Читайте также
Спорт на высоте: где заняться бесплатным фитнесом в городе
Пляжный вопрос. Где купаться и загорать в этом сезоне
Выпускной–2023. Как прошел масштабный праздник в парке Горького

Евгений Борисов: «К робототехнике нужно привлекать с детского сада»

Как увлечь ребенка инженерным творчеством
Евгений Разумный / Ведомости

В век IT-технологий детям предлагают изучать робототехнику с самого раннего возраста. О том, как заинтересовать ребенка инженерным творчеством и помочь ему развить свой талант, в интервью «Ведомости. Городу» рассказал сооснователь компании по дополнительному образованию для детей и взрослых ООО «Хроники» Евгений Борисов.

– Развитие отечественной инженерной школы – одно из приоритетных направлений для подготовки кадров в стране. Как, на ваш взгляд, обстоят дела с обучением детей робототехнике?

– В России этому уделяется большое внимание. Создается сеть детских технопарков «Кванториум» (формат дополнительного образования, предназначенный для ускоренного развития ребенка), финансово поддерживаются инженерные конкурсы и проекты, проводятся соревнования. По закону в школах обязательно должна изучаться робототехника, хотя ее преподают только в половине из порядка 54 000 учебных заведений. Вопрос в том, сколько детей вовлечены в эти занятия, какое количество родителей могут позволить себе обучать ребенка, потому что не везде это бесплатно. Другая задача, которую необходимо решить, – это привлечение детей из детского сада.

– Но ведь в детских садах есть занятия по робототехнике?

– Есть, но занятия проводятся на программируемых наборах, что для маленьких детей сложно. Им хочется собрать своего робота и сразу играть, а педагоги их останавливают: говорят, что, прежде чем игрушка поедет, ее нужно запрограммировать через компьютер. Итог – детям становится скучно. По статистике, 80% детей в таком возрасте теряют интерес к робототехнике из-за того, что их заставляют программировать. Они забрасывают занятия неосознанно, и для нашей страны это большая потеря.

– С какого возраста необходимо начинать обучение?

– Четкого возраста нет, надо смотреть на ребенка. Кому-то в 3,5 года тяжело соединять мелкие детали, но у него есть сильное желание, ему помогает мама или папа. Кто-то приходит в 10 лет, потому что раньше дома собирал конструкторы и сейчас у него «щелкнуло». Задача родителей – показывать детям возможности и наблюдать. Для начала можно дать ребенку простой конструктор и посмотреть, нравится ему или нет. В четыре года показать ему непрограммируемый набор и понаблюдать, сможет ли он собрать. Если ребенок готов, можно обучаться дальше.

Личный архив
– В советских школах было чуть ли не повальное увлечение робототехникой, почему сейчас такого нет?

– Помимо того что мы упускаем пласт детей из детского сада, еще есть проблемы с педагогами. Найти увлеченного преподавателя по робототехнике непросто. Обычно преподают либо учителя физики, либо информатики. Некоторые школы могут позволить себе отдельно нанять педагогов по робототехнике, но в рамках страны их очень мало. Кроме того, детям не объясняют престиж профессии. Сейчас есть тренд на легкие и быстрые деньги. Блогеры активно транслируют то, что проще пойти снять видео для соцсетей и заработать. В результате дети хотят быть похожи на золотую молодежь, а не становиться инженерами.

– Как эти задачи можно решить?

– Начать с ребят детского сада. Например, наша компания «Хроники» занимается разработкой мультивселенной «Хроники разбитого мира», в которой для каждого ребенка есть что-то свое. Мы объединяем кино, игры, книги и робототехнику, чтобы в раннем возрасте вовлекать детей с разными интересами в инженерное творчество. Одних на развитие фантазии и занятия робототехникой провоцирует чтение книги, других – мобильные или настольные игры. Наша миссия – работать с фундаментом, т. е. сделать так, что чтобы не 1000 детей заинтересовались робототехникой, а десятки тысяч. Недавно мы запустили франшизу, теперь наборы будут доступны и в регионах.

В детских садах и начальной школе помогут наши непрограммируемые наборы по робототехнике «Роби». В таких наборах есть моторчик и пульт управления. Задания довольно простые и увлекательные: например, собрать бабочку, нажать кнопку на пульте и запустить ее в полет. Игра не прерывается процессом программирования, поэтому у детей не пропадает интерес к инженерному творчеству.

– Это также упрощает задачу педагогам, которые не являются профи в программировании?

– Да. В зарубежных наборах есть проблема с методическими материалами, с их адаптацией для российского рынка, в некоторых требуется знание языка С++. Но ведь в школах робототехнику не всегда преподают учителя информатики, поэтому возникает сложность – педагогу еще самому надо учиться. Мы же сделали проще: в каждом наборе есть подробная инструкция, как и что собирать, какие детали использовать. Перед сборкой детям рассказывают историю: например, что есть целый фантастический мир, где обитают роботы-бабочки, они работают в теплицах и помогают опылять. Их видел главный герой рассказа, а теперь и вы можете увидеть бабочку, самостоятельно ее собрав.

– Для этого даже не нужны компьютеры...

– В России нет компаний, которые бы создавали непрограммируемые наборы. Бывает, что в школах нет отдельного класса робототехники и приходится в и так плотное расписание ставить робототехнику в класс информатики. С нашими же наборами можно заниматься где угодно. Достаточно распечатать инструкции или вывести на проектор. Еще одна боль школ – нехватка аккумуляторов и батареек. Из-за этого ребята могут собирать конструкцию, но не видеть результаты своих трудов. В наших наборах батарейки не нужны, все работает на встроенных аккумуляторах и заряжается от шнура. За счет этого можно более экономно использовать школьный бюджет. Наборы недорогие, но по качеству не уступают наборам Lego.

Личный архив
– Сейчас школы изучают робототехнику на Lego?

– На 80% на Lego, еще есть американский конструктор Vex Robotics. Из отечественных компаний – R:ED, Robbo. Также есть азиатские наборы, но их меньше. Зарубежные бренды начали постепенно уходить, а спрос на развитие робототехники растет. У Lego своя среда программирования, она несложная, но детям приходится все объяснять, эти трудности их отпугивают. Нужна постепенность, у ребенка должно возникнуть естественное желание узнать, а что дальше. Дальше – программирование и новый мир.

– Ситуация с санкциями влияет на получение наборов Lego?

– Срок службы набора, если хорошо за ним следить, составляет три года. Сейчас склады в России истощаются, и скоро школы начнут сталкиваться с дефицитом блоков управления, проводов. Lego сделали свою продукцию не особо ремонтно пригодной. Их можно восстановить, но они не будут выдавать прежнюю мощность. Также в наборах часто ломается микроконтроллер. Он стоит дорого, поэтому мы в «Хрониках», являясь резидентом «Сколково», разрабатываем свой программируемый блок, который может работать с продуктами разных производителей, в том числе с Lego.

– В каких регионах уже есть ваши наборы?

– Тюменская область, Алтайский край, Московская область, Санкт-Петербург. Сейчас мы рассматриваем возможность внедрения нашей вселенной и наборов-конструкторов во все регионы страны, с помощью чего можно будет проводить соревнования и выявлять заинтересованных детей. Мы даем возможность бесплатно использовать героев и сюжеты вселенной в детских лагерях и на мастер-классах. Также начинаем сотрудничать с разными компаниями и ищем партнеров: планируем создать тематические зоны, где будут показываться мультики, видеоролики, будут наборы по робототехнике. Например, наши продукты появятся в одном из медицинских центров в Москве. И пока дети ждут обследования и врачей, они могут окунуться в мир робототехники.

– Чем будет полезна робототехника детям, которые ею не увлекаются и не планируют получать высшее образование после школы?

– Робототехника развивает логическое, пространственное и креативное мышление, мелкую моторику, усидчивость. После ее изучения дети могут начать изучать архитектуру, 3D-моделирование, кто-то увлечется программированием или пилотированием летательных аппаратов. Работая в команде, также можно развить навыки руководителя.

– Каков в России потенциал у детей в сфере робототехники?

– У нас огромный потенциал. Несмотря на то что в стране только 5–10% детей увлечены робототехникой, на международных соревнованиях они занимают первые места. Надо расширять соревновательные практики, показывать перспективы, а также прокачивать всю систему, включая вузы и предприятия. У нас есть идея приглашать на занятия инженеров, изобретателей, вывозить ребят в крупные компании, на предприятия, показывать внутренние процессы. Чтобы, когда школьники стали взрослыми людьми, они не уезжали из страны в поисках лучшей жизни.

Самое популярное
Гараж
На зарядку становись: количество ЭЗС в Москве может вырасти до 30 000
Сергей Собянин озвучил планы по достижению этой цели к 2030 году
Наш город
Квизы, викторины, мастер-классы: в Москве провели Неделю финансовой грамотности
В мероприятии приняли участие более 35 000 человек
Наш город
Для здоровья и отдыха: территории трех медучреждений благоустроят в Москве
Работы пройдут в двух больницах и центре паллиативной помощи
Наш город
Беспилотный поезд в Москве и день рождения панды – хорошие новости
Только положительные события в завершение недели
Культурный город
Экоактивисты и индийские сектанты: четыре фильма фестиваля молодого кино «Короче»
Имена победителей этого кинособытия, скорее всего, очень скоро будут на слуху
Культурный город
Стоп, снято! Объявлены итоги Московской международной недели кино
На ММНК побывали более 600 000 человек
Умный город
В контакте с учебой и здоровьем: гаджеты и приложения для школьников и родителей
Умный будильник, бутылка с тамагочи, нейросети-помощники и многое другое
Наш город
После реконструкции: Рижский вокзал примет первых пассажиров с 1 сентября
Через станцию будут ходить электрички дальних маршрутов
Наш город
Собянин: новый мост через Москву-реку откроется в 2025 году
Он свяжет три района столицы и откроет новый выезд в сторону северо-запада
Горожане / Интервью
Гарик Мартиросян: «Юмор меняется вместе с жизнью»
Известный телеведущий о новом шоу, поиске оригинальных форматов и эволюции юмористических площадок Москвы
Свободное время
Куда пойти в выходные 31 августа – 1 сентября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Собянин рассказал о городской программе стимулирования создания рабочих мест
По итогам реализации более 281 000 горожан смогут трудоустроиться рядом с домом
Наш город
Выбирай и купайся: москвичи определят лучшие летние бассейны
В голосовании представлены свыше 20 локаций в разных районах столицы
Культурный город
Кино и космос: московский планетарий примет фестиваль научных фильмов
Мероприятие приурочено к 95-летнему юбилею небесной обсерватории
Культурный город
Опера под звездным небом: музыкальный фестиваль пройдет в Царицыно
31 августа и 1 сентября там выступят артисты российских и зарубежных театров