Читайте также
Вернулись обновленными: как изменился кикшеринг в новом сезоне
Туризм спускается на воду. Куда отправиться из Москвы в речной круиз
Искусство на мыле. Зачем музеи сотрудничают с брендами

Гендиректор «Газпромбанк Лизинга» Максим Калинкин: «У каршеринга сегодня каждый третий – это китайский автомобиль»

Почему у кикшеринга большое будущее и как морские контейнеры помогут согреть Дальний Восток
АО «Газпромбанк Лизинг»

Год «эпохи перемен» на финансовом рынке оказался непростым для лизинговой отрасли. В то же время компании, сумевшие увидеть в кризисах время возможностей, поверить в китайский автопром или найти место лизинга в строительстве объектов социальной инфраструктуры, смогли сорвать джек-пот. Как сегодня выглядит для компаний рынок лизинга, сколько китайских автомобилей использует каршеринг и каким образом лизинг помогает создавать рабочие места и отапливать российские регионы – от этом «Ведомости. Городу» рассказал генеральный директор группы компаний «Газпромбанк Лизинг» Максим Калинкин.

- Прошлый год многие называют кризисным. Чем он отличался от кризисов предыдущих лет и как повлиял на отрасль?  

- Таких кризисов, как в прошлом году, мы еще не видели. 2022 год был годом серьезных внешних изменений, нам всем приходилось быстро меняться и подстраиваться. Например, ключевая ставка на уровне 20% стала шоком для рынка.  Как и уход игроков, изменение логистических цепочек. Была полная неопределенность. Во втором квартале 2022 года цена на автомобиль могла в день переписываться несколько раз. Некоторые наши коллеги просто останавливали свой бизнес на два-три месяца: физически просто не заключали сделок.

- А вы останавливались?

- Мы не останавливались ни на один день и в итоге получили хороший результат. Показатели самой отрасли, конечно, снизились – на 13% в целом по итогам года. Тем не менее новый бизнес рынка в прошлому году составил почти 2 трлн руб. Это все равно хороший показатель в абсолютном цифровом объеме.

Единственное, серьезная просадка была в сегменте крупного корпоративного бизнеса, порядка 30%, в то время как розничный сектор показал падение всего на 8%.

- Почему такая динамика?

- Крупный корпоративный бизнес не делает «эмоциональных покупок», для него характерны решения, которые прогнозируются исходя из будущих контрактов, плановой работы. В то же самое время малый и средний бизнес перестраивался быстрее, в итоге к концу года у наших розничных «дочек», например, объем продаж за месяц превышал тот, что мы раньше делали за квартал.

Также мы достаточно серьезно трансформировали розничный бизнес. Два года назад у одной из наших компаний, Carcade, ориентация была в основном на легковой транспорт. Но учитывая, что в прошлом году сегмент легкового транспорта сильно просел, компания быстро переориентировалась на сегмент коммерческого транспорта – грузовой, легкий коммерческий транспорт, спецтехника. По сути, только по грузовому сегменту и спецтехнике мы профинансировали сделок на порядка 280 млрд руб.

- Как я понимаю, ваша компания, да и отрасль в целом, экватор кризиса перевалили и пошли дальше. А как клиенты? Крупный бизнес? МСБ?

- Наши ожидания по какому-то массовому потоку заявлений на реструктуризацию не подтвердились. Были единичные обращения со стороны МСБ, но мы ограничились небольшим объемом краткосрочных каникул.

В целом у нас нет клиентов, кто действительно серьезно пострадал. Понятно, что рынки авиации и судов были наиболее подвержены последствиям кризиса. Но в портфеле группы находится специализированная авиация: санитарная, для пожаротушения, региональная, и в итоге не было ни одного обращения на реструктуризацию в этом сегменте. Та же история с судоходными компаниями-партнерами, которые использовали весь взятый у нас в лизинг флот во внутренних водах России.

- В такси, каршеринге тоже все было нормально?

- Да, было неплохо. Если говорить про такси, то все вынужденно переориентировались на новых производителей. Так как износ автомобилей здесь в среднем – 100 000 км пробега ежегодно, необходимо заменять парк за счет новых транспортных средств.

Аналогичная история и с каршерингом. Надо было покупать машины, а до сентября прошлого года китайские компании не очень понимали логистические цепочки – как завозить, сколько времени это займет, какой будет тариф. Сейчас ситуация стала более стабильной. С осени в Россию стали заходить новые китайские марки. К январю 2023 г. количество официальных дилеров китайских производителей превысило 1000. Они уже занимают треть всех дилерских центров. Прирост за год составил 46%. У тех же каршерингов сегодня каждый третий или пятый – это китайский автомобиль.

- А что с прокатом самокатов (кикшерингом)?

- Этот рынок еще будет развиваться, пока насыщение есть лишь в Москве, Санкт-Петербурге и, может быть, Екатеринбурге. В прошлом году объем рынка был порядка 13 млрд руб., в ближайшие два-три года по прогнозам он вырастет до 30 млрд руб.

При этом сам сегмент очень интересный. Он кажется достаточно рискованным, но на самом деле уровень мошеннических действий в отношении объектов кикшеринга исчисляется в десятых долях процента. Поэтому перспективы этого бизнеса мы оцениваем положительно, как и рынка такси.

- Что вы думаете про электромобили? Какие перспективы, на ваш взгляд, у этого вида транспорта?

- Смотря где. В том же Китае сейчас электромобилей очень много. В Шанхае, по моим ощущениям, каждый пятый автомобиль – электромобиль. Но в России я бы не ставил на взрывной рост использования электромобилей. Несмотря на рост продаж электрокаров в 2022 году (+33% к 2021г.), их доля от общих продаж новых легковых авто остается довольно низкой – менее 1%. Пока не будет сети зарядок, широкое использование электромобилей невозможно. Понятно, что наш рынок электромобилей будет развиваться, но насколько быстро – пока вопрос. Хотя, конечно, по дизайну и технологическому наполнению электромобили просто потрясающие. Китайцы в этом шагнули гораздо дальше, чем многие европейские, те же немецкие, производители. При этом стоимость китайского электромобиля в полтора раза меньше, чем у его европейского аналога.

- А что вы думаете про лизинг недвижимости для физических лиц? Минфин в своей стратегии рассматривает его в качестве варианта замены ипотечного кредитования. Чем этот продукт может быть интересен гражданам, в частности, при сравнении с ипотекой?

- В чистом виде лизинг для физлиц не работает и не будет работать до изменений законодательства. Причина – лизинговая услуга всегда облагается налогом на добавленную стоимость (НДС) по ставке в 20%, который физлицу некуда «утилизировать». То есть кредит выдают без НДС, а лизинг идет всегда с НДС. Получается неконкурентная история, в лизинг дороже.

Но мы прорабатываем немного иную историю, похожую на лизинг для граждан: будем финансировать приобретение в отдаленных районах общежития, жилья, при этом клиентами будут выступать промышленные предприятия. Например, на Дальнем Востоке самая большая проблема не деньги, а дефицит людей. Представьте себе завод с огромными сварочными цехами, в которых должны работать 300 сварщиков за смену. Где их найти на Дальнем Востоке в небольших городах? Но людей можно привлечь тем, что им дают жилье, которое через некоторое время перейдет к ним в собственность. При взаимодействии с работодателем, организующим строительство жилья, лизинговая компания может в дальнейшем профинансировать выкуп помещений и передать их в лизинг. Таким образом работодатель мотивирует работника оставаться в регионе и на предприятии. Программа пока пилотная, но спрос со стороны бизнеса есть.

- Нестандартный подход к лизингу недвижимости. А есть ли у вас в компании еще какие-нибудь необычные лизинговые кейсы?

- Да. Например, необычный и в то же время социально-значимый – это лизинг системы освещений. Мы профинансировали замену старых ртутных ламп на энергосберегающие и таким образом оборудовали 68 школ и 119 детских садов в Чувашии. Контракт на замену систем освещения составил более 200 млн рублей, ежегодная экономия на счетчике оказалась порядка 35 млн руб. Мы сейчас пытаемся масштабировать этот кейс: в нескольких регионах считаем экономическую модель. Также интересная история по лизингу систем видеофиксации в той же самой Чувашии.

Еще один проект – котельные, модернизация которых актуальна для многих регионов.  Например, на Сахалине сегодня нужно модернизировать 120 котельных. Решением могут стать котельные на основе морских 40-футовых контейнеров. Для его строительства практически ничего не надо, для установки нужен только ленточный фундамент или сваи. Чтобы оборудовать такую котельную, требуется неделя, а не месяцы или годы. Мы в марте выиграли конкурентные процедуры закупок на поставку трех котельных в Хабаровске, и уже осенью они будут работать, отапливать населенные пункты и промышленные предприятия.

- На основе контейнеров можно строить только котельные?

- Нет. Это могут быть системы водоочистки, энергоблоки. То есть решения, не требующие какой-то специальной подготовки, мощного фундамента, подвода дорог. При этом срок полезного использования таких сооружений от 15 лет. Сейчас мы, например, смотрим один из проектов – лизинг фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) в малых населенных пунктах. Эти ФАПы уже зарегистрированы как медицинское изделие, и они идут готовые в комплекте. В таком пункте все есть: от койки до умывальника. При этом срок его производства – всего 35 дней. На Чукотке мы поставляем почтовые отделения – тоже очень интересный кейс.

- Что со сделками на рынке слияний и поглощений (M&A)? В прошлом году появились новые игроки. Планируете ли вы участвовать в переделе рынка?

- За 25 лет моих наблюдений за лизинговым рынком, на нем никогда не было особой M&A-активности: были единичные сделки. Например, одной из самых больших сделок стала покупка компании Carcade. А прошлый год, действительно, выделяется. Но это естественный процесс. Иностранные компании-производители и банки уходили с российского рынка. Они продавали свои лизинговые активы.

- С дисконтом, наверное?

- С очень большим дисконтом. Условно, сделки проходили за капитал или за кредитный портфель, выгодные в первую очередь для российских компаний-покупателей. Мы тоже смотрели разные активы – где-то дублировались наши компетенции и не было смысла, где-то предложения продавцов были не очень интересные. У нас сделок M&A в прошлом году не было, но мы внимательно наблюдали за рынком и продолжаем смотреть.

- Сейчас вы рассматриваете вхождение в бизнес кикшеринговой компании «Юрент». Хотелось бы понять, зачем?

- Мы никогда не подтверждали эту информацию. Зато могу рассказать о другой сделке. Мы заключили договоры лизинга с «Озоном» на поставку порядка 450 автомобилей стоимостью 1,4 млрд руб. – сделка уже состоялась. Вообще на ритейл мы смотрим очень позитивно. Представленные на российском рынке компании активно развиваются, в том числе из-за ухода из России их иностранных конкурентов. Смотрим и на другие маркетплейсы, компании каршеринга. Одному из крупных игроков в этом сегменте (название пока не раскрываем) мы профинансировали более 700 автомобилей.

- Расскажите, пожалуйста, о проекте вашего сотрудничества с «Автодором»?

- С проектом все достаточно просто. У «Автодора» есть потребность в приобретении дорожно-строительной техники. Как и во многих других отраслях, подрядчики привыкли работать на надежной европейской технике и сначала не верили в историю китайской техники, считали ее спорной. Но уже за полгода работы пришло понимание, что европейцев больше не будет в тех масштабах, которые были. Кроме того, стало понятно, что и китайская техника качественная.

Поэтому сам проект с «Автодором» – это скорее стимулирующая мера, которая позволит обеспечить дорожно-строительную отрасль спецтехникой – экскаваторами, грейдерами, бульдозерами. На крупных заводах в КНР производят колоссальные объемы спецтехники. В течение пяти минут, например, компания Sany производит три экскаватора. У нее 45 заводов по всему миру. Это та техника, которая уже подтвердила свою состоятельность на стройке дороги Москва – Казань. Недавно как раз для строительства этой трассы мы профинансировали несколько единиц строительно-дорожной техники стоимостью 440 млн рублей. Заказчиком выступил ДСК «Автобан».

- Давайте теперь поговорим о ваших финансовых результатах по итогам прошлого года и какие у вас стояли и стоят KPI?

-  В этом году исполняется 20 лет компании «Газпромбанк Лизинг». Если говорить в цифрах, то по итогам прошлого года объем нового бизнеса группы составил без малого 500 млрд. А объем портфеля у нас на начало года составлял 865 млрд руб. 

Мы не снижаем темпы по итогам первого квартала этого года. Если в прошлом году объем нового бизнеса за первый квартал был 102,5 млрд руб., то по итогам первого квартала этого года – 170 млрд руб. По портфелю к концу первого квартала мы плавно подошли к 1 трлн руб., сейчас он составляет 964 млрд руб.

При этом прирост абсолютно понятный и прозрачный – не было никаких глобальных сделок, которые бы повлияли на портфель. У нас нет моноклиента, нет монопродукта. Например, по итогам 2018 г. у нас был моносегмент – более 80% приходилось на железнодорожную отрасль. А на сегодняшний день лидирует грузовой транспорт, занимая порядка 26-28%. То есть сейчас мы имеем сильную диверсификацию.

- Что из нового-интересного смотрите на будущее?

- Мы смотрим и верим в тему беспилотников – широкий сегмент и почти что старт: кто первый сможет эту историю сделать, тот получит хороший задел. Тут много отраслей: доставка грузов в почтовые отделения и на буровые, мониторинг путепроводов и газопроводов, использование в сельском хозяйстве, например, для опыления, беспилотные машины, подвозка деталей на заводах и т. д. Но мы хотим финансировать не просто «железо», а давать комплексную услугу.

Другие материалы в сюжете

Самое популярное
Гараж
Официальный мотосезон в Москве откроют 11 мая
Некоторые маркетплейсы заранее запустили продажи мотоциклов
Свободное время
Куда пойти 28 апреля – 1 мая
Только интересные события в Москве
Городская недвижимость
Собянин утвердил проект развития территории рядом с Павелецким вокзалом
В Даниловском районе столицы появится жилье, социальные и общественно-деловые объекты
Умный город / Интервью
Алексей Парабучев: «До 50% патентов высокотехнологичных МСП получены при поддержке города»
Генеральный директор Фонда «Московский инновационный кластер» – о роли кооперации в современных проектах
Горожане
Собянин объявил о начале сезона летней навигации по Москве-реке
Из столичных речных вокзалов теплоходы начнут плавать почти в 50 различных направлений
Городская недвижимость
Автономная застройка: в столице предпочитают комплексный подход точечному
Район Хорошево-Мневники развивается в сотрудничестве городских властей и девелоперов
Наш город
Сосиски с горошком: москвичи стали чаще заказывать десерты-обманки
Столичные рестораны готовы не только кормить, но и развлекать
Культурный город
Московское метро превратится в площадку для художников
Первый сезон проекта «Искусство в метро» продлится до конца этого лета
Благотворительность
Наталья Водянова и Александр Цыпкин поучаствовали в благотворительном проекте «Человек дождя»
В Москве прошел модный показ дождевиков с рисунками аутичных детей
Свободное время
Ангарский маньяк и слесарь-киберспортсмен: пять новых сериалов
В обзоре «Ведомости. Города» – самые интересные сериальные проекты апреля
Наш город
Клиентские пути: в Москве внедряют новые стандарты оказания медицинской помощи
Самым масштабные изменения затронут экстренные службы
Свободное время
Москвичей ждет новый сезон проекта «Уличный артист»
Более 80 городских площадок и парковых зон станут местом проведения перформансов
Гараж
Гибридное удовольствие: тестируем китайский премиум кроссовер WEY 05
За 5,2 секунд после старта разменивает первую сотню кроссовер, вес которого составляет почти 2,5 тонны
Горожане
Глобальное – в локальном: как столица поддерживает своих предпринимателей
Проект «Сделано в Москве» помог бизнесу дополнительно заработать за I квартал более 78 млн рублей
Наш город
Как хакатоны помогают власти и бизнесу искать таланты
Соревнования для IT-разработчиков помогают закрывать вакансии и решать бизнес-задачи