Читайте также
Революция городов: как мегаполисы влияют на людей и их благосостояние
Зеленая полоса
Что нужно в городе для счастья: безопасность, личное пространство и природа

Важно только расстояние?

Что влияет на решение горожанина, куда сходить за кофе и где купить продукты

Все мы слышали, что мобильные телефоны собирают множество информации о нас, передавая ее третьим лицам, преследующим какие-то не очень понятные, но, несомненно, коварные цели: завалить нас рекламой, отследить все наши перемещения и т. д. При этом производители в один голос утверждают, что эти данные используются исключительно во благо – например, для научных исследований. Но каких именно? Журнал Nature опубликовал статью, в которой как раз приводится пример научной работы, в которой в качестве исходных данных использован трекинг мобильных телефонов.

Ученые Массачусетского технологического института изучили ежедневные перемещения людей на четырех разных континентах. Они пытались выяснить, влияет ли расстояние до некоего объекта интереса на желание посетить этот объект. Большинство крупных городов сегодня построены приблизительно по одной и той же схеме: в центральной части сосредоточены крупные магазины, лучшие рестораны, музеи и развлекательные центры, а окраины отданы под жилую застройку. Исследователи хотели выяснить, как такое распределение точек притяжения влияет на их посещаемость.

Ученые систематизировали анонимные данные мобильных телефонов крупных провайдеров связи в городах нескольких стран мира: Бостон (США), Абиджан (Кот-д'Ивуар), Брага, Лиссабон, Порту (Португалия), Дакар (Сенегал) и Сингапур. Эти данные содержали геотрекинг – карты перемещений, составленные с помощью GPS, но не привязанные к конкретным абонентам: о том, кто именно поехал из точки A в точку B, информации не было.

Несколько месяцев исследователи изучали места, которые предпочитают посещать 4 млн человек, живущих на разных континентах. Причем система игнорировала офисные центры, фабрики и прочие предприятия: понятно, что к месту своей работы человек поедет, даже если оно расположено очень далеко. Фокус был сделан на магазины, бутики, лавки, развлекательные центры, кафе и т. д. 

Как и предполагалось, от города к городу сохранялось одно и то же «обратное правило» посещений, и диаграммы это подтверждали: частота посещений снижалась на больших расстояниях, а районы с более высокой плотностью были заполнены людьми, которые чаще всего не совершали долгих поездок. Проще говоря, чем дальше от вас музей или магазин косметики, тем меньше вероятность, что вы туда поедете, даже если все информационные каналы забиты рекламой. Это назвали «универсальным законом посещений и мобильности людей». Главный фактор посещения – расстояние, а вовсе не престижность, низкие цены, широкий ассортимент и т. д.

На первый взгляд это кажется очевидным, но до последнего времени научного подтверждения этой теории не существовало. Теперь же полученные данные будут использовать для создания умных городов, а также для формирования обычной городской инфраструктуры. Можно считать доказанным, что, например, предприятиям торговли выгоднее не строить один большой магазин, а организовать сеть из мелких точек, распределенных по разным районам города, – так прибыль будет гораздо выше.

Авторы исследования даже предложили концепцию «15-минутного города». Согласно ей, районы вокруг жилых массивов следует реорганизовать так, чтобы до большинства объектов инфраструктуры житель мог бы добраться за 15 минут пешей прогулки или поездки на общественном транспорте. Согласно выведенному «закону посещений и мобильности людей», увеличение этого времени даже на 10 минут ведет к снижению количества посещений в несколько раз.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.

Самое популярное
Умный город / Интервью
Алексей Парабучев: «До 50% патентов высокотехнологичных МСП получены при поддержке города»
Генеральный директор Фонда «Московский инновационный кластер» – о роли кооперации в современных проектах
Горожане
Собянин объявил о начале сезона летней навигации по Москве-реке
Из столичных речных вокзалов теплоходы начнут плавать почти в 50 различных направлений
Городская недвижимость
Автономная застройка: в столице предпочитают комплексный подход точечному
Район Хорошево-Мневники развивается в сотрудничестве городских властей и девелоперов
Наш город
Сосиски с горошком: москвичи стали чаще заказывать десерты-обманки
Столичные рестораны готовы не только кормить, но и развлекать
Культурный город
Московское метро превратится в площадку для художников
Первый сезон проекта «Искусство в метро» продлится до конца этого лета
Благотворительность
Наталья Водянова и Александр Цыпкин поучаствовали в благотворительном проекте «Человек дождя»
В Москве прошел модный показ дождевиков с рисунками аутичных детей
Свободное время
Ангарский маньяк и слесарь-киберспортсмен: пять новых сериалов
В обзоре «Ведомости. Города» – самые интересные сериальные проекты апреля
Наш город
Клиентские пути: в Москве внедряют новые стандарты оказания медицинской помощи
Самым масштабные изменения затронут экстренные службы
Свободное время
Москвичей ждет новый сезон проекта «Уличный артист»
Более 80 городских площадок и парковых зон станут местом проведения перформансов
Гараж
Гибридное удовольствие: тестируем китайский премиум кроссовер WEY 05
За 5,2 секунд после старта разменивает первую сотню кроссовер, вес которого составляет почти 2,5 тонны
Горожане
Глобальное – в локальном: как столица поддерживает своих предпринимателей
Проект «Сделано в Москве» помог бизнесу дополнительно заработать за I квартал более 78 млн рублей
Наш город
Как хакатоны помогают власти и бизнесу искать таланты
Соревнования для IT-разработчиков помогают закрывать вакансии и решать бизнес-задачи
Наш город
Развязка появится на пересечении двух шоссе – Филимонковского и Ракитки
Сергей Собянин рассказал о крупном инфраструктурном объекте, который возведут в Москве
Наш город
Несырьевой экспорт из Москвы в дружественные страны вырос на 9% в 2023 году
Поставки существенно увеличились в Кувейт, Бахрейн, Иорданию, Руанду и ЮАР
Наш город
Собянин: в столичном парке «Яуза» откроют пять тематических маршрутов
Основные работы по созданию новых зон завершатся в 2024 году