Москва меняет облик: в столице растет число проектов с авторской архитектурой
Но создавать новые точки притяжения в городе пока могут лишь немногие компанииМосква – динамичный мегаполис, и это влияет не только на ритм жизни, но и на то, как активно меняется сам город. Появляются культурные пространства, архитектурные достопримечательности и современные доминанты, меняющие линию горизонта и облик привычных мест. Районы приобретают определенные смыслы, становятся точками притяжения, а их обновление дарит новые креативные и культурные кластеры. О том, какую роль в этом играют девелоперы и как благодаря их подходам меняется город, рассказываем на примере одних из самых заметных проектов, заявленных к реализации за последние годы.
От типовой застройки к авторской архитектуре
Десять лет назад были утверждены новые принципы типовой застройки, разработанные Москомархитектурой, которые дают большую вариативность и свободу в реализации жилых проектов. Один из основных посылов развития городской среды заключался в том, что она должна быть комфортной и разнообразной. Девелоперы получают разрешение на строительство, только предварительно согласовав архитектурную концепцию с городом, и это касается проектов любого масштаба. В них должно быть учтено все: от внешнего вида и благоустройства прилегающих территорий до вечерней подсветки и наличия парковочных мест.
Главный архитектор Москвы, первый заместитель председателя Москомархитектуры, входящей в Комплекс градостроительной политики и строительства, Сергей Кузнецов не раз отмечал, что сегодня столица ‒ мегаполис того уровня, который не предполагает типовых решений. Каждое место заслуживает индивидуального подхода. «В Москве нет территорий, про которые можно сказать: это неважно, давайте здесь построим одинаковые дома. Нет у нас таких мест», ‒ говорит он.
Найти золотую середину между уважением к истории, современными технологиями и новаторскими решениями бывает непросто, но специалистам с большим опытом это удается. Кузнецов считает, что современная архитектура, особенно в крупном мегаполисе, отличается тем, что вызывает у людей эмоции, которые они и запоминают. Архитектура большого города сегодня ‒ это симбиоз новейших технологических и инженерных решений с эмоциональной составляющей. В качестве примеров он привел ЖК «Бадаевский» по проекту швейцарского бюро Herzog & de Meuron и парк «Зарядье».
Лидерами по разработке эффектной, но при этом органичной архитектуры можно считать бюро СПИЧ. Из их последних проектов выделяются Центр «Зотов», частью которого стал бывший Хлебозавод № 5, и новое здание Третьяковской галереи, окна на фасаде которого напоминают шпалерную развеску картин в музее. Они же авторы концепции ЖК «Царская площадь» девелопера MR, который изменил облик Бегового района Москвы, и самого высокого столичного небоскреба – 374-метровой башни «Восток» в составе комплекса «Федерация» в «Москва-сити», достройкой которой занималась Aeon Development. Кстати, деловой кластер в Пресненском районе долго считался спорным проектом, а сейчас это одна из визитных карточек Москвы: вид на небоскребы автоматически повышает статус и стоимость квартиры. Но и не только это. Башни «Сити» – символ технологических возможностей, они во многом определили архитектурный стиль Москвы начала XXI в., задав новую «небесную линию» столицы.
За последние годы в Москве появилось немало новаторских зданий ‒ как небоскребов, так и малоэтажных. Например, 18-этажный бизнес-центр «Академик», спроектированный UNK project, в 2021 г. стал победителем международной премии ABB Leaf Awards в номинации Best Commercial Building Project.
На роль новаторского претендует и новое здание спорткомплекса «Олимпийский», который откроется в 2026–2027 гг. Обновленный комплекс с футуристичным архитектурным решением объединит арену с концертным залом и кинотеатрами, водный комплекс с 15 бассейнами и аквапарком ‒ физкультурно-оздоровительную зону и малый концертный зал.
Среди высоток выделяется будущий Национальный космический центр (НКЦ) ‒ крупнейшее здание такого типа в мире. Его главный элемент ‒ 47-этажная треугольная башня высотой 288 м со шпилем, напоминающая ракету на стартовой площадке.
Кузнецов отмечает, что возможность создавать по-настоящему качественные проекты появилась у архитекторов с приходом на пост мэра Москвы Сергея Собянина. Их работы стали узнаваемыми, а имя автора превратилось в своеобразный знак качества, выделяющий объекты среди других. По словам главного архитектора Москвы, именно тогда «авторские» комплексы столицы начали привлекать внимание как российских, так и зарубежных профессионалов: специалисты стали целенаправленно приезжать, чтобы изучать их.
Московские проекты постепенно вышли на международный уровень: их включали в каталоги архитектурных новаций, а также отмечали престижными наградами.
Из центра в новые локации
Большая часть вышеперечисленных объектов находится в центре Москвы или максимально близко к нему. Но, как отмечают консультанты, свои точки притяжения, способные существенно повлиять на облик районов, есть и будут и в других округах столицы. Если брать запад города, то там команда бюро СПИЧ разработала для девелопера MR мастер-план новых жилых кварталов SET и VEER. Там, как говорят в бюро, были учтены все особенности локации: оно предложило разбить проекты на отдельные кварталы с разными по высоте домами. «Разделение на отдельные блоки позволяет сделать застройку разнообразной и максимально привлекательной», ‒ рассказывает Игорь Членов, главный архитектор и управляющий партнер бюро СПИЧ. Приглашены разные архитектурные бюро, которые будут использовать свой визуальный язык. Уникальными особенностями обоих проектов станут смотровые площадки на верхних этажах, с которых откроются живописные виды на Москву. Ранее такой архитектурный прием MR использовал в другом жилом проекте Symphony 34. Сейчас собственные смотровые площадки есть только в 15 столичных домах бизнес- и премиум-класса, сообщало ранее агентство «Метриум».
Градообразующим консультанты называют и жилой комплекс City Bay, который находится на северо-западе Москвы. У этого квартала будет собственная набережная протяженностью около 1 км ‒ ее планируется сделать общедоступной. Обещают создать парк с велосипедными тропинками и беговой маршрут, а также специальные детские площадки.
Когда разрабатываешь большие проекты, в первую очередь думаешь о городе и его жителях, рассказывает Сергей Переслегин, архитектор и партнер архитектурного бюро Kleinewelt Architekten. Авторству бюро принадлежит 3-я очередь строительства North в проекте City Bay и Symphony 34. Этот объект уже реализован и существенно изменил облик района, став новой городской доминантой.
Ожидается серьезное обновление и района ВДНХ. Именно там строится дом премиум-класса МИRА. Его архитектурную концепцию разработали архитекторы Kleinewelt Architekten: они учли городское окружение и ландшафт и органично вписали три корпуса высотой от 17 до 24 этажей в общую застройку так, что оттенок и оформление фасадов новых строений перекликаются с соседними, среди которых жилой дом по проекту Ивана Жолтовского и один из знаменитых московских «домов на ножках». Обращает на себя внимание «башня-маяк» пепельно-розового цвета в торце одного из корпусов. Она станет новой доминантой этого района, но ее появление вполне закономерно. Архитекторы нашли старый чертеж, где рядом с домом Жолтовского, примерно на месте, где строится МИRА, был проект другого дома, полностью симметричного памятнику «Рабочий и колхозница». Вместе со скульптурой Веры Мухиной они создавали своеобразные пропилеи, то есть въездные ворота в Москву.
Кузнецов подчеркивает, что ключевая задача архитекторов ‒ создать органичное дополнение к уже сложившемуся визуальному облику столицы. «Москва, как и любой город с богатой историей, не подчиняется единому стилю: здесь царит эклектика», ‒ отмечает он. По его словам, каждый период добавляет в ее пространство что-то свое, а цель города ‒ внести современный вклад.
Эти проекты реализует уже упомянутая компания MR, которая считается трендсеттером в девелопменте. «Для нас визионерство – это возведение зданий, которые будут актуальными десятилетиями, мы не просто строим здесь и сейчас, а моделируем, как проект будет вписываться в городской контекст через несколько десятков лет», ‒ говорит Жанна Махова, заместитель генерального директора по стратегии и развитию продукта MR. По ее словам, компания использует 3D-моделирование, тестирует фасады, избегает решений, которые быстро устаревают.
Успеть за пятнадцать минут
Новый архитектурный подход, ставший популярным среди московских девелоперов, – концепция pocketcity, или «вертикального города», когда все, что необходимо для комфортной жизни в современном мегаполисе, находится в пятнадцати минутах от дома или на нижних этажах. Суть этой концепции – в создании полноценного фрагмента города со всей необходимой инфраструктурой и социальными объектами. Она, к примеру, уже реализуется в кварталах SET и VEER.
Это, как отмечают архитекторы, совершенно новый формат комфортного города в городе, где пешком можно добраться до всего, что необходимо: от магазинов до детских садов и места работы. «К примеру, SET – это самодостаточный и очень интересный архитектурный ансамбль», – считает Членов, архитектор бюро СПИЧ, разработчик мастер-плана нового квартала.
Корпуса у таких проектов часто объединяются единым стилобатом, на котором может быть разбит парк, организованы площадки для занятий спортом или детских игр. Внутреннее пространство стилобата, как правило, занимают кафе, рестораны, фитнес-центры, а на самой территории комплекса строятся образовательные учреждения и офисы. Компания CM International первой на российском рынке стала формировать качественную городскую среду, анализируя, как люди взаимодействуют с ней. «Общественное пространство становится «третьим местом», где можно поработать или отдохнуть, перекусить или позаниматься спортом. Современная городская среда должна провоцировать людей выходить из дома», – считает Петр Кудрявцев, урбанист, социолог и глава бюро CM International.
Историческая справедливость
Трансформировать город, но сохранять его сложившийся визуальный образ можно за счет реставрации и бережного восстановления существующих объектов, говорят консультанты. А обновлять – за счет новых проектов, гармонично вписанных в историческую застройку. «Мы хотим, чтобы проекты были разнообразные и у каждого был свой характер, но они должны комфортно и бесшовно вписываться в конкретный район со своей историей», – подтверждает Махова.