Объем поддержанных Московским экспортным центром поставок за рубеж вырос на 37%
Среди драйверов экспорта – активное освоение столичным бизнесом рынков дружественных странВ 2024 г. объем экспорта, поддержанного Московским экспортным центром (МЭЦ, подведомственен департаменту предпринимательства и инновационного развития Москвы), вырос более чем на треть (37%) по сравнению с 2023 г. и достиг 26 млрд руб., сообщили «Ведомости. Городу» в этой организации.
«Ведомости. Город» выяснил, какие факторы позволили столичным компаниям нарастить продажи товаров и услуг на внешние рынки, а также как изменилась их структура по странам и видам продукции.
Дружественный курс
Успешная переориентация столичного экспорта на рынки дружественных стран – один из главных факторов роста показателя в 2024 г., пояснили «Ведомости. Городу» в МЭЦ. За последние пять лет, согласно статистическим данным, объем экспорта товаров московских компаний в дружественные страны увеличился более чем в 1,5 раза. Абсолютные цифры в МЭЦ не привели. Положительное влияние на этот процесс оказывает в том числе сотрудничество в рамках наднациональных объединений, таких как БРИКС+, ЕАЭС, ШОС.
Среди стран-импортеров продукции столичных предпринимателей в 2024 г. лидирует Китай: на него пришлось 35% от всего объема экспорта, поддержанного МЭЦ за указанный период. На второй позиции находится Азербайджан (18%), а на третьей – Казахстан (8%). Четвертое место занял Египет (7%), пятое – Белоруссия (6%).
При этом по сравнению с 2023 г. структура поддержанного МЭЦ экспорта заметно изменилась. Годом ранее лидером также был Китай, но его доля в объеме поддержанного экспорта была существенно выше и составляла 57%. На второй строчке была Белоруссия (7%), на третьей – Казахстан (7%). На четвертой и пятой позициях рейтинга за тот период были страны, которые в 2024 г. в него не попали, – Бразилия (7%) и Индия (5%). Азербайджан не входил в пятерку стран-лидеров за 2023 г.
В числе драйверов объемов поддержанного МЭЦ экспорта в Азербайджан – территориальная близость, социально-культурные связи и наличие возможностей в стране для более широкого использования российского рубля, добавляет доцент кафедры международного бизнеса РЭУ им. Г. В. Плеханова Анастасия Прикладова.
При этом Казахстан и Китай очень перспективны и с точки зрения промышленного экспорта российской продукции, а Египет и Азербайджан имеют экспортный потенциал в секторе продовольственных товаров, продолжает научный сотрудник Международной лаборатории исследований внешней торговли Президентской академии (РАНХиГС) Дмитрий Кузнецов.
Товарная диверсификация
Очевидны изменения и в структуре поддержанного МЭЦ экспорта по видам продукции: они, в свою очередь, как пояснили в центре, связаны с колебаниями спроса на те или иные товары и услуги на зарубежных рынках. На первом месте в 2024 г. оказалась продукция пищевой промышленности, на которую пришлось 40% всего объема экспорта, поддержанного МЭЦ. На второй позиции – товары широкого потребления (18%), а на третьей – неметаллические материалы и изделия (8%). Четвертую строчку заняли электроника и электротехника (8%), пятую – машины и оборудование (6%).
Для сравнения: в 2023 г. первую позицию тоже занимала поставка продуктов питания, но ее доля в структуре экспорта была выше – 48%. Аналогичная ситуация и у товаров широкого потребления (№ 2): у них этот показатель в 2023 г. составил 29%. На третьей строчке тогда оказались информационно-коммуникационные и компьютерные товары и услуги (6%), которые не вошли в пятерку лидеров 2024 г. Четвертое место в 2023 г. заняли машины и оборудование (4%), пятое – электроника (2%). Неметаллические материалы и изделия по итогам того же периода не попали в топ-5.
Структура экспорта по видам продукции за 2024 г. однозначно указывает на увеличение отраслевой диверсификации поддержки несырьевого экспорта, что, в частности, говорит о заинтересованности московских производителей в расширении рынков сбыта, фиксирует Кузнецов.
Снижение доли того или иного вида продукции в структуре экспорта, поддержанного МЭЦ, в то же время может быть и позитивным сигналом, продолжает он: «Вполне вероятно, что часть поставщиков таких товаров или услуг продолжают успешно осваивать целевые рынки, но уже без необходимости поддержки».
Амбассадорство и гранты
МЭЦ предлагает московским предпринимателям программы поддержки по трем направлениям – обучение и подготовка к выводу продукции на экспорт, продвижение и продажи в зарубежных странах, а также финансовые меры поддержки по уже заключенным контрактам.
Среди финансовых мер поддержки у предпринимателей наиболее востребованы экспортные гранты для налоговых резидентов Москвы, которые работают в сфере производства, научных исследований, информационных технологий и связи, отметили в МЭЦ. Их размер составляет до 10 млн руб., но не более 50% суммы налогов, уплаченных в городской бюджет. Другая популярная мера – предэкспортное финансирование высокотехнологичных компаний на реализацию экспортных контрактов. Услуга подразумевает льготное кредитование соответствующих видов бизнеса на сумму до 100 млн руб. на два года.
В числе самых востребованных нефинансовых мер поддержки в МЭЦ выделили покрытие городом затрат на участие бизнеса в международных выставках. А также проект «Московский экспортный амбассадор», в рамках которого специалисты из других стран готовят аналитику спроса на ту или иную продукцию в регионе, помогают столичным компаниям выйти на локальные ритейл-сети и дистрибуторов и лично сопровождают экспортные контракты и переговоры на местах.
Сотрудничество с МЭЦ оказалось для «Интрон плюс» очень эффективным, отметил представитель этой компании, специализирующейся на производстве промышленного оборудования. В 2024 г. она приняла участие в крупной международной выставке во Вьетнаме при поддержке МЭЦ и подписала восемь экспортных контрактов на поставку дефектоскопов в Индонезию, Китай, Саудовскую Аравию, Малайзию, Южную Корею. Поддержка, по словам представителя «Интрон плюс», заключалась в предоставлении возможности бесплатного размещения компании на коллективном стенде МЭЦ.
В прошлом году в зарубежных бизнес-миссиях при поддержке департамента инвестиционной и промышленной политики столицы и МЭЦ участвовала и компания «Очаково». Как результат, производитель напитков в 2024 г. заключил три контракта на поставку своей продукции в ОАЭ и Южную Корею, уточнили в МЭЦ. Кроме того, благодаря сотрудничеству с МЭЦ производитель напитков получил подробные инструкции по сертифицированию продукции для рынка стран Персидского залива, отметил представитель «Очаково».
«Поддержка со стороны МЭЦ позволила нам ускорить выход на новые рынки, наладить прямые контакты с дистрибуторами и заключить контракты с новыми партнерами», – резюмировал представитель «Очаково».
«Рука об руку» с мерами поддержки
Рост востребованности поддержки экспорта со стороны города напрямую связан с продолжением переориентации внешней торговли России и с освоением компаниями рынков дружественных стран, поясняет Кузнецов из РАНХиГС. Безусловно, драйвером объема поддержанного МЭЦ экспорта выступает также расширение доступности мер поддержки этой организации для компаний, отмечает Прикладова из РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Поддержка МЭЦ эффективна, продолжает Кузнецов. По его словам, в условиях переориентации внешней торговли именно помощь в первичном выходе на рынки дружественных стран, устранение информационных и административных барьеров в рамках этого процесса наиболее важны для экспортеров.
Но для уверенного расширения присутствия российских экспортеров на зарубежных рынках текущие меры МЭЦ должны «идти рука об руку» с мерами экономической политики, направленными на рост конкурентоспособности предприятий в других странах, резюмирует Кузнецов: «Например, это могут быть меры по обеспечению предприятий необходимыми видами инфраструктуры, налоговые и кредитные льготы для поощрения модернизации, а также возможности более простого доступа к импорту необходимых комплектующих».