Артур Бесчастный: «Если лелеять обиды, боли будет только больше»

Звезда «Опасной близости» – о памятнике Бродскому, соцсетях и возвращении на сцену
Актер Артур Бесчастный
Актер Артур Бесчастный /Алексей Орлов / Ведомости

20 марта в онлайн-кинотеатре Start начнется показ остросюжетной драмы «Опасная близость» от продюсеров «Жить жизнь» и режиссера «Бывших» Ивана Китаева. Героями сериала вновь стали внешне успешные люди, чья жизнь летит под откос после роковой ошибки. В центре истории семейная пара пластических хирургов: Виктор (его играет Артур Бесчастный) изменяет жене Анне (Елизавета Боярская). Адюльтер вскрывается после смертельного ДТП, и Анна решает отомстить мужу.

В интервью «Ведомости. Городу» Артур Бесчастный рассуждает, кто его герой – преступник или жертва обстоятельств, говорит о планах сыграть Ван Гога, а также рассказывает, чем ему помог памятник Бродскому на Новинском бульваре.

«Для мужчины важно быть заряженным творчески»

– В «Открытом браке», который снимал тот же Иван Китаев, ваш герой был художником. В «Опасной близости» вы играете пластического хирурга, которого пациентки тоже часто называют «настоящим художником». А вы же правда художник по первому образованию?

– Я действительно окончил краснокамский лицей № 32 по специальности «художник-оформитель». Видимо, этот нереализованный творческий путь так или иначе раскрывается уже в актерской профессии. (Смеется.) Но если серьезно, перед «Опасной близостью» я посмотрел очень много интервью пластических хирургов, которые часто говорили о том, что высококлассный доктор в этой сфере должен быть в широком смысле насмотренным – ходить по музеям, галереям. Должен изучать как современное искусство, так и классику, потому что разное время диктует определенные стандарты красоты, разную моду на формы лица, рук, тела. Так что я решил подойти к роли творчески – в том числе много ходил по музеям.

– Ваш герой Виктор ведет в соцсетях прямые эфиры своих операций. И действительно, многие врачи сегодня заводят блоги. Вы сами как относитесь к тому, что все больше профессий становятся «публичными»?

– Я давно задавался вопросом, насколько соцсети мешают полностью погрузиться в рабочий процесс. И для себя лично решил даже не брать телефон на площадку – оставляю его в вагончике, чтобы и самому не отвлекаться, и других людей им не отвлекать. Кино все-таки коллективный процесс – каждый из нас вносит в него крупицу себя. Я ненавижу, когда люди – неважно, из творческой группы или из технической, – спят на площадке или сидят в телефонах, особо не понимая, что вообще вокруг происходит.

Артур Бесчастный

Родился 13 августа 1985 г. в Перми. После окончания Школы-студии МХАТ с 2012 по 2017 г. служил в театре «Гоголь-центр». Среди первых значимых киноролей – дознаватель в фильме «Измена» (2012). Среди самых известных проектов с участием актера – «Таинственная страсть», «Дылды», «Довлатов», «Мир! Дружба! Жвачка!», «Открытый брак» и др.

С другой стороны, я понимаю, что мы живем в такое время, когда без соцсетей, раскручивания собственного бренда очень сложно выйти на какой-то серьезный уровень, особенно если речь идет о бизнесе. А пластическая хирургия и эстетическая медицина – это бизнес, где крутятся немалые деньги, и, наверное, естественно, что врачи особенно в этой сфере хотят показывать свои достижения.

Мой Виктор к тому же звездный хирург – у него миллионы подписчиков. Как Тимур Хайдаров, на которого я отчасти ориентировался. Однако мы знаем, к чему привела его история, – публичность ему, скорее, помешала (известные клиенты Хайдарова раскритиковали качество его услуг. – «Ведомости. Город»). Кроме того, публичность отнимает существенную часть энергии, которую можно было потратить на реальное дело.

– Опасная «неблизость», разобщенность Виктора с женой и бизнес-партнером Анной (которую играет Елизавета Боярская) начинается, на ваш взгляд, с профессионального конфликта или все-таки с семейного?

– Думаю, что с профессионального. Виктор понимает, что его используют для того, чтобы притягивать в клинику пациентов и, соответственно, финансовые потоки. Так что сыграло свою роль все – и неудовлетворенные амбиции, и конкуренция с женой, и то, что не разграничены семейные и рабочие отношения. Поэтому Виктор начал искать другие источники вдохновения – для мужчины важно быть заряженным творчески. Наверное, он поэтому и тянется к певице – как к другому творческому человеку (любовницу Виктора сыграла Евгения Леонова. – «Ведомости. Город»).

– Очень часто говорят, что лучше не вести дела с семьей и друзьями. Могут ли между близкими людьми быть равно успешные и личные, и рабочие отношения?

– Мне кажется, это тяжело совмещать. Я считаю, что в семье люди должны дополнять друг друга, быть максимально разными, чтобы рабочая сфера не соприкасалась с личным. Поэтому у меня никогда не было бизнеса с коллегами и романтических отношений с актрисами. Моя жена – оператор, нам всегда есть о чем поговорить, мы, конечно, общаемся на тему кино, но оба чувствуем, что из разных цехов, и эта профессиональная дистанция помогает нам в личных отношениях.

«Моя усталость как раз то, что нужно для героя»

– Как вы познакомились с режиссером «Опасной близости» Иваном Китаевым? Еще на пробах к его предыдущему проекту «Открытый брак»?

– Даже раньше: я приезжал на пробы в его сериал «Без правил», где главную роль как раз сыграла Лиза Боярская. Иван очень хотел поработать со мной, но я тогда ему отказал, потому что не мог поймать вибрации того героя, связанного с бандитизмом. У меня только родился ребенок, я пребывал в эйфории, и очень не хотелось драмы – и уж тем более криминала. А уже следующая наша встреча была перед «Открытым браком». Иван меня буквально «выбивал» – продюсеры, как я понимаю, хотели, чтобы Арсентьева сыграл более медийный актер.

– В итоге вы работаете уже на втором проекте подряд, и именно в «Опасной близости» вы играете едва ли не первую объемную драматическую роль...

– Иван мне сразу сказал, что видит в роли Виктора только меня, но я человек сомневающийся и рефлексирующий. К тому же я тогда только приехал с тяжелых съемок во Вьетнаме (там снимался сериал «Высокий сезон» – о российской туристке, пропавшей во время отпуска. – «Ведомости. Город»). Не виделся с семьей четыре месяца. Хотелось выдохнуть, но Иван уговорил меня – сказал, что если я откажусь, то проект встанет, а моя усталость как раз то, что нужно для героя.

Иван вообще из тех режиссеров, которые больше любят артиста не как артиста, а как человека – со всеми его личными проблемами. Для него важно твое внутреннее состояние. Когда я приезжаю на площадку, первое, что мы делаем, – обнимаемся. Он уютный – как старший брат. Я чувствую, что он дает мне свободу и право на какие-то безумные эксперименты с ролью.

– Насколько я знаю, сценарий «Опасной близости» дорабатывался режиссером с оглядкой на актеров в том числе.

– Да, мы с Иваном много встречались, чтобы обсудить детали и нюансы роли, потому что на уровне первоначального варианта сценария у меня пазл не складывался. Я бился над вопросом, почему Виктор предпочел молодую любовницу при такой прекрасной жене – умнице и красавице. Как он вообще мог пойти на измену? И мы сошлись на том, что любовница его преследует и Виктор из-за страха, что та превратит его жизнь в ад и разрушит карьеру, становится заложником ситуации.

– То есть Виктора можно назвать жертвой?

– Он и жертва, и преступник. Человек, совершивший тяжкое преступление перед своей семьей. Но, перечеркнув все, он пытается если не отыграть назад, то хотя бы удержать близких и ради этого готов идти на довольно радикальные поступки.

– «Опасная близость» подается как история о разрушительной мести, однако мы как раз с Иваном Китаевым обсуждали, что персонажами движет скорее боль, чем жажда отомстить.

– Если человек сталкивается с обманом и предательством со стороны близкого человека, он так или иначе начинает жить болью, которую ему причинили. Это как инъекция яда, которая постепенно отравляет сознание и подводит к решению отомстить. Я считаю, что лучше не портить себе жизнь и, взяв волю в кулак, прийти к прощению – это нужно в первую очередь тебе самому. Если лелеять обиды, боли будет только больше.

«Шел в Александровский сад и засыпал»

– В прошлом году вы впервые – с тех пор, как покинули «Гоголь-центр» в 2017-м, – сыграли в спектакле. А именно у Антона Федорова в «Мадам Бовари». Это разовая история или вы полноценно возвращаетесь на сцену?

– С Антоном мы сделали два сезона сериала «Мир! Дружба! Жвачка!», и я был в полном восторге. Когда он предложил сыграть в «Мадам Бовари», я сразу согласился, в том числе потому, что видел его спектакль «Петровы в гриппе» на сцене того же «Гоголь-центра». Я считаю Антона гениальным режиссером, у нас впереди большие планы, в том числе спектакль «Ван Гог», где я буду играть заглавную роль. Так что, наверное, да, могу сказать, что возвращаюсь в театр.

– Театр сильно изменился за время вашего «отсутствия»? Где сейчас творчески интереснее – в кино или в театре?

– Конечно, театр, как всегда во времена перемен, претерпел колоссальные изменения – система его полностью «перепрошила», «успокоила», однако я рад, что еще появляются выдающиеся постановки. В индустрии кино тоже идет бесконечный поиск новых форм. Еще несколько лет назад с появлением стриминговых платформ всем нам казалось, что нас ждет ренессанс, но в итоге не все надежды оправдались. Всем приходится подстраиваться под реалии, адаптироваться.

– Вы не сразу поступили в столичный театральный вуз, Москва вас не приняла поначалу. Вы не затаили обиды на столицу?

– Я безумно благодарен Москве и каждый раз, когда я от нее устаю, вспоминаю, как много она мне дала. Впервые в столицу я приехал еще в 2002 г. с ансамблем народного танца «Узоры Прикамья». Мы выступали на Красной площади в День России. Там было 100 коллективов из разных городов, все участвовали в общем масштабном номере, который снимали для телетрансляции. И я помню свои ощущения, когда одна из камер на кране стала близко меня снимать. Это был мой первый опыт съемок, после которого меня как магнитом потянуло в Москву. (Смеется.) И я точно решил, что хочу поступать в театральный.

Да, с первого раза я не поступил, пошел на подготовительные курсы во ВГИК, а на следующий год меня брали уже три вуза и мне пришлось выбирать. Когда я готовился к поступлению, то работал официантом в клубе «Дума» на Моховой. Жить было негде, так что мои вещи всегда лежали в шкафчике в раздевалке. К утру клуб закрывался, нас отправляли по домам, а я брал томик Станиславского «Работа актера над собой» и шел в Александровский сад, падал с ним на траву и постепенно засыпал. Однажды я проснулся от свистка и вида лошадиных ног – поднимаю голову, а это конная полиция. Мне говорят, что спать тут нельзя. Я покорно киваю и ухожу в другое место. Так я набирался сил перед поступлением.

А потом уже началась студенческая жизнь. Мы жили в общежитии Школы-студии МХАТ на 3-й Тверской-Ямской, в районе Белорусского вокзала, и я каждое утро пешком оттуда ходил по центру Москвы на учебу – доказывал, что имею право учиться на бесплатном месте в столичном театральном вузе. И это меня очень хорошо дисциплинировало.

– Были ли у вас тогда любимые места в Москве? Или появились сейчас?

– Их много, и они с годами меняются. Единственное неизменное место, где мне всегда хорошо, – это памятник Иосифу Бродскому на Новинском бульваре. Когда я впервые играл Бродского в сериале «Таинственная страсть», у нас была смена, где мы снимали выступление поэта, которого только выпустили из психлечебницы и отправили читать стихи физикам во Дворце культуры. И я стою на сцене, читаю «Рождественский романс» Бродского дубль за дублем, но нахожусь в каком-то ступоре, оцепенении, весь текст уходит, будто передо мной только белый лист. Режиссер Влад Фурман говорит: «Артур, ты, наверное, устал. Давай перенесем на следующую смену, она у нас в этой же локации. Не переживай».

И Саша Ильин меня спрашивает, видел ли я памятник Бродскому на Садовом, а я, честно говоря, даже не знал про него. И как-то у меня выдался выходной, я ехал на велосипеде и совершенно случайно оказался рядом с этим памятником – голова поэта задрана в небо, руки в карманах брюк, а вокруг множество цветов. Тут я вспомнил, что накануне был день рождения Бродского, помчался на Новый Арбат, купил там букет, положил к памятнику и внутренне пообщался с поэтом, попросил его благословения. И после этого моя работа в «Таинственной страсти» пошла как по маслу. А потом мне довелось сыграть великого поэта еще один раз – в фильме «Довлатов».

Самое популярное
Культурный город / Интервью
Миша Ленн: «Задача искусства – сделать человека лучше»
Художник-акварелист – о переосмыслении «Щелкунчика» и собственном стиле
Свободное время
Чем заняться на Новый год: шесть развлечений для домоседов
Домашний театр, рукоделие и книжный клуб – обзор для зимних каникул
Наш город / Галерея
Фотогалерея: как Москву украсили к Новому году
Город оформили световыми конструкциями и знакомыми с детства персонажами
Наш город
Где в Москве купить живую елку 2025–2026, как ухаживать, как можно утилизировать
Адреса и советы, как выбрать и ухаживать за главным символом праздника
Свободное время / Интервью
Константин Обухов: «2026-й станет годом телевидения»
Генеральный продюсер телеканала ТВ-3 – о безопасном контенте и интересе россиян к эзотерике
Городская недвижимость / Мнение
Дубайский мастер-девелопмент
Как использовать опыт ОАЭ в развитии городов России
Свободное время
Шесть локаций для праздника: как встретить Новый год в регионах России
Обзор отельных программ от Кавказа до Балтики
Культурный город
Беспилотный трамвай и автобус-амфибия: 10 самых необычных видов транспорта мира
Как культурные традиции и футуристические технологии создают уникальные маршруты
Городская недвижимость
Люксовый ритейл: как развивается этот сегмент в центре столицы
Эксперты считают, что нишу на рынке могут заполнить предложения в рамках новых жилых проектов
Другие города
Архитектурный дайджест: больница-сад, платный балкон в Вероне и колоссы Мемнона
Что произошло в мире архитектуры на прошлой неделе
Наш город
Мороз и солнце: синоптики предупредили о резком похолодании в Москве
В столичный регион на неделе придут холода и безоблачная погода
Другие города / Мнение
Побережья будущего
Почему нужно обучать молодых архитекторов проектировать пространства у воды
Свободное время
Лучшие катки Москвы: покататься на коньках зимой 2025–2026 с ценами и адресами
Главные места для катания на коньках для взрослых и детей
Наш город
Город для людей: что такое урбан-психология и как она влияет на человека
В России развивается новая дисциплина, изучающая взаимоотношения человека и городской среды
Горожане / Мнение
Гений места
Как известные личности создают городские бренды