Читайте также
Максим Ликсутов: «Мы не занимаемся слежкой, наша цель – комфорт пассажиров»
Экологичные ценные бумаги. Зачем Москве зеленые облигации
Электрокары в Москве: расширение сети зарядных станций и приятные бонусы за экологичность

Способны ли электромобили покорить Москву: плюсы и минусы

По дорогам столицы ездит пятая часть всего электропарка России

В 2021 г. в Москве насчитывалось около 2000 электрокаров. По оценке аналитического агентства «Автостат», это пятая часть от общего числа таких машин в стране. Для сравнения: по улицам Нью-Йорка передвигается более 11 000 электрокаров, а в Лондоне благодаря системе ULEZ (Ultra Low Emission Zone – зона со сверхнизким уровнем выбросов) их более 20 000.

В то же время, согласно опросу автомобильного портала Drom.ru, 60% московских автовладельцев положительно относятся к покупке электрокаров. Но приобрести такой автомобиль в ближайшее время готовы лишь 10% респондентов. Перенос покупки на отдаленную перспективу обусловлен практически полным отсутствием электрокаров у официальных дилеров и ограниченными возможностями для их тест-драйва в отличие от автомобилей с ДВС, тестовый парк которых полностью укомплектован.

Другая, не менее важная, причина отложенного спроса – высокая цена за входной билет. Самый доступный новый электромобиль (EV) в России – китайский SUV – стоит 2,5 млн руб. А, например, Jaguar I-Pace, Audi e-Tron и Porsche Taycan либо стоят значительно дороже, либо приобретаются за рубежом и предполагают длительные сроки доставки.

Московские власти пытаются снизить стоимость эксплуатации электрокаров. Например, владельцы таких автомобилей имеют право на бесплатную парковку, стоимость которой в Москве доходит до 450 руб. в час. Припарковав электрокар на сутки в центре города, можно сэкономить до 10 800 руб. Конечно, не все пользователи парковок постоянно проживают в Москве, а у столичных автовладельцев есть резидентные разрешения, позволяющие парковаться без ограничений на территории своего района за символические 3000 руб. в год. Однако все же допустим, что экономия в течение стандартного рабочего дня может достигать 3000 руб., или более 60 000 руб. в месяц. Бесплатными остаются и зарядные станции.

С учетом бонусов и отсутствия негативного влияния на городскую экологию электрокары остаются весьма привлекательной альтернативой автомобилям с ДВС. На тематических порталах и форумах владельцы Jaguar I-Pace, Audi e-Tron, Porsche Taycan, Tesla, Nissan Leaf делятся опытом владения. Увлеченно рассказывают о новых версиях ПО, которые делают электрокары экономичнее и динамичнее. Одни делятся опытом обустройства собственных ускоренных высоковольтных зарядок, другие сетуют на недостаток зарядных станций и ждут очередного повышения цен.

Цены на электрокары с высокой вероятностью вырастут: в прошлом году Евразийская экономическая комиссия анонсировала отказ с 2022 г. нулевой импортной пошлины на этот вид транспорта. Предложенные Минпромторгом льготы в таких условиях вряд ли смогут компенсировать затраты на покупку авто. При этом, как сообщает «РИА Новости», Китай сохраняет субсидии на покупку электромобилей – до $2500 за те модели, что дешевле 300 000 юаней (примерно $46 000).

Инфраструктура обслуживания электромобилей в Москве только начала развиваться. По данным столичного дептранса, в 2021 г. в городе работали всего 72 зарядные станции, еще 183 планируется ввести в эксплуатацию. То есть сейчас на одну зарядную станцию приходится примерно 27 автомобилей, каждый из которых необходимо долго заряжать – «быстрая» зарядка всего одна. Для сравнения: по данным Zap-Map, в Лондонской агломерации 7836 зарядных станций, из них примерно 20% – «быстрые». Часть станций способна заряжать сразу несколько автомобилей, а значит, соотношение автомобилей и заправок в Лондоне примерно 2:1 – результат, к которому нужно стремиться. Таким образом, в Москве экономичной опцией все еще остается зарядка от домашней электросети. Московская мэрия прорабатывает проект «Энергия Москвы», планируя к 2023 г. увеличить число зарядок до 600. При этом учитывается практика европейских городов – станции появятся прежде всего в жилых районах, построенных по программе реновации, и у ТЦ.

Нельзя забывать, что Москва – самая северная агломерация с населением более 10 млн человек, а значит, низкие температуры зимой – обычное явление. В таких условиях растет энергопотребление – из-за необходимости прогрева салона и секций батареи. И чем меньше остается заряда, тем выше шансы, что EV не проедет запланированное расстояние. В таких реалиях строительство дополнительных зарядок – насущная необходимость.

В сентябре 2021 г. был разработан законопроект, предоставляющий право электромобилям передвигаться по полосам для общественного транспорта. Хотя и эта мера носит догоняющий характер: в Норвегии электромобили ездят по выделенке с 2005 г. В Москве есть все предпосылки для увеличения количества электромобилей. Но высокая стоимость, ограниченный модельный ряд и неоднозначная фискальная политика приводят к тому, что москвичи откладывают приобретение до лучших времен.

Ситуация усугубляется отсутствием собственного производства. Заместитель министра промышленности и торговли РФ Александр Морозов объявил, что производство электромобилей появится в России «в ближайшие 2–3 года». Так что если электрокар и завоюет столичные улицы, то лишь в отдаленном будущем.

Самое популярное
Свободное время
Что послушать на Фестивале искусств Юрия Башмета: гид для меломанов и не только
Концерты-спектакли с участием известных актеров и архаичный хор – обзор событий Зимнего международного фестиваля искусств
Наш город
Хорошие новости: кластер «Ломоносов», возвращение «Чебурашки» и очереди в ЗАГС
Только положительные события за неделю
Свободное время
Куда пойти в выходные 28-29 января
Ночная экскурсия в метро на ретропоезде, ледяные копии утраченных башень и суши для минималистов
Другие города
Зимняя Хакасия: горнолыжные курорты, древние обсерватории и целительные камни
С 2020 г. интерес к республике среди туристов из Москвы и Московской области вырос более чем в 3 раза
Умный город
В Раменках открылся первый кластер инновационного центра МГУ
Он станет площадкой для работы над высокотехнологичными проектами
Наш город
Как в Москве совмещают бизнес и благотворительность
В России насчитывается около 7000 социальных предприятий
Культурный город
Главные выставки – 2023: чем знаменит «туркестанский авангард» и кому принадлежали царские сокровища
Шедевры советского авангарда из «Лувра в пустыне» и мистические горы Николая Рериха
Свободное время
В Москве организовали массовое мероприятие на льду для IT-специалистов
На каток вышли более 3000 IT-специалистов
Свободное время
Чебурашка – победитель Marvel. Чем он покорил зрителей
Осторожная ностальгия, убаюкивающий сюжет – волшебный эффект
Наш город
После титров. Где посмотреть фильмы, не доступные широкой аудитории
От исторических киноклубов до современных автономных организаций в библиотеках и культурных центрах
Культурный город / Галерея
Что покажут на выставке «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» в Москве
Выставка будет проходить в Новой Третьяковке с 24 января по 10 мая 2023 года
Другие города
Первая жертва научного опыта: призраки и истории старинных домов
Великие жильцы и удивительные происшествия в особняках Санкт-Петербурга
Свободное время
Почему мужчинам надо перестать подтверждать свою «крутость»
Теория об «альфа»-самцах применима только к волчьей стае, а не к людям
Наш город / Галерея
Крещение в Москве. Как это было
Праздник Крещения Господня в столице в этом году стал самым теплым за последние 15 лет
Свободное время
Что почитать: книги об истории экономической мысли, дрессировке собак и поиске гармонии
В каких произведениях ищет подсказки для жизни и работы топ-менеджер группы «ЛАНИТ»