Читайте также
«Горы – это кнопка Reset»: президент «Летово» — о своем хобби
«Высотность — она в головах у людей»: главный архитектор Москвы
Дубай, Шерегеш или Багамы. Куда поехать на Новый год

Как города доводят человека до депрессии и что поможет это исправить

Деменция и депрессия становятся спутниками жизни в мегаполисах. В мире предлагают решения — от запрета на небоскребы до создания «оазисов спокойствия»

Стремительное развитие городов влияет на психологическое здоровье жителей. Минимизировать негативные последствия можно с помощью функциональных и эстетических решений.

В рейтинге ООН Россия занимает 60-е место по степени урбанизации: 74,6% населения живет в крупных населенных пунктах. В городах живет 55% популяции Земли – примерно 4,2 млрд человек, и есть все шансы, что к 2050 г. этот показатель увеличится еще на 13%. Таковы данные ДЭСВ ООН.

Несмотря на все прелести города – доступность товаров и услуг, большие возможности, – динамичный образ жизни оказывает негативное влияние на психику горожан. Согласно прогнозам исследователей CSM University в Лакхнау, в развитых странах с 2001 по 2040 г. число людей, больных деменцией, увеличится на 100%, а в Индии, Китае и других странах Азиатско- и Западно-Тихоокеанского региона – более чем на 300%.

Деменция и депрессия становятся верными спутниками жизни в больших городах. Во-первых, работа в офисе или на дому превращает замкнутые высотные пространства в основную «среду обитания» горожан. Согласно докладу сооснователя компании Create Streets, жители высотных домов чаще других страдают от стресса и сталкиваются с неврозами. Однако в погоне за карьерным ростом и лучшими условиями жизни ‎удобство расположения становится важнее эстетики и эмоционального состояния. Главное, жить рядом с метро, даже если в «муравейнике», или работать поближе к торговым центрам и кинотеатрам.

Во-вторых, функциональность становится выбором не только отдельно взятого человека, но и самой городской инфраструктуры. С расширением населенных пунктов растет число тротуаров, магистралей, стоянок для машин. Города максимально отрываются от земли и вступают в прямое противоречие с природой. Например, в начале 2019 г. протяженность автодорог в Москве составила 6064 км, а в ближайшие три года городские власти планируют увеличить ее еще на 250 км – вместе с расширением метро и наземных железных дорог. Неизменным контекстом для тех, кто хочет жить в городе, становятся помойки, канализация и провода.

Строительство жилых комплексов со всем необходимым функционалом тоже зачастую негативно влияет на ментальное здоровье. Если человек живет один в небольшой квартире, работает удаленно и может не выходить за пределы ЖК, чувство одиночества только усиливается. Справиться с напряжением поможет появление своеобразных «оазисов спокойствия» – территорий, которые станут буфером для негатива в большом городе.

Запрет на небоскребы и массовое озеленение

Город – сложный организм, у него есть свои запросы, которые нельзя игнорировать. Именно поэтому его «высотная» эстетика с линиями электропередачи, коммуникациями и шумными дорогами часто проти- воречит чувству прекрасного местных жителей. Чтобы восстановить баланс, многие находят свои «оазисы спокойствия» в спа-отелях за пределами мегаполисов, в городских ресторанах с зелеными зонами или прячутся в виртуальном мире музыки и подкастов, создавая личный safe space с помощью наушников. Тем не менее есть и функциональные, и эстетические приемы со стороны градостроителей, архитекторов и художников.

Функциональные решения напрямую связаны с изменением архитектуры и городской инфраструктуры. Канадский архитектор и один из ярких представителей зеленого движения Джейсон Макленнан на примере Барселоны и Амстердама заключает: наиболее оптимальная высота жилых зданий (sweet-spot) для комфортной жизни горожан составляет от четырех до восьми этажей.

Похожее мнение разделяют и некоторые российские муниципалитеты. Если в Москве малоэтажность пока характерна только для центральных районов, то областные власти в 2014 г. запретили застройку выше девяти этажей для городов с численностью до 100 000 человек, а в 2020 г. ввели мораторий на строительство высотного жилья в Красногорске из-за недостаточно развитой инфраструктуры вокруг многоэтажек.

Еще один «функциональный» путь – увеличение количества деревьев по линии дорог и расширение территории парков. Именно в этом направлении сейчас действуют московские власти: с 2011 г. благоустроили более 850 парков и скверов, а с лета этого года активное озеленение началось на юго-востоке и на западе Москвы.

Чем может помочь эстетика

Эстетические решения чаще всего трансформируют «недвижимый» ландшафт. В работе девелоперов всегда есть территории, которые вносят дисбаланс в проекты, – дорога, свалки, парковка или электрические подстанции.

Именно их необходимо видоизменить, сбалансировать и сделать приятными глазу: запрос на «оазисы спокойствия» обычно возникает именно в проблемных зонах. Изменить отношение к ним с помощью дизайнерских решений чаще всего не удается: помойки по-прежнему ассоциируются с чем-то грязным, линии электропередачи кажутся неопрятными, а парковки – душными и серыми.

Для очеловечения пространств урбанисты и градостроители начинают сотрудничать с художниками, которые помогают преобразить функциональные пространства. Природа просачивается туда, где ее не ждут, – на крыши торговых центров (например, в West Mall на ул. Лобачевского) или на последние этажи ЖК, как в случае с «Садами Пекина». Но чтобы человек чувствовал себя комфортно, мало одной парковой зелени: нужны вау-эффект и новые эмоции, которые часто возникают благодаря парадоксам и сочетанию неожиданных элементов.

В Санкт-Петербурге появились прицепы с зеленью и лавочками в рамках проекта «На парковке парк», а на подземной парковке московского «Зарядья» – арт-инсталляция Water-линия с фитотронами – ящиками с живыми цветами и мерцающими потоками воды.

Эстетические решения также помогают трансформировать заброшенные территории. Например, «Винзавод», Artplay, «Хлебозавод», «Флакон» и «Фабрика» стали модными арт-кластерами, центрами притяжения творческих людей и молодежи.

Концептуальные приемы позволяют менять взгляд и на спальные районы. Появление инсталляции «Море спального района» из ванн, кроватей и привычных взгляду труб помогло создать иллюзию урбанистического моря в парке «Кузьминки».

Искусство помогает и девелоперам: некоторые выставки намеренно приезжают в «спальники», а отдельные застройщики внедряют арт-объекты на территории ЖК – как в случае с «Ново-Молоково», где можно увидеть репродукции скульптур современного искусства. Теперь возможность полноценного отдыха в пределах своего района или кондоминиума – новая ценность, от которой горожане не готовы отказываться, вне зависимости от локации.

Взгляд в будущее

Современный город несоразмерен человеку и часто низводит его до функциональных желаний: выспаться, сходить на работу, поесть и развлечься. Однако техногорода едва ли станут нашей реальностью в ближайшие десятилетия. Современным горожанам больше не нужны небоскребы: чтобы чувствовать себя спокойно и «как дома», они ждут абсолютно нового качества среды. Привлекательность любого жилого пространства состоит не из квартир, а из той инфраструктуры, которая окружает человека: сегодня это тренд на экологичность и безопасность, в ближайшем будущем – на вау-эффект и гибкие творческие пространства для восстановления сил и энергии.

В рейтинге ООН Россия занимает 60-е место по степени урбанизации: 74,6% населения живет в крупных населенных пунктах.Создать город-оазис в таком мегаполисе, как Москва или Нью-Йорк, вряд ли возможно. Однако разрастание малоэтажных спальных районов, богатых зеленью и культурными центрами, создание site specific точек притяжения и дополнение пространств арт-объектами помогут приблизить современные города к более человекоцентричному подходу – вместе с усилением роли художников в работе урбанистов, архитекторов и застройщиков.

Самое популярное
Свободное время
Куда пойти 28 апреля – 1 мая
Только интересные события в Москве
Городская недвижимость
Собянин утвердил проект развития территории рядом с Павелецким вокзалом
В Даниловском районе столицы появится жилье, социальные и общественно-деловые объекты
Умный город / Интервью
Алексей Парабучев: «До 50% патентов высокотехнологичных МСП получены при поддержке города»
Генеральный директор Фонда «Московский инновационный кластер» – о роли кооперации в современных проектах
Горожане
Собянин объявил о начале сезона летней навигации по Москве-реке
Из столичных речных вокзалов теплоходы начнут плавать почти в 50 различных направлений
Городская недвижимость
Автономная застройка: в столице предпочитают комплексный подход точечному
Район Хорошево-Мневники развивается в сотрудничестве городских властей и девелоперов
Наш город
Сосиски с горошком: москвичи стали чаще заказывать десерты-обманки
Столичные рестораны готовы не только кормить, но и развлекать
Культурный город
Московское метро превратится в площадку для художников
Первый сезон проекта «Искусство в метро» продлится до конца этого лета
Благотворительность
Наталья Водянова и Александр Цыпкин поучаствовали в благотворительном проекте «Человек дождя»
В Москве прошел модный показ дождевиков с рисунками аутичных детей
Свободное время
Ангарский маньяк и слесарь-киберспортсмен: пять новых сериалов
В обзоре «Ведомости. Города» – самые интересные сериальные проекты апреля
Наш город
Клиентские пути: в Москве внедряют новые стандарты оказания медицинской помощи
Самым масштабные изменения затронут экстренные службы
Свободное время
Москвичей ждет новый сезон проекта «Уличный артист»
Более 80 городских площадок и парковых зон станут местом проведения перформансов
Гараж
Гибридное удовольствие: тестируем китайский премиум кроссовер WEY 05
За 5,2 секунд после старта разменивает первую сотню кроссовер, вес которого составляет почти 2,5 тонны
Горожане
Глобальное – в локальном: как столица поддерживает своих предпринимателей
Проект «Сделано в Москве» помог бизнесу дополнительно заработать за I квартал более 78 млн рублей
Наш город
Как хакатоны помогают власти и бизнесу искать таланты
Соревнования для IT-разработчиков помогают закрывать вакансии и решать бизнес-задачи
Наш город
Развязка появится на пересечении двух шоссе – Филимонковского и Ракитки
Сергей Собянин рассказал о крупном инфраструктурном объекте, который возведут в Москве