Читайте также
Вернулись обновленными: как изменился кикшеринг в новом сезоне
Туризм спускается на воду. Куда отправиться из Москвы в речной круиз
Искусство на мыле. Зачем музеи сотрудничают с брендами

Гендиректор «Газпромбанк Лизинга» Максим Калинкин: «У каршеринга сегодня каждый третий – это китайский автомобиль»

Почему у кикшеринга большое будущее и как морские контейнеры помогут согреть Дальний Восток
АО «Газпромбанк Лизинг»

Год «эпохи перемен» на финансовом рынке оказался непростым для лизинговой отрасли. В то же время компании, сумевшие увидеть в кризисах время возможностей, поверить в китайский автопром или найти место лизинга в строительстве объектов социальной инфраструктуры, смогли сорвать джек-пот. Как сегодня выглядит для компаний рынок лизинга, сколько китайских автомобилей использует каршеринг и каким образом лизинг помогает создавать рабочие места и отапливать российские регионы – от этом «Ведомости. Городу» рассказал генеральный директор группы компаний «Газпромбанк Лизинг» Максим Калинкин.

- Прошлый год многие называют кризисным. Чем он отличался от кризисов предыдущих лет и как повлиял на отрасль?  

- Таких кризисов, как в прошлом году, мы еще не видели. 2022 год был годом серьезных внешних изменений, нам всем приходилось быстро меняться и подстраиваться. Например, ключевая ставка на уровне 20% стала шоком для рынка.  Как и уход игроков, изменение логистических цепочек. Была полная неопределенность. Во втором квартале 2022 года цена на автомобиль могла в день переписываться несколько раз. Некоторые наши коллеги просто останавливали свой бизнес на два-три месяца: физически просто не заключали сделок.

- А вы останавливались?

- Мы не останавливались ни на один день и в итоге получили хороший результат. Показатели самой отрасли, конечно, снизились – на 13% в целом по итогам года. Тем не менее новый бизнес рынка в прошлому году составил почти 2 трлн руб. Это все равно хороший показатель в абсолютном цифровом объеме.

Единственное, серьезная просадка была в сегменте крупного корпоративного бизнеса, порядка 30%, в то время как розничный сектор показал падение всего на 8%.

- Почему такая динамика?

- Крупный корпоративный бизнес не делает «эмоциональных покупок», для него характерны решения, которые прогнозируются исходя из будущих контрактов, плановой работы. В то же самое время малый и средний бизнес перестраивался быстрее, в итоге к концу года у наших розничных «дочек», например, объем продаж за месяц превышал тот, что мы раньше делали за квартал.

Также мы достаточно серьезно трансформировали розничный бизнес. Два года назад у одной из наших компаний, Carcade, ориентация была в основном на легковой транспорт. Но учитывая, что в прошлом году сегмент легкового транспорта сильно просел, компания быстро переориентировалась на сегмент коммерческого транспорта – грузовой, легкий коммерческий транспорт, спецтехника. По сути, только по грузовому сегменту и спецтехнике мы профинансировали сделок на порядка 280 млрд руб.

- Как я понимаю, ваша компания, да и отрасль в целом, экватор кризиса перевалили и пошли дальше. А как клиенты? Крупный бизнес? МСБ?

- Наши ожидания по какому-то массовому потоку заявлений на реструктуризацию не подтвердились. Были единичные обращения со стороны МСБ, но мы ограничились небольшим объемом краткосрочных каникул.

В целом у нас нет клиентов, кто действительно серьезно пострадал. Понятно, что рынки авиации и судов были наиболее подвержены последствиям кризиса. Но в портфеле группы находится специализированная авиация: санитарная, для пожаротушения, региональная, и в итоге не было ни одного обращения на реструктуризацию в этом сегменте. Та же история с судоходными компаниями-партнерами, которые использовали весь взятый у нас в лизинг флот во внутренних водах России.

- В такси, каршеринге тоже все было нормально?

- Да, было неплохо. Если говорить про такси, то все вынужденно переориентировались на новых производителей. Так как износ автомобилей здесь в среднем – 100 000 км пробега ежегодно, необходимо заменять парк за счет новых транспортных средств.

Аналогичная история и с каршерингом. Надо было покупать машины, а до сентября прошлого года китайские компании не очень понимали логистические цепочки – как завозить, сколько времени это займет, какой будет тариф. Сейчас ситуация стала более стабильной. С осени в Россию стали заходить новые китайские марки. К январю 2023 г. количество официальных дилеров китайских производителей превысило 1000. Они уже занимают треть всех дилерских центров. Прирост за год составил 46%. У тех же каршерингов сегодня каждый третий или пятый – это китайский автомобиль.

- А что с прокатом самокатов (кикшерингом)?

- Этот рынок еще будет развиваться, пока насыщение есть лишь в Москве, Санкт-Петербурге и, может быть, Екатеринбурге. В прошлом году объем рынка был порядка 13 млрд руб., в ближайшие два-три года по прогнозам он вырастет до 30 млрд руб.

При этом сам сегмент очень интересный. Он кажется достаточно рискованным, но на самом деле уровень мошеннических действий в отношении объектов кикшеринга исчисляется в десятых долях процента. Поэтому перспективы этого бизнеса мы оцениваем положительно, как и рынка такси.

- Что вы думаете про электромобили? Какие перспективы, на ваш взгляд, у этого вида транспорта?

- Смотря где. В том же Китае сейчас электромобилей очень много. В Шанхае, по моим ощущениям, каждый пятый автомобиль – электромобиль. Но в России я бы не ставил на взрывной рост использования электромобилей. Несмотря на рост продаж электрокаров в 2022 году (+33% к 2021г.), их доля от общих продаж новых легковых авто остается довольно низкой – менее 1%. Пока не будет сети зарядок, широкое использование электромобилей невозможно. Понятно, что наш рынок электромобилей будет развиваться, но насколько быстро – пока вопрос. Хотя, конечно, по дизайну и технологическому наполнению электромобили просто потрясающие. Китайцы в этом шагнули гораздо дальше, чем многие европейские, те же немецкие, производители. При этом стоимость китайского электромобиля в полтора раза меньше, чем у его европейского аналога.

- А что вы думаете про лизинг недвижимости для физических лиц? Минфин в своей стратегии рассматривает его в качестве варианта замены ипотечного кредитования. Чем этот продукт может быть интересен гражданам, в частности, при сравнении с ипотекой?

- В чистом виде лизинг для физлиц не работает и не будет работать до изменений законодательства. Причина – лизинговая услуга всегда облагается налогом на добавленную стоимость (НДС) по ставке в 20%, который физлицу некуда «утилизировать». То есть кредит выдают без НДС, а лизинг идет всегда с НДС. Получается неконкурентная история, в лизинг дороже.

Но мы прорабатываем немного иную историю, похожую на лизинг для граждан: будем финансировать приобретение в отдаленных районах общежития, жилья, при этом клиентами будут выступать промышленные предприятия. Например, на Дальнем Востоке самая большая проблема не деньги, а дефицит людей. Представьте себе завод с огромными сварочными цехами, в которых должны работать 300 сварщиков за смену. Где их найти на Дальнем Востоке в небольших городах? Но людей можно привлечь тем, что им дают жилье, которое через некоторое время перейдет к ним в собственность. При взаимодействии с работодателем, организующим строительство жилья, лизинговая компания может в дальнейшем профинансировать выкуп помещений и передать их в лизинг. Таким образом работодатель мотивирует работника оставаться в регионе и на предприятии. Программа пока пилотная, но спрос со стороны бизнеса есть.

- Нестандартный подход к лизингу недвижимости. А есть ли у вас в компании еще какие-нибудь необычные лизинговые кейсы?

- Да. Например, необычный и в то же время социально-значимый – это лизинг системы освещений. Мы профинансировали замену старых ртутных ламп на энергосберегающие и таким образом оборудовали 68 школ и 119 детских садов в Чувашии. Контракт на замену систем освещения составил более 200 млн рублей, ежегодная экономия на счетчике оказалась порядка 35 млн руб. Мы сейчас пытаемся масштабировать этот кейс: в нескольких регионах считаем экономическую модель. Также интересная история по лизингу систем видеофиксации в той же самой Чувашии.

Еще один проект – котельные, модернизация которых актуальна для многих регионов.  Например, на Сахалине сегодня нужно модернизировать 120 котельных. Решением могут стать котельные на основе морских 40-футовых контейнеров. Для его строительства практически ничего не надо, для установки нужен только ленточный фундамент или сваи. Чтобы оборудовать такую котельную, требуется неделя, а не месяцы или годы. Мы в марте выиграли конкурентные процедуры закупок на поставку трех котельных в Хабаровске, и уже осенью они будут работать, отапливать населенные пункты и промышленные предприятия.

- На основе контейнеров можно строить только котельные?

- Нет. Это могут быть системы водоочистки, энергоблоки. То есть решения, не требующие какой-то специальной подготовки, мощного фундамента, подвода дорог. При этом срок полезного использования таких сооружений от 15 лет. Сейчас мы, например, смотрим один из проектов – лизинг фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) в малых населенных пунктах. Эти ФАПы уже зарегистрированы как медицинское изделие, и они идут готовые в комплекте. В таком пункте все есть: от койки до умывальника. При этом срок его производства – всего 35 дней. На Чукотке мы поставляем почтовые отделения – тоже очень интересный кейс.

- Что со сделками на рынке слияний и поглощений (M&A)? В прошлом году появились новые игроки. Планируете ли вы участвовать в переделе рынка?

- За 25 лет моих наблюдений за лизинговым рынком, на нем никогда не было особой M&A-активности: были единичные сделки. Например, одной из самых больших сделок стала покупка компании Carcade. А прошлый год, действительно, выделяется. Но это естественный процесс. Иностранные компании-производители и банки уходили с российского рынка. Они продавали свои лизинговые активы.

- С дисконтом, наверное?

- С очень большим дисконтом. Условно, сделки проходили за капитал или за кредитный портфель, выгодные в первую очередь для российских компаний-покупателей. Мы тоже смотрели разные активы – где-то дублировались наши компетенции и не было смысла, где-то предложения продавцов были не очень интересные. У нас сделок M&A в прошлом году не было, но мы внимательно наблюдали за рынком и продолжаем смотреть.

- Сейчас вы рассматриваете вхождение в бизнес кикшеринговой компании «Юрент». Хотелось бы понять, зачем?

- Мы никогда не подтверждали эту информацию. Зато могу рассказать о другой сделке. Мы заключили договоры лизинга с «Озоном» на поставку порядка 450 автомобилей стоимостью 1,4 млрд руб. – сделка уже состоялась. Вообще на ритейл мы смотрим очень позитивно. Представленные на российском рынке компании активно развиваются, в том числе из-за ухода из России их иностранных конкурентов. Смотрим и на другие маркетплейсы, компании каршеринга. Одному из крупных игроков в этом сегменте (название пока не раскрываем) мы профинансировали более 700 автомобилей.

- Расскажите, пожалуйста, о проекте вашего сотрудничества с «Автодором»?

- С проектом все достаточно просто. У «Автодора» есть потребность в приобретении дорожно-строительной техники. Как и во многих других отраслях, подрядчики привыкли работать на надежной европейской технике и сначала не верили в историю китайской техники, считали ее спорной. Но уже за полгода работы пришло понимание, что европейцев больше не будет в тех масштабах, которые были. Кроме того, стало понятно, что и китайская техника качественная.

Поэтому сам проект с «Автодором» – это скорее стимулирующая мера, которая позволит обеспечить дорожно-строительную отрасль спецтехникой – экскаваторами, грейдерами, бульдозерами. На крупных заводах в КНР производят колоссальные объемы спецтехники. В течение пяти минут, например, компания Sany производит три экскаватора. У нее 45 заводов по всему миру. Это та техника, которая уже подтвердила свою состоятельность на стройке дороги Москва – Казань. Недавно как раз для строительства этой трассы мы профинансировали несколько единиц строительно-дорожной техники стоимостью 440 млн рублей. Заказчиком выступил ДСК «Автобан».

- Давайте теперь поговорим о ваших финансовых результатах по итогам прошлого года и какие у вас стояли и стоят KPI?

-  В этом году исполняется 20 лет компании «Газпромбанк Лизинг». Если говорить в цифрах, то по итогам прошлого года объем нового бизнеса группы составил без малого 500 млрд. А объем портфеля у нас на начало года составлял 865 млрд руб. 

Мы не снижаем темпы по итогам первого квартала этого года. Если в прошлом году объем нового бизнеса за первый квартал был 102,5 млрд руб., то по итогам первого квартала этого года – 170 млрд руб. По портфелю к концу первого квартала мы плавно подошли к 1 трлн руб., сейчас он составляет 964 млрд руб.

При этом прирост абсолютно понятный и прозрачный – не было никаких глобальных сделок, которые бы повлияли на портфель. У нас нет моноклиента, нет монопродукта. Например, по итогам 2018 г. у нас был моносегмент – более 80% приходилось на железнодорожную отрасль. А на сегодняшний день лидирует грузовой транспорт, занимая порядка 26-28%. То есть сейчас мы имеем сильную диверсификацию.

- Что из нового-интересного смотрите на будущее?

- Мы смотрим и верим в тему беспилотников – широкий сегмент и почти что старт: кто первый сможет эту историю сделать, тот получит хороший задел. Тут много отраслей: доставка грузов в почтовые отделения и на буровые, мониторинг путепроводов и газопроводов, использование в сельском хозяйстве, например, для опыления, беспилотные машины, подвозка деталей на заводах и т. д. Но мы хотим финансировать не просто «железо», а давать комплексную услугу.

Самое популярное
Гараж
На зарядку становись: количество ЭЗС в Москве может вырасти до 30 000
Сергей Собянин озвучил планы по достижению этой цели к 2030 году
Наш город
Квизы, викторины, мастер-классы: в Москве провели Неделю финансовой грамотности
В мероприятии приняли участие более 35 000 человек
Наш город
Для здоровья и отдыха: территории трех медучреждений благоустроят в Москве
Работы пройдут в двух больницах и центре паллиативной помощи
Наш город
Беспилотный поезд в Москве и день рождения панды – хорошие новости
Только положительные события в завершение недели
Культурный город
Экоактивисты и индийские сектанты: четыре фильма фестиваля молодого кино «Короче»
Имена победителей этого кинособытия, скорее всего, очень скоро будут на слуху
Культурный город
Стоп, снято! Объявлены итоги Московской международной недели кино
На ММНК побывали более 600 000 человек
Умный город
В контакте с учебой и здоровьем: гаджеты и приложения для школьников и родителей
Умный будильник, бутылка с тамагочи, нейросети-помощники и многое другое
Наш город
После реконструкции: Рижский вокзал примет первых пассажиров с 1 сентября
Через станцию будут ходить электрички дальних маршрутов
Наш город
Собянин: новый мост через Москву-реку откроется в 2025 году
Он свяжет три района столицы и откроет новый выезд в сторону северо-запада
Горожане / Интервью
Гарик Мартиросян: «Юмор меняется вместе с жизнью»
Известный телеведущий о новом шоу, поиске оригинальных форматов и эволюции юмористических площадок Москвы
Свободное время
Куда пойти в выходные 31 августа – 1 сентября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Собянин рассказал о городской программе стимулирования создания рабочих мест
По итогам реализации более 281 000 горожан смогут трудоустроиться рядом с домом
Наш город
Выбирай и купайся: москвичи определят лучшие летние бассейны
В голосовании представлены свыше 20 локаций в разных районах столицы
Культурный город
Кино и космос: московский планетарий примет фестиваль научных фильмов
Мероприятие приурочено к 95-летнему юбилею небесной обсерватории
Культурный город
Опера под звездным небом: музыкальный фестиваль пройдет в Царицыно
31 августа и 1 сентября там выступят артисты российских и зарубежных театров