не знаю. Я пока в поиске. Как режиссер я страшно въедливый и много требую от артистов. Я понимаю, что непростой для съемочной группы режиссер. Но, с другой стороны, играют у меня все очень круто. Это в том числе потому, что я в силу собственного опыта очень много вкладываюсь в кастинг. 

Режиссерский опыт у меня небольшой, а актерский – гигантский. Я снялся в общей сложности в 130-140 фильмах. Мне не нужно долго кастинговать, я довольно быстро понимаю, какой артист и на какую роль подходит. Мой выбор не всегда очевидный, но пока мне удавалось убедить продюсеров в правильности своего выбора. 

– Какой выбор вам пришлось защищать в «Нулевом пациенте»? 

– Это тайна. Могу только сказать, что еще на первой своей картине «Контакт» очень бился за моего друга и артиста Пашу Майкова (работал в таких проектах, как «Бригада», «Измены», «Игра на выбывание» и др. – Прим. ред). Павел до этого играл другие по характеру роли, и все считали, что это неправильный выбор. А я с первой минуты его пробы понял, что он идеально подходит на роль бывшего следователя, у которого не задались отношения с дочерью подростком.

– Когда вы очутились по другую сторону камеры, что-то для вас открылось неожиданное? Может быть, поняли, почему режиссеры ведут себя так, а не иначе?

– Главное, что я понял – артист не должен навязывать режиссеру свое видение роли или развития событий в кадре. Многие артисты так делают. Я сам много раз подходил к режиссерам и пытался продвинуть какие-то свои идеи в том или ином кино. Но это неправильно. 

Мне казалось, что так я помогаю, что с моими идеями фильм станет лучше. Теперь я понял, что у режиссера есть готовый план, четкое представление о том, какое кино он хочет снять. И надо доверять ему. 

– Приходилось на съемочной площадке какие-то новые качества в себе открывать, которых раньше не было? 

– Самым непростым для меня оказалось то, что режиссер ежедневно должен принимать огромное количество важных решений. У тебя в телефоне заводится огромное количество чатов: с художником, операторами, по костюмам, гриму, актерам и прочее. И ты должен решить – красный или зеленый, маленький или большой, стул или кресло, Вася или Володя и так далее. А мне это с трудом дается. Могу в ресторане по 40 минут выбирать блюдо в меню. Вы уже закончили есть, а я еще не заказал. 

Но я думаю, что даже с психологической точки зрения это был полезный опыт. За три года плотной режиссерской работы волей неволей приходится меняться. Ты понимаешь, что нет следующей инстанции и вся ответственность за проект лежит на твоих плечах. Режиссер не может сказать: ну что же вы меня не предупредили, почему же я выбрал желтое, а не зеленое, это же такая глупость! Поэтому ты учишься брать на себя ответственность и довольно быстро принимать много разных важных решений.

Самое популярное
Горожане
Собянин вручил медали «80 лет Победы» ветеранам Великой Отечественной войны
Мэр также наградил орденами участников спецоперации
Наш город
Ставка на инновации: столица сосредоточилась на высокотехнологичном производстве
Положительную динамику показывает выпуск компьютеров, оптики и электроники
Наш город
Гид со знаком качества: как в Москве проходит аттестация экскурсоводов
С 1 марта 2025 года экскурсии по столице могут проводить только специалисты, подтвердившие свою квалификацию
Наш город
На конкурс по воссозданию исторических павильонов ВДНХ подано более 300 заявок
Молодые архитекторы и творческие коллективы должны представить проекты до 31 мая 2025 года
Культурный город
На конкурс кадрового резерва от депкульта Москвы пришли заявки из 46 регионов
Прошедшие экспертный отбор повысят квалификацию в ведущих творческих вузах
Культурный город
Дворянское гнездо: в усадьбе Валуево восстановят 10 исторических объектов
Также завершены работы по реставрации особняка Лоськова в Мансуровском переулке
Наш город
Подъемная сила: в Москве откроется первый в России кластер лифтостроения
Он будет создан на базе Карачаровского механического завода
Благотворительность
Учатся и работают: в студотрядах Москвы состоят более 3000 волонтеров
Сергей Собянин поздравил горожан с Днем российских студотрядов
Умный город / Галерея
Центральный университет откроет новый кампус в здании Центрального телеграфа
Объект культурного наследия на Тверской улице приобретен у девелопера Vos`hod
Горожане
Важен каждый: в голосовании о московском цирке приняли участие 100 000 человек
На платформе «Активный гражданин» горожане могут высказаться о его будущем
Умный город
Интеллектуальная среда: Москва реализует около 100 проектов с использованием ИИ
За год в столице внедрили около 300 моделей инновационных разработок
Наш город
425 музыкантов в метро и 1,6 млн тонн собранного вторсырья – хорошие новости
Только позитивные события в завершение недели
Наш город
Старейший в городе: как идет реконструкция Ленинградского вокзала
После работ площадь залов ожидания вырастет более чем втрое
Наш город
Будет лучшим: Куклачев оценил идею строительства нового цирка в Москве
По словам мэра, старое здание на проспекте Вернадского исчерпало свой ресурс
Наш город
Собянин: в ОЭЗ «Технополис Москва» вошли еще четыре производственные площадки
В прошлом году резиденты и арендаторы особой зоны инвестировали в развитие 215 млрд рублей