Читайте также
Трусцой по Москве. Как развиваются беговые экскурсии в столице
В глуши с комфортом. Что нового готов предложить туристам Алтай
Золотой улов. Где охотиться на трофейных белугу, амура и осетра в Подмосковье

Валерий Лимаренко: «Индия, Китай и Корея купят все, что нужно»

Губернатор Сахалинской области – об итогах ПМЭФ-2022 и импортозамещении в регионе
Пресс-служба губернатора Сахалинской области

В рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) власти Сахалина подписали несколько соглашений, в том числе о строительстве научно-образовательного комплекса «СахалинTech», сети поликлиник, школы и полигонов. О работе в условиях санкций и потенциале импортозамещающих проектов в регионе рассказал в интервью «Ведомости. Городу» губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.

– Валерий Игоревич, с чем ваш регион приехал на Петербургский экономический форум? На какую сумму планировали подписать соглашения и можно ли обозначить одно-два самых важных для региона?

– Наше главное экономическое направление – добыча газа и нефти. Первые соглашения были подписаны на тему сервисов, связанных с этим бизнесом. Потому что сейчас идет процесс локализации: часть иностранных партнеров уходит и их замещают российские компании. Второй момент: развивается нефтегазовый проект «Сахалин-3», которым занимается «Газпром». Мы ведем переговоры о том, чтобы перерабатывать газовый конденсат и получать авиационное топливо, бензин и дизельное топливо. Обсуждаем строительство завода по малотоннажному производству сжиженного природного газа, чтобы обеспечить энергетику Курильских островов.

Также подписали четыре соглашения с Газпромбанком. Это будет строительство кампуса на сумму 18 млрд руб. и возведение четырех поликлиник: в Углегорске, Холмске и две в Южно-Сахалинске. Также будем в Южно-Сахалинске строить школу по концессионной схеме – это фактически частный капитал, не бюджетные ресурсы. Еще один проект на 7 млрд руб. – создание полигонов в рамках проекта по переработке твердых бытовых отходов. В прошлом году мы заключили концессионные соглашения на сумму 58 млрд руб., в этом году сумма составит около 60 млрд.

– Многие говорят, что, с одной стороны, санкции это – риски, а с другой – новые возможности для бизнеса разместить замещающие производства. В вашем регионе это как-то используется?

– Однозначно. Возьмем пример авиакомпании «Аврора», которая базируется на Сахалине и обслуживает весь Дальний Восток. Раньше самолеты покупали за границей, а в ближайшие три года 45 самолетов поставит наша российская промышленность. Или сервисы для нефти и газа – эти услуги оказывали зарубежные компании, а сейчас для этой работы приходят российские. Любая сфера сегодня связана с развитием российского производства. Например, в ближайшие два года на Сахалине будет построено пять заводов по рыбопереработке.

– Это в рамках импортозамещения?

– Да, и наша экономика очень сильная. Если раньше мы что-то покупали за рубежом, это не значит, что мы не умеем сами делать. Просто было международное распределение труда, которое сейчас ломается. Те, кто его ломает, получают большие неприятности, но это для нас зона развития.

– Вы отметили рыбоперерабатывающую отрасль. В каких отраслях сейчас еще нужно создать производства, чтобы заместить импортное сырье?

– Кроме тех, что я уже отметил – сервисы по обслуживанию нефтегазовых предприятий и авиации, – продолжает развиваться переработка пищевых продуктов. У нас будет строиться целый технопарк по переработке мяса и овощей, а также большой технопарк по производству современных стройматериалов российского производства. Для островного региона со сложной логистикой этот проект актуален вдвойне.

Пресс-служба Губернатора Сахалинской области
– Готовы ли федеральные и местные предприятия инвестировать в эти проекты?

– Основные вложения делаются частными компаниями, мы лишь добавляем средства, чтобы обеспечить инженерную инфраструктуру.

– Еще один вызов, с которым столкнулись практически все предприниматели, – сложности с логистикой и экспортом. Как региональному бизнесу пришлось менять направления экспортных поставок?

– По нефти и газу никаких изменений с точки зрения потребителей не произошло. А если и будет происходить, мы этого не боимся. Поскольку Сахалин находится в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), Индия, Китай, Корея и другие страны купят все, что нужно. Например, по рыбе произошло некоторое перераспределение в сторону Кореи, увеличились объемы поставок.

– Есть ли проблемы с импортом? Например, с поставками техники, комплектующих для промышленного производства?

– Сейчас мы заменяем их либо на российские, либо на комплектующие из стран АТР. Но сбоев нет, идет промышленное и социальное строительство. Если нужно заменить лифты, меняем на китайские; если нужно заменить автоматику, меняем на индийскую, на китайскую и т. д. Задержка в поставках происходит максимум на 2–3 месяца, не больше. Это неприятно, но некритично для реализации длинных проектов. В перспективе система новых поставок полностью выстроится, и тогда эти сроки сократятся.

– Можно ли говорить о том, что развитие экономики сейчас не останавливается и, несмотря на санкции, идет в запланированных ранее темпах?

– С учетом того что все подорожало, и нефть, и газ, у нас существенно выросли объемы экспорта. Региональный бюджет тоже вырос на 30 млрд руб. Расходы составляют 187 млрд руб., раньше были на 30 млрд меньше. Уход иностранных компаний создал задел для развития отечественных предприятий или входа на российский рынок игроков из других стран.

– Увеличились и доходы, и расходы?

– Увеличились и доходы, и расходы. Но ни одного проекта не остановилось. Наш приоритет по-прежнему развитие социальной сферы, строительство инфраструктурных объектов, модернизация системы здравоохранения. Именно на эти расходы была выделена большая часть средств после недавнего внесения корректировок в бюджет Сахалинской области. Главный капитал – это люди, именно сюда нужно направлять инвестиции.

– Как продвигается создание инфраструктуры для электрокаров? Готовы ли инвесторы вкладываться в создание новых заправочных пунктов, а местные водители переходить на электричество?

– Сахалинская область приступает к эксперименту по достижению углеродной нейтральности в 2026 г., и одним из путей решения является увеличение количества электрокаров в наших городах. В области уже установлено 102 электрозарядные станции, в том числе 12 «быстрых», мощностью 50 кВт. Зарегистрировано 290 единиц полностью электрического, не гибридного, транспорта. На первый взгляд кажется, что немного, но это около 2% всех электромобилей в России, мы на 10-м месте. При том что жители Сахалинской области составляют лишь 0,3% населения страны. За год с небольшим количество электромобилей у нас выросло почти вдвое.

Роль сыграли в том числе стимулирующие меры, принятые на региональном уровне. Например, мы обнулили налог на транспорт для собственников электротранспорта и снизили на 30% тариф на электроэнергию для бизнеса, который создает зарядную инфраструктуру. Также была предусмотрена 1000 потенциальных мест для установки зарядных станций, которые уже разместили на карте в геоинформационной системе «ГеоИС». Теперь предприниматели могут планировать свой бизнес с точки зрения развития зарядной инфраструктуры.

В планах – увеличить количество станций до 500. Область вошла в первую очередь пилотных территорий страны по установке супербыстрых зарядных станций (мощностью 150 кВт). Всего будет 35 таких станций. Кроме того, прорабатываем вопрос об организации в Южно-Сахалинске службы электротакси – до 100 единиц транспорта – и взаимодействуем с инвесторами по организации электрокаршеринга.

Помимо этого создаем возможности для использования транспорта на газомоторном топливе. Уже принято решение о выделении более 2 млрд руб. на приобретение 147 автобусов среднего и большого класса, работающих на этом виде топлива. Хочу отметить, что в настоящее время в Южно-Сахалинске уже работают газомоторные автобусы.

Пресс-служба Губернатора Сахалинской области
– Чартерные рейсы из Москвы в Южно-Сахалинск появились не так давно. Пользуются ли они спросом и будет ли количество таких рейсов увеличиваться в летний период?

– Чартерная программа в регион стартовала в 2021 г. Туристам предлагают несколько вариантов готового путешествия с перелетом, проживанием, трансфером и экскурсионной программой. Программа реализуется при поддержке правительства Сахалинской области и Ростуризма. Зимой туристы едут к нам за активными видами отдыха, поэтому центром притяжения становится горнолыжный комплекс «Горный воздух». Летняя чартерная программа больше ориентирована на природу Сахалина и Курильских островов. Первый чартерный рейс прибудет на Сахалин 22 июля.

Жители других регионов проявляют достаточно высокий интерес к острову. Например, туристы, посетившие Сахалин летом 2021 г., вернулись к нам зимой, чтобы встретить Новый год на Курилах. Сегодня область может составить конкуренцию уже привычным для многих направлениям внутреннего туризма.

– Москвичи выбирают Сахалин в качестве туристического направления, в том числе чтобы насладиться свежими морепродуктами, попробовать корейскую и японскую кухни. Планируется ли на острове развивать гастротуры?

– Многие туры, в том числе и брендовый маршрут «Здесь начинается день», включают дегустацию блюд островной кухни. Особенность в том, что многие из местных деликатесов можно попробовать непосредственно там, где их выловили. Например, устрицы в лагуне Буссе и настоящую сахалинскую уху на морском побережье, которая кардинально отличается от привычной ухи из речной рыбы.

Также у нас открываются заведения, предлагающие азиатскую кухню и блюда из свежих морепродуктов и рыбы. Корейская кухня на островах уникальная, сформированная нашими традициями и природным разнообразием. Туроператоры совместно с Корейским культурным центром предлагают также пройти мастер-классы, где можно не только узнать секреты приготовления восточных блюд, но и познакомиться с историей.

Пресс-служба Губернатора Сахалинской области
– Из-за особенностей местности многие локации Сахалина и Курил можно увидеть только с вертолета, что не каждый турист может себе позволить. Прорабатываются ли сегодня новые экологичные маршруты для возможности посещения труднодоступных живописных мест?

– Сахалин – единственный островной регион России. И ко многим красивым местам удобнее всего идти морем. Сейчас мы нацелены на активное развитие круизного туризма. К примеру, скоро на популярные туристические маршруты выйдет новый 50-местный катамаран. Также в прошлом году на линию Сахалин – Курилы вышли два теплохода: «Адмирал Невельской» и «Павел Леонов». Расписание морских теплоходов сформировано так, что можно отправиться на Курилы в круизный тур выходного дня.

Самое популярное
Другие города / Мнение
ЗОЖ без перерыва: как соблюдать режим тренировок и питания в отпуске
Беговые маршруты, походы за грибами и юрты для медитации — новые тренды здорового отдыха
Наш город / Галерея
Как в Москве отметили 83-летие ВДНХ
Выставки, концерты, костюмированные парады и спортивные выступления
Другие города
Волгоград на уик-энд: неожиданный маршрут по винодельням
Винодельни на Волге — не выживает даже главный винный паразит филлоксера
Культурный город
Куда пойти в выходные 6-7 августа
Соревнования на SUP, ностальгическая комедия о 90-х, фестиваль Таиланда и зеленая греча на завтрак
Наш город
Столичный гардероб. Как московские бренды одежды заменяют иностранные
Модные бренды города завоевывают зарубежные рынки
Умный город / Мнение
Аэротакси, парки на крышах и коливинги по интересам. Какие технологии изменят жизнь москвичей
«Человек постепенно реализует сценарии научно-фантастических фильмов»
Наш город
Краснокнижный махаон и лесная перламутровка. Где в Москве увидеть редкие виды бабочек
В столице обитает около 200 видов дневных и ночных бабочек, более 90 из них занесены в Красную книгу города
Свободное время
Сам себе капитан: где научиться управлять яхтой
Столичные яхт-школы обучают в Москве, а практику проводят за границей
Другие города
Тула: 500-летний кремль, крупнейший музей оружия и реконструкция битвы на Куликовом поле
Экскурсия по Туле — чек-лист для насыщенного уик-энда
Другие города
Ступинский Рио-де-Жанейро и подмосковная Карелия. 5 карьеров для купания и отдыха недалеко от МКАДа
От релакса на песчаных плато до глубоких дайвинг-погружений
Другие города / Интервью
«Когда начнут открываться форты, будет аншлаг». Ксения Шойгу — о развитии Кронштадта
За 2 года музейно-исторический парк посетили более 3 млн человек
Культурный город
6 новинок нон-фикшн: набоковская Лолита в Тегеране, преступления на почве страсти и битва, решившая судьбу Европы
«Ведомости. Город» рекомендует книги, которые стоит почитать в отпуске
Культурный город
Куда пойти в выходные 30-31 июля
Гонки на старом аэродроме, спектакли с конями и новый ресторан на Патриарших с современным искусством
Умный город
Благотворительность в метавселенной: как новые технологии помогают собирать пожертвования
AR-открытки, виртуальная Стена Плача и деньги вместо подарков на день рождения — чем помогать в 2022 году
Наш город
Город-витрина. Как Москва продвигает региональные гастрономические бренды
В столице расположено около 60 площадок торговли продуктами из регионов