Валерий Лимаренко: «Индия, Китай и Корея купят все, что нужно»
Губернатор Сахалинской области – об итогах ПМЭФ-2022 и импортозамещении в регионеВ рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) власти Сахалина подписали несколько соглашений, в том числе о строительстве научно-образовательного комплекса «СахалинTech», сети поликлиник, школы и полигонов. О работе в условиях санкций и потенциале импортозамещающих проектов в регионе рассказал в интервью «Ведомости. Городу» губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.
– Наше главное экономическое направление – добыча газа и нефти. Первые соглашения были подписаны на тему сервисов, связанных с этим бизнесом. Потому что сейчас идет процесс локализации: часть иностранных партнеров уходит и их замещают российские компании. Второй момент: развивается нефтегазовый проект «Сахалин-3», которым занимается «Газпром». Мы ведем переговоры о том, чтобы перерабатывать газовый конденсат и получать авиационное топливо, бензин и дизельное топливо. Обсуждаем строительство завода по малотоннажному производству сжиженного природного газа, чтобы обеспечить энергетику Курильских островов.
Также подписали четыре соглашения с Газпромбанком. Это будет строительство кампуса на сумму 18 млрд руб. и возведение четырех поликлиник: в Углегорске, Холмске и две в Южно-Сахалинске. Также будем в Южно-Сахалинске строить школу по концессионной схеме – это фактически частный капитал, не бюджетные ресурсы. Еще один проект на 7 млрд руб. – создание полигонов в рамках проекта по переработке твердых бытовых отходов. В прошлом году мы заключили концессионные соглашения на сумму 58 млрд руб., в этом году сумма составит около 60 млрд.
– Однозначно. Возьмем пример авиакомпании «Аврора», которая базируется на Сахалине и обслуживает весь Дальний Восток. Раньше самолеты покупали за границей, а в ближайшие три года 45 самолетов поставит наша российская промышленность. Или сервисы для нефти и газа – эти услуги оказывали зарубежные компании, а сейчас для этой работы приходят российские. Любая сфера сегодня связана с развитием российского производства. Например, в ближайшие два года на Сахалине будет построено пять заводов по рыбопереработке.
– Да, и наша экономика очень сильная. Если раньше мы что-то покупали за рубежом, это не значит, что мы не умеем сами делать. Просто было международное распределение труда, которое сейчас ломается. Те, кто его ломает, получают большие неприятности, но это для нас зона развития.
– Кроме тех, что я уже отметил – сервисы по обслуживанию нефтегазовых предприятий и авиации, – продолжает развиваться переработка пищевых продуктов. У нас будет строиться целый технопарк по переработке мяса и овощей, а также большой технопарк по производству современных стройматериалов российского производства. Для островного региона со сложной логистикой этот проект актуален вдвойне.
– Основные вложения делаются частными компаниями, мы лишь добавляем средства, чтобы обеспечить инженерную инфраструктуру.
– По нефти и газу никаких изменений с точки зрения потребителей не произошло. А если и будет происходить, мы этого не боимся. Поскольку Сахалин находится в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), Индия, Китай, Корея и другие страны купят все, что нужно. Например, по рыбе произошло некоторое перераспределение в сторону Кореи, увеличились объемы поставок.
– Сейчас мы заменяем их либо на российские, либо на комплектующие из стран АТР. Но сбоев нет, идет промышленное и социальное строительство. Если нужно заменить лифты, меняем на китайские; если нужно заменить автоматику, меняем на индийскую, на китайскую и т. д. Задержка в поставках происходит максимум на 2–3 месяца, не больше. Это неприятно, но некритично для реализации длинных проектов. В перспективе система новых поставок полностью выстроится, и тогда эти сроки сократятся.
– С учетом того что все подорожало, и нефть, и газ, у нас существенно выросли объемы экспорта. Региональный бюджет тоже вырос на 30 млрд руб. Расходы составляют 187 млрд руб., раньше были на 30 млрд меньше. Уход иностранных компаний создал задел для развития отечественных предприятий или входа на российский рынок игроков из других стран.
– Увеличились и доходы, и расходы. Но ни одного проекта не остановилось. Наш приоритет по-прежнему развитие социальной сферы, строительство инфраструктурных объектов, модернизация системы здравоохранения. Именно на эти расходы была выделена большая часть средств после недавнего внесения корректировок в бюджет Сахалинской области. Главный капитал – это люди, именно сюда нужно направлять инвестиции.
– Сахалинская область приступает к эксперименту по достижению углеродной нейтральности в 2026 г., и одним из путей решения является увеличение количества электрокаров в наших городах. В области уже установлено 102 электрозарядные станции, в том числе 12 «быстрых», мощностью 50 кВт. Зарегистрировано 290 единиц полностью электрического, не гибридного, транспорта. На первый взгляд кажется, что немного, но это около 2% всех электромобилей в России, мы на 10-м месте. При том что жители Сахалинской области составляют лишь 0,3% населения страны. За год с небольшим количество электромобилей у нас выросло почти вдвое.
Роль сыграли в том числе стимулирующие меры, принятые на региональном уровне. Например, мы обнулили налог на транспорт для собственников электротранспорта и снизили на 30% тариф на электроэнергию для бизнеса, который создает зарядную инфраструктуру. Также была предусмотрена 1000 потенциальных мест для установки зарядных станций, которые уже разместили на карте в геоинформационной системе «ГеоИС». Теперь предприниматели могут планировать свой бизнес с точки зрения развития зарядной инфраструктуры.
В планах – увеличить количество станций до 500. Область вошла в первую очередь пилотных территорий страны по установке супербыстрых зарядных станций (мощностью 150 кВт). Всего будет 35 таких станций. Кроме того, прорабатываем вопрос об организации в Южно-Сахалинске службы электротакси – до 100 единиц транспорта – и взаимодействуем с инвесторами по организации электрокаршеринга.
Помимо этого создаем возможности для использования транспорта на газомоторном топливе. Уже принято решение о выделении более 2 млрд руб. на приобретение 147 автобусов среднего и большого класса, работающих на этом виде топлива. Хочу отметить, что в настоящее время в Южно-Сахалинске уже работают газомоторные автобусы.
– Чартерная программа в регион стартовала в 2021 г. Туристам предлагают несколько вариантов готового путешествия с перелетом, проживанием, трансфером и экскурсионной программой. Программа реализуется при поддержке правительства Сахалинской области и Ростуризма. Зимой туристы едут к нам за активными видами отдыха, поэтому центром притяжения становится горнолыжный комплекс «Горный воздух». Летняя чартерная программа больше ориентирована на природу Сахалина и Курильских островов. Первый чартерный рейс прибудет на Сахалин 22 июля.
Жители других регионов проявляют достаточно высокий интерес к острову. Например, туристы, посетившие Сахалин летом 2021 г., вернулись к нам зимой, чтобы встретить Новый год на Курилах. Сегодня область может составить конкуренцию уже привычным для многих направлениям внутреннего туризма.
– Многие туры, в том числе и брендовый маршрут «Здесь начинается день», включают дегустацию блюд островной кухни. Особенность в том, что многие из местных деликатесов можно попробовать непосредственно там, где их выловили. Например, устрицы в лагуне Буссе и настоящую сахалинскую уху на морском побережье, которая кардинально отличается от привычной ухи из речной рыбы.
Также у нас открываются заведения, предлагающие азиатскую кухню и блюда из свежих морепродуктов и рыбы. Корейская кухня на островах уникальная, сформированная нашими традициями и природным разнообразием. Туроператоры совместно с Корейским культурным центром предлагают также пройти мастер-классы, где можно не только узнать секреты приготовления восточных блюд, но и познакомиться с историей.
– Сахалин – единственный островной регион России. И ко многим красивым местам удобнее всего идти морем. Сейчас мы нацелены на активное развитие круизного туризма. К примеру, скоро на популярные туристические маршруты выйдет новый 50-местный катамаран. Также в прошлом году на линию Сахалин – Курилы вышли два теплохода: «Адмирал Невельской» и «Павел Леонов». Расписание морских теплоходов сформировано так, что можно отправиться на Курилы в круизный тур выходного дня.