Читайте также
Каким получился «Французский вестник» Уэса Андерсона
Как устроены концерты в абсолютной темноте
Творческий порядок. Почему креативность стала главным профессиональным навыком

Пианист Денис Мацуев: «Живые музыкальные концерты – это кислород»

Говорим о том, как классическая музыка выживает в эпоху пандемии и конкурирует с эстрадой за молодую аудиторию
Алексей Молчановский

Коронавирус ударил наотмашь по театру, балету и классической музыке. Но искусство продолжает жить. Пианист Денис Мацуев в интервью «Городу» рассказал о том, как классическая музыка выживает в эпоху пандемии и как классические исполнители конкурируют с эстрадой за молодую аудиторию.

Когда иркутский пианист Денис Мацуев в 1998 г. победил на XI Международном конкурсе им. Чайковского, его страстная, скоростная, мощная и подчеркнуто виртуозная манера исполнения вызвала в академических кругах полемику. Но Мацуев доказал, что это не отрепетированная роль, а жизнь в музыке. Сегодня он один из самых востребованных мировых пианистов, его называют лучшим интерпретатором Рахманинова, а у музыкальных критиков есть даже шутливый термин «мацуиссимо».

Сам пианист выбрал роль не просто исполнителя, но и наставника. Кроме собственных концертов и записей, он старается привлечь внимание молодой аудитории к классике и дать музыкантам нового поколения возможность развиваться. Мацуев регулярно проводит музыкальные фестивали «Звезды на Байкале» и Crescendo, международные конкурсы Astana Piano Passion и Grand Piano Competition, поддерживает проекты благотворительного фонда «Новые имена», который в свое время дал старт ему самому.

Этой осенью Денис Мацуев вместе с Российским национальным оркестром под управлением Александра Сладковского завершил масштабный международный музыкальный 30-дневный фестиваль InClassica. Фестиваль мировых звезд классической музыки завершился русской программой из произведений С. Рахманинова и П. Чайковского. X Международный фестиваль InClassica из-за пандемии был перенесен с Мальты, где традиционно проходил прежде, в Дубай (эпидемиологическая обстановка в ОАЭ уже позволяет большие концерты). Там «Городу» удалось поговорить с Денисом Мацуевым.

– Дубай за пару десятилетий стал туристическим и финансовым центром, теперь становится культурным центром благодаря международному музыкальному фестивалю InClassica, и в том числе нашим российским музыкантам. Насколько это важно для ближневосточной культуры?

– Если вы посмотрите на афишу любого зала мира, самого известного, увидите, что основной процент артистов всегда русские. Неважно, где они живут или учились, все равно имеют принадлежность к русской школе. Это очень здорово. Дубай же только начинает развиваться культурно. Я никогда не забуду свой первый концерт здесь. Это было в 1995 г., я приехал в Дубай еще совсем юным студентом первого курса Московской консерватории. Мы выступали с оркестром Московской филармонии, я играл «Рапсодию в стиле блюз» Гершвина. В зале находилось человек 20: это были шейхи. Рояль был какой-то очень небольшой и не в самом лучшем состоянии. Но это был очень интересный опыт. Я помню Дубай того времени – здесь не было ничего из того, что мы сейчас видим. Никаких небоскребов и отелей.

Благодаря таким масштабным фестивалям и тому новому, что здесь начинается, Дубай, безусловно, может стать яркой концертной точкой на мировой культурной карте. Публика здесь разная, огромное количество разных национальностей. Основное население составляет 20–25%, остальные – туристы со всего мира и бизнесмены, которые сюда приезжают. Думаю, в перспективе эта концертная точка может разрастись до очень больших масштабов. Здорово, что здесь даже в такие непростые времена возможно проводить очень крупные фестивали. 

– Почему вы выбрали для концерта в Дубае именно Третий концерт Рахманинова?

– Я не делю музыку на залы или города: «я хочу здесь сыграть то-то или то-то». Я играю то, что у меня на душе. Третий концерт Рахманинова, наверное, один из самых мощных и трудных, я его называю музыкальным Эверестом. Я иду с ним с 12 лет. Сыграл его больше 200 раз с самыми великими оркестрами и дирижерами мира. Концерт Рахманинова – показатель твоей формы. Душевной, физической, технической, как хотите. Но это огромное удовольствие – делить сцену с такими замечательными музыкантами, как Российский национальный оркестр и маэстро Александр Сладковский, с которым мы очень много раз играли этот концерт. Но самая главная интрига – сколько бы раз ты ни играл Третий концерт Рахманинова, все равно как в первый раз. Взбираться на этот Эверест, проживать эту музыку, пропускать каждую ноту через себя – огромное удовольствие. А рахманиновская музыка сейчас, наверное, если так можно сказать, – одна из лучших культурных вакцин для музыкантов и для публики, которая приходит в зал в любой точке света.

– В Дубае на концертах публика вела себя, как на стадионе, – люди топали, хлопали после каждой части, свистели. Как вы к этому относитесь? Важно ли для вас академическое поведение зрителей? Важно ли, чтобы публика была тоже вакцинирована классической музыкой? 

– Нет, я считаю, человек не должен сдерживать свои эмоции от музыки. Я ведь после выступления сам на той же волне – прекрасно понимаю их эмоции. Даже когда хлопают между частями, не вижу ничего предосудительного. Ничего страшного, кстати, в этом не было и 100, и 200 лет назад. Даже говорят, что композиторы переписывали коды своих первых частей, если публика не хлопала. Это уже в середине ХХ в. пошла некая снобская история «как вы можете, произведение еще не сыграно». Аплодисменты – это проявление эмоций от чистого сердца. И когда они настоящие, тебе это передается. 

– Когда я смотрю, как вы играете, всегда вас сравниваю с сибирскими реками. Мне кажется, стиль Мацуева – это Ангара и Енисей. Как вы думаете, темперамент музыкальный связан с географией рождения? Ваша манера игры как-то определяется тем, что вы из Иркутска?

– Безусловно. Если вы погружаетесь в эти реки, у вас идет невероятный прилив сил. Мне лично каждый год погружение в Байкал или в наши реки дает подзарядку на определенный период времени. Если понимаешь, что иссяк, немедленно едешь в Иркутск и ныряешь в Байкал. 

– Место силы?

– 100%. Я желаю как можно быстрее своим иркутянам выйти в нормальную концертную жизнь. Там достаточно долгое время не самая благоприятная эпидемиологическая обстановка, поэтому мы перенесли опять, к сожалению, свой фестиваль «Звезды на Байкале». Надеюсь, через несколько месяцев мы обязательно его проведем, потому что публика не может без этого. Живые музыкальные концерты – это кислород для музыкантов и слушателей. 

– Музыканты ведь тоже люди. Когда вам лень играть, вы устали, ну бывает же всякое, как вы тогда настраиваетесь на концерт, что делаете?

– Наоборот, предвкушение вечернего концерта – самое удивительное чувство, которое у меня есть. Я никогда в жизни не боялся сцены, упаси господь. Наоборот, у меня все начинает кипеть-бурлить внутри, я жду этого момента, это кульминация дня, огромное счастье. Поэтому не может быть лень выходить и играть Третий концерт Рахманинова. Наоборот, эта музыка лечит твои невзгоды и какую-то твою размазанность превращает в собранность.  

Евгений Разумный / Ведомости

Я свидетель, наверное, уже трех исторических концертов. Первый – 20 марта 2020 г., когда только все закрылось. Я играл в пустом зале концерт, который посмотрело 4,5 млн человек, это был один из самых сложных концертов в моей жизни. Мозгами понимаешь, что тебя очень много смотрит людей, но здесь стена. Нет той волны энергии, которая обычно идет из зала. Второй концерт – в августе 2020-го, это возвращение в концертную жизнь. Там же, в Зале Чайковского, мы сыграли с Российским молодежным оркестром опять же Третий концерт Рахманинова. Это было возвращение, это было счастье. А 29 сентября в Доме музыки в Москве был мой первый со времен пандемии сольный концерт при 100%-ной загруженности зала. Это первый сольный концерт пианиста, который разрешен с QR-кодами, т. е. прививка, ПЦР или справка о том, что ты переболел. Когда я увидел, что ни одного билета на этот концерт нет, испытал огромное счастье.

Да, в QR-кодах и тестах есть некоторое неудобство, но пока это наше будущее в любом зале, это наши реалии. Куда бы я сейчас ни поехал: Концертгебау в Амстердаме, «Шанз-Элизе» в Париже, Карнеги-холл в Нью-Йорке – везде нужен QR-код. Зато люди находятся в безопасности и они могут заполнять зал. Когда мы последний раз в Москве видели заполненный зал на 100%?

– В свой день рождения вы устроили батл с Иваном Ургантом на «Первом канале» и сыграли Моргенштерна «Кадиллак». Как вы относитесь к современной популярной музыке и как приобщать молодежь к классике?

– Мы с Ваней дружим, это уже второй наш батл. Кстати, он замечательно играет и на рояле, и на других инструментах – большой талант. Мои появления даже в таких программах, я уверен, привлекают именно молодых. Вообще, нам грех жаловаться. В России, куда бы я ни приехал, половина зала – молодые лица. Такого нет в Европе, наоборот, там беда с этим. В зале в основном седые головы, старшее поколение. И европейские музыканты смотрят в будущее с большим беспокойством. Но и мы должны делать все возможное, чтобы в залах появлялась новая публика. Я знаю, что огромный интерес есть – музыкальные школы перенасыщены из года в год, это становится хорошей традицией. Как в Советском Союзе, когда было правилом хорошего тона, чтобы дома стояло пианино, а ребенок ходил в музыкальную школу. 

Есть разные рецепты привлечения, может быть даже иногда хулиганства такие у Вани, чтобы кто-то узнал о классических исполнителях посредством какой-то мелодии. Я даже не знаю ни исполнителя, ни то, что я тогда играл, – мне просто дали послушать какой-то мотив. Но если это привлечет новую публику, я готов идти на эти, можно сказать, риски.

– А всегда ли это та публика, которую вы хотите привлечь? Например, Анну Нетребко ругают за то, что она привлекла к опере слишком массовую аудиторию, устроила из нее шоу-бизнес. И соответственно, если люди, которые слушают Моргенштерна, вдруг заинтересуются классической музыкой...

– А почему бы и нет на самом деле? 

– Смогут ли они ее осмыслить, понять?

– Не только Анечка наша дорогая этим занимается. Еще в 90-м году Паваротти, Каррерас, Доминго пели на знаменитом месте в Риме – Каракалле, их слушали миллионы, и это было замечательно. Они пели классическую музыку в гениальном исполнении для огромного количества людей, которые благодаря таким концертам потом пошли в оперу, я в этом не сомневаюсь. Нельзя сравнивать шоу-бизнес и классическую музыку, это разные вещи. Но если ты делаешь что-то популярное ради того, чтобы как можно больше людей узнало о существовании академической музыки, я уверен, аудитория прирастает.

Вот взять к примеру, все те же  90-е годы, когда мне приходилось играть на разных концертах. Скажем, был День Милиции в Кремле, где, в основном, конечно, эстрада. Я играл там Рахманинова. После этого ехал как-то с таксистом, он говорит: «Я слышал вас на концерте, мне так понравилась прелюдия Рахманинова, что я купил абонемент в филармонию».

Уже больше 20 лет привлекаю публику в свои залы и на концерты моих коллег. Конечно, бороться с шоу-бизнесом невозможно. Это разные индустрии. Но мы должны расширять в хорошем смысле слова нашу аудиторию. 

Если меня спрашивают о планах, я всегда отвечаю, что хочу играть на сцене. Каждый день. Я сейчас почти вернулся в свой допандемийный сумасшедший график и очень не хочу, чтобы это сумасшествие опять заканчивалось. До пандемии у меня было 200–260 концертов в год, в этом – 180, но это показатель того, что мир понемногу возвращается к нормальной культурной жизни, потому что без этого кислорода мы не можем существовать. Ни один онлайн-концерт не заменит живое восприятие музыки с публикой в зале. К счастью, у нас в стране мы недолго сидели на этой привязи, скажем так. С прошлого августа уже играем, в отличие от всего мира, потому что Европа только в конце мая открылась. Осенью и Америка открылась – у меня большое турне с Венским филармоническим оркестром в Карнеги-холле, и сольный концерт в Карнеги-холле, и концерты с чикагским оркестром в Симфон-центре в Чикаго.

– Вы учите свою дочку музыке? И будет ли она играть, как вам кажется?

– Анна Денисовна настолько разносторонняя девушка… Ей скоро 5 лет, она занимается всем: и игрой на рояле, и балетом, и рисует, и актриса, что из этого выйдет, неизвестно. Я очень надеюсь, что она не будет пианисткой, хотя у нее абсолютный слух и идеальное чувство ритма. Она уже играет, знает ноты, но, понимаете, в этой профессии нельзя просто… просто быть. Дочка сейчас подходит к тому возрасту, когда талант будет или не будет проявляться. 5 лет – это ключевой возраст. Здесь как пойдет. Если, конечно, у нее будут выдающиеся способности, которые должны, по идее, проявиться в этом возрасте, тогда, конечно, мы не сможем ее оградить. А если нет – ничего страшного. Все равно знакомство с музыкой идет во благо. Я всегда говорю, что любой ребенок должен познакомиться с нотами вне зависимости от того, станет он музыкантом или нет. Музыкальная грамота – это как буквы и цифры. Чем займется дочка – посмотрим. Мне кажется, это будет что-то, связанное со сценой.

Самое популярное
Гараж
На зарядку становись: количество ЭЗС в Москве может вырасти до 30 000
Сергей Собянин озвучил планы по достижению этой цели к 2030 году
Наш город
Квизы, викторины, мастер-классы: в Москве провели Неделю финансовой грамотности
В мероприятии приняли участие более 35 000 человек
Наш город
Для здоровья и отдыха: территории трех медучреждений благоустроят в Москве
Работы пройдут в двух больницах и центре паллиативной помощи
Наш город
Беспилотный поезд в Москве и день рождения панды – хорошие новости
Только положительные события в завершение недели
Культурный город
Экоактивисты и индийские сектанты: четыре фильма фестиваля молодого кино «Короче»
Имена победителей этого кинособытия, скорее всего, очень скоро будут на слуху
Культурный город
Стоп, снято! Объявлены итоги Московской международной недели кино
На ММНК побывали более 600 000 человек
Умный город
В контакте с учебой и здоровьем: гаджеты и приложения для школьников и родителей
Умный будильник, бутылка с тамагочи, нейросети-помощники и многое другое
Наш город
После реконструкции: Рижский вокзал примет первых пассажиров с 1 сентября
Через станцию будут ходить электрички дальних маршрутов
Наш город
Собянин: новый мост через Москву-реку откроется в 2025 году
Он свяжет три района столицы и откроет новый выезд в сторону северо-запада
Горожане / Интервью
Гарик Мартиросян: «Юмор меняется вместе с жизнью»
Известный телеведущий о новом шоу, поиске оригинальных форматов и эволюции юмористических площадок Москвы
Свободное время
Куда пойти в выходные 31 августа – 1 сентября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Собянин рассказал о городской программе стимулирования создания рабочих мест
По итогам реализации более 281 000 горожан смогут трудоустроиться рядом с домом
Наш город
Выбирай и купайся: москвичи определят лучшие летние бассейны
В голосовании представлены свыше 20 локаций в разных районах столицы
Культурный город
Кино и космос: московский планетарий примет фестиваль научных фильмов
Мероприятие приурочено к 95-летнему юбилею небесной обсерватории
Культурный город
Опера под звездным небом: музыкальный фестиваль пройдет в Царицыно
31 августа и 1 сентября там выступят артисты российских и зарубежных театров