Читайте также
Как живет экобизнес в Москве
Курс на Запад. Как выработать soft skills с помощью соседей и ЖКХ
Доверчивые умы. Почему популяризация науки способствует псевдонаучным убеждениям

Саэд Эль-Ашкар: «Индустрия моды уже не может существовать как раньше»

Интервью с гендиректором «H&M Россия, Казахстан и Беларусь»
Генеральный директор «H&M Россия, Казахстан и Беларусь» Саэд Эль-Ашкар
Генеральный директор «H&M Россия, Казахстан и Беларусь» Саэд Эль-Ашкар /Пресс-служба H&M

Генеральный директор «H&M Россия, Казахстан и Беларусь» Саэд Эль-Ашкар рассказал «Ведомости.Город» о том, как fashion-ритейл восстанавливается после пандемии, а также о тренде на умеренное потребление и ответственность производителей за экологичное будущее моды.

– Саэд, рынок одежды только восстанавливается после пандемии. Насколько он пострадал и как быстро возвращается к прежнему уровню? Произошла ли реализация отложенного спроса? 

– Магазины H&M Group были закрыты в России два полных месяца – апрель и май, что, безусловно, драматично сказалось на продажах. Физические магазины – важнейший сегмент нашего бизнеса – перестали приносить доход. Несмотря на это, мы не сократили ни одного человека в компании. Все сотрудники получали заработную плату – для нас это был принципиальный момент.

В те месяцы единственным каналом продаж стал онлайн-магазин, который отчасти компенсировал потери. Последние несколько лет наша компания активно работала над развитием омниканального предложения и укреплением онлайн-продаж. Конечно, никто не ожидал, что инвестиции, которые рассматривались как долговременные, оправдаются так скоро. Пандемия и локдаун привели к настоящему буму онлайн-торговли.

С конца мая магазины начали постепенно открываться – очень неравномерно, так как ситуация в регионах отличалась. Мы почувствовали, что люди соскучились по офлайн-шопингу и он им по-прежнему интересен.

– 30 сентября H&M открыл новый магазин в торговом центре «Мега Теплый Стан». Как удается делать такие шаги в условиях неопределенности?

– После локдауна вернуться к планам по открытию новых магазинов мы смогли только летом 2020-го. Новая реальность заставила пересмотреть привычный формат открытий. Мы ушли от больших мероприятий с очередью, приветственного танца сотрудников, но нам важно было сохранить ощущение праздника. Сейчас в рамках открытий мы проводим онлайн-конкурсы, организовываем пре-шопинги и небольшие камерные мероприятия для участников программы лояльности, продумываем различные активности в магазинах.

Например, в новом и самом большом H&M, который открылся в «Меге Теплый Стан», мы запускаем услугу по ремонту и кастомизации одежды, которая будет доступна в течение первых выходных после открытия. В наших планах стоит запуск подобного сервиса на постоянной основе.

Самый большой H&M в России, ТЦ «Мега Теплый Стан»
Самый большой H&M в России, ТЦ «Мега Теплый Стан» / Пресс-служба H&M
– Согласно исследованиям Fashion Consulting Group, рост продаж в интернете в России в 2020 г. составил 26,4%, при этом самой продаваемой оказалась одежда – около 60% всех онлайн-продаж. Стало ли такое поведение покупателей временным фактором из-за ограничений или можно говорить о долгосрочном тренде?

– За последний год наши онлайн-продажи выросли, и здесь важную роль сыграли не только сильные сезонные коллекции, но и увеличение локальных кампаний H&M, сделанных специально под российского покупателя. Например, коллаборация с «Фиксиками» для коллекции детской одежды или коллекция Blanks, созданная совместно с художниками из России, Казахстана и Беларуси. 

Мы активно развиваем онлайн-магазин – как с точки зрения ассортимента, так и технических возможностей. Например, запустили систему возврата Oris, благодаря которой покупки, сделанные онлайн, можно бесплатно вернуть в ближайшем офлайн-магазине H&M.

Росту продаж способствует и то, что многие активности теперь доступны только онлайн. В прошлом году, на фоне пандемии, мы приняли решение полностью перенести «черную пятницу» в онлайн, чтобы не приводить трафик в магазины. 

В целом, оба канала – офлайн и онлайн – сейчас активно развиваются. Мы видим интерес покупателей и к другим брендам группы компаний. В прошлом году мы запустили онлайн-магазины всех брендов H&M Group, а до конца года в России откроются физические магазины всех брендов. Одно из главных событий осени для нас – открытие в ТЦ на «Павелецкой» сразу шести брендов – H&M, H&M HOME, Arket & Other Stories, Weekday и COS.

– В 2013 г. H&М первым из fashion-ритейлеров начал акцию по сбору ненужной одежды. Весной 2021 г. вы приняли решение осуществлять все этапы Garment Collecting – от сбора текстиля в магазинах до сортировки, повторного использования и переработки – на территории России. Почему? Какие итоги можно подвести спустя полгода?

– В России программа Garment Collecting невероятно популярна – мы лидер по сбору среди всех рынков H&M. Было две причины, по которым мы решили перенести все процессы на локальный рынок.

Во-первых, мы хотим, чтобы эта флагманская инициатива была максимально эффективной и прозрачной. Когда все процессы происходят на локальном рынке, у нас больше рычагов для контроля, оценки, больше возможностей для развития. В марте 2021-го мы объявили о перезапуске Garment Сollecting, став первым рынком H&M, кто реализует данную программу на локальном уровне. Нашим партнером стала компания Laut Recycling, которая находится в Ивановской области – исторически текстильном регионе. Компания занимается сбором, сортировкой и переработкой ненужной одежды.

Вторая причина, почему нам хотелось перенести все процессы в Россию, – стремление развивать локальный рынок переработки и повторного использования. Мы видим уверенную динамику повышения качества сортировки. Постепенно растет процент изделий, которые используются для повторной носки в качестве товаров секонд-хенд.

– Как в России в целом обстоят дела с рынком переработки? Какие основные проблемы и задачи необходимо решить в этой области?

– Бренд не занимаемся процессами сортировки и переработки текстиля напрямую, поэтому объективную оценку рынку дать достаточно сложно.  Трудности, безусловно, есть, так как индустрия молодая, а проблемы, стоящие перед ней, масштабные. В целом можно выделить несколько ключевых направлений для роста – инвестиции в индустрию, уровень технологий, прозрачность, реализация товаров переработки. 

Но, пожалуй, прежде всего – формирование осведомленности о данной индустрии у населения. Поэтому одна из наших главных задач в рамках стратегии по устойчивому развитию – поощрение ответственных и экологичных действий.

– Наблюдается ли в России тренд на умеренное потребление, в первую очередь в одежде? Мотивирует ли россиян приобретать одежду тот факт, что она сделана из переработанных вещей?

– Сейчас все больше людей стараются развивать осознанность. Этот тренд набирает обороты и в России, и во всем мире – люди пересматривают  отношение ко многим вещам, в том числе к потреблению.

У нас как у бренда, который всегда стоял в авангарде sustainability (экологически безопасного, устойчивого развития. – Прим. ред.), есть серьезные амбиции и цели в отношении используемых материалов. Мы не следуем трендам, мы задаем их. Десять лет назад в H&M запустили первую капсулу из экологичных материалов – Garden Collection. В 2012 г. вышла первая экологичная – Conscious Exclusive, которая с тех пор выпускалась дважды в год.

С 2019 г. мы стали использовать экологичные материалы в сезонных коллекциях, а в скором будущем все коллекции H&M будут экологичными по умолчанию. Наша цель в том, чтобы к 2030 г. все используемые нами материалы были либо переработанными, либо полученными из других экологичных источников. В 2020 г. мы достигли промежуточной цели – полного перехода на органический, переработанный или полученный из других экологичных источников хлопок.

Уже сейчас большинство коллекций H&M – как регулярных, так и лимитированных – сделаны из переработанных или других экоматериалов. Например, в последней коллекции Studio все вещи созданы из переработанного полиэстера, органического хлопка и переработанного полиамида. В производстве обуви использована растительная кожа из отходов виноделия.

– Какие элементы одежды (fashion-товары) наиболее популярны в России? Какие стали менее востребованными в последние пару лет? 

– Большое значение играет сезонность и специфика рынка. Например, подготовка к 1 сентября – исторически один из самых важных периодов для покупателей России, Беларуси и Казахстана. К концу лета люди обновляют гардероб к школе, возвращению в институты, офисы, соответственно, растут продажи школьной формы и деловой одежды. В других странах такой тенденции нет.

Колебания спроса связаны и с погодными условиями, что особенно характерно для России, где в рамках одного сезона может понадобиться несколько разных предметов верхней одежды. К примеру, осенью не обойдешься без ветровки, легкой куртки, пальто, а еще неплохо иметь плащ или тренч на случай дождя. В таких условиях очень важна функциональность и универсальность одежды.

Коллаборации H&M, которые мы начали делать еще в далеком 2004-м, также пользуются неизменным спросом. На прошлой неделе мы объявили о новом сотрудничестве с иконой стиля Айрис Апфель (американская коллекционер и дизайнер в возрасте 100 лет. – Прим. ред.). Коллекция поступит в продажу в начале 2022 г.

– Если сравнить продажи одежды в России и в других странах, произошли ли какие-то существенные изменения за период пандемии? 

– В период локдаунов спросом стала пользоваться комфортная, уютная одежда для дома, а также детская одежда. Люди больше стали уделять внимания обустройству дома, что сказалось на продажах товаров H&M HOME.

В апреле мы запустили первые концепт-сторы H&M Home в России. Это отдельно стоящие магазины, где помимо товаров для декора в продаже также доступны мебель, освещение, живые цветы и растения. Таких магазинов во всем мире чуть больше двадцати.

Концепт-стор H&M HOME в ТЦ «Авиапарк»
Концепт-стор H&M HOME в ТЦ «Авиапарк» / Пресс-служба H&M
– Как тренд на экологичность и устойчивое развитие повлияет на рынок fashion-ритейла и его дальнейшее развитие?

– Очевидно, что индустрия моды уже не может существовать как раньше. Помимо необходимости перехода от линейной бизнес-модели к цикличной важно изменение сознания большинства людей и отношения к моде и окружающему миру.

Достичь этого можно только общими усилиями – бизнеса, правительств и людей. Необходимо сотрудничество в масштабах всей отрасли. Именно поэтому мы сотрудничаем с другими брендами и заинтересованными сторонами в рамках различных инициатив, таких как Fashion Pact, Хартия модной индустрии для борьбы с изменениями климата, Sustainable Apparel Coalition (SAC) и многих других.

Fashion-ритейл играет большую роль в изменении климатической ситуации: с одной стороны, как индустрия, на которую приходится значительная часть общего объема выбросов, с другой – как отрасль с большим потенциалом и возможностями для сокращения уровня загрязнений и поддержки направления устойчивости.

Этому способствуют внедряемые инновации и различные инициативы, которые мы запускаем или поддерживаем. Например, сотрудничество с гонконгским институтом текстиля, результатом которого стал запуск в одном из магазинов Стокгольма машины, которая превращает старую одежду в новую. Или создание ежегодной премии Global Change Award по поиску стартапов, которые могут сделать индустрию более экологичной.

Мы также ведем работу не только на уровне индустрии, но и на уровне покупателей – поощряя, вдохновляя их на экологичный выбор. Мы стремимся делать это на всех этапах потребления моды – от покупки и использования до момента, когда вещь пришла в негодность.

Сейчас мы планируем добавить еще один этап в рамках цикла потребления моды – дополнительные сервисы и услуги в магазинах. Ведь сдача вещи на повторное использование или переработку – это финальный шаг. При этом моде можно дать вторую жизнь просто отремонтировав или кастомизировав одежду. Мы очень верим в это направление и надеемся, что в коллаборации с покупателем сможем вместе приблизить позитивные изменения и экологичное будущее моды.

Самое популярное
Горожане
Собянин вручил медали «80 лет Победы» ветеранам Великой Отечественной войны
Мэр также наградил орденами участников спецоперации
Наш город
Ставка на инновации: столица сосредоточилась на высокотехнологичном производстве
Положительную динамику показывает выпуск компьютеров, оптики и электроники
Наш город
Гид со знаком качества: как в Москве проходит аттестация экскурсоводов
С 1 марта 2025 года экскурсии по столице могут проводить только специалисты, подтвердившие свою квалификацию
Наш город
На конкурс по воссозданию исторических павильонов ВДНХ подано более 300 заявок
Молодые архитекторы и творческие коллективы должны представить проекты до 31 мая 2025 года
Культурный город
На конкурс кадрового резерва от депкульта Москвы пришли заявки из 46 регионов
Прошедшие экспертный отбор повысят квалификацию в ведущих творческих вузах
Культурный город
Дворянское гнездо: в усадьбе Валуево восстановят 10 исторических объектов
Также завершены работы по реставрации особняка Лоськова в Мансуровском переулке
Наш город
Подъемная сила: в Москве откроется первый в России кластер лифтостроения
Он будет создан на базе Карачаровского механического завода
Благотворительность
Учатся и работают: в студотрядах Москвы состоят более 3000 волонтеров
Сергей Собянин поздравил горожан с Днем российских студотрядов
Умный город / Галерея
Центральный университет откроет новый кампус в здании Центрального телеграфа
Объект культурного наследия на Тверской улице приобретен у девелопера Vos`hod
Горожане
Важен каждый: в голосовании о московском цирке приняли участие 100 000 человек
На платформе «Активный гражданин» горожане могут высказаться о его будущем
Умный город
Интеллектуальная среда: Москва реализует около 100 проектов с использованием ИИ
За год в столице внедрили около 300 моделей инновационных разработок
Наш город
425 музыкантов в метро и 1,6 млн тонн собранного вторсырья – хорошие новости
Только позитивные события в завершение недели
Наш город
Старейший в городе: как идет реконструкция Ленинградского вокзала
После работ площадь залов ожидания вырастет более чем втрое
Наш город
Будет лучшим: Куклачев оценил идею строительства нового цирка в Москве
По словам мэра, старое здание на проспекте Вернадского исчерпало свой ресурс
Наш город
Собянин: в ОЭЗ «Технополис Москва» вошли еще четыре производственные площадки
В прошлом году резиденты и арендаторы особой зоны инвестировали в развитие 215 млрд рублей