Читайте также
Как презентовать проект инвесторам и школьникам?
Что читает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов
«Не каждое ОРВИ проходит бесследно»

Как вызвать подчиненного на неприятный разговор?

Сооснователь сервиса доставки еды «Много лосося» Александр Мутовин рассказал, как преодолел боязнь ругать сотрудников
Личный архив

В рубрике «Один вопрос главе компании» топ-менеджеры и предприниматели рассказывают, как решают одну из прикладных задач в своей профессиональной деятельности. Гость выпуска – сооснователь сервиса доставки еды «Много лосося» Александр Мутовин. Он рассказал «Ведомости. Городу», как преодолеть страх перед «разбором полетов» с сотрудниками и установить открытую коммуникацию в команде.

Как только человек вступает в руководящую должность, возникают ситуации, когда подчиненным нужно дать обратную связь в «проседающих» аспектах работы. В моей практике это впервые произошло, когда я работал в консалтинговой компании. Не все бизнес-аналитики в команде хорошо справлялись с работой в условиях жестких дедлайнов, и мне как консультанту приходилось влиять на отстающих. Это был серьезный вызов, так как я боялся конфликтов и старался их избегать. Первым делом пришлось научиться показывать коллегам, что проблема замечена и должна быть решена. 

Главная ошибка начинающего руководителя в попытке справиться с проблемой в одиночку. Он думает, что проще сделать все самому, чем долго объяснять подчиненному и ждать результата без гарантий успеха и с риском потом все переделывать.

Чем грешат сотрудники. Самое частое, с чем приходится сталкиваться, – хромающий тайм-менеджмент и неверная приоритезация задач. Эти два аспекта глубоко связаны между собой. Зачастую люди тратят время на ненужные задачи, потому что не понимают, на чем важно сфокусироваться.

Мы довольно мягко относимся к дедлайнам как таковым. Но подчиненный должен заранее сообщать о нехватке ресурсов (денег, людей, времени), об изменении внешних условий, из-за которых смещается дедлайн или меняется результат. Схема: прийти с плохим результатом и постфактум объяснять, в чем проблема, – не работает. 

На одни грабли. Я толерантно отношусь к разовым ошибкам. Главное, делает ли человек выводы на будущее. А вот повторяющиеся ошибки действительно могут привести к разбору полетов. Например, ситуация, где не решается техническая проблема: сотрудники службы эксплуатации не выполняют заявки на ремонт техники или в отделе закупок долго не могут найти выбывшую позицию. Здесь важно понять, почему не справляется человек: это вопрос его мотивации или компетенций? 

Задачу с компетенциями решить проще. В краткосрочном периоде нужно распилить задачу на кусочки, разъяснить сотруднику и проконтролировать ее исполнение. В долгосрочном – заниматься его обучением и менторством. Но если дело в мотивации, это уже сложнее. Нужно понять, в чем конкретно заключается проблема: нет драйва от поставленной задачи, отсутствует поддержка от коллег и руководства, не хватает ресурсов или это усталость от объема работы. В диалоге с сотрудником важно объяснить, почему это плохо влияет на бизнес, и выразить свое недовольство. Подойдут простые слова о том, что проделанная работа не соответствует твоим ожиданиям и как сделать так, чтобы проблема больше не возникала. 

Реакция сотрудников. Негативная обратная связь мало кому нравится: одни замыкаются, другие оправдываются, третьи атакуют. Но реакция во многом зависит от того, какую культуру в компании выстроил руководитель. Если он просто хочет выразить свое недовольство и доказать человеку его неправоту, вряд ли из этого выйдет что-то хорошее. За любым кнутом должна стоять общая ценность – желание найти решение и улучшить процессы. Тогда руководителя будут слушать внимательнее, а количество случаев негативной обратной связи сократится. 

Жесткие методы. Я плохо отношусь к таким жестким практикам наказания, как лишение сотрудников премии или принуждение работать в выходные. Финансовые санкции могут быть только в рамках договоренностей по конкретным показателям, а не за ошибки. Например, если для получения бонуса были установлены ключевые показатели эффективности (процент выполненных в срок задач), которых сотрудник не достиг, он лишается премии. Но если часть его бонуса зависит от оценки его работы руководителем, важно заранее это проговорить. Не надо объявлять о лишении премии в момент негативной обратной связи. 

Как провести неприятный разговор с сотрудником.

  • Прежде чем начать разговор, четко определите конкретные случаи, которые вызвали ваше недовольство.  

  • Найдите подходящее время и место для разговора. Диалог должен происходить в приватной обстановке без отвлекающих факторов.

  • Укажите на конкретные действия сотрудника или поведение, которые вызывают проблемы. При этом сохраняйте уважительное отношение, старайтесь избегать обвинений, оскорблений и эмоциональных всплесков.

  • В ответ позвольте сотруднику выразить свою точку зрения и чувства. Слушайте внимательно, не перебивая. Это поможет установить более открытую коммуникацию и понять, какие действия затем предпринять.

  • Вместе с критикой предлагайте возможные решения для улучшения ситуации, помогайте сотруднику разработать план действий.

  • После разговора поддерживайте открытую коммуникацию с сотрудником и следите за его прогрессом. Последующая обратная связь могут помочь сотруднику улучшить свою работу.

Когда диалог не помог. Если руководитель все сделал правильно, скорее всего, ему не нужно будет эмоционально восстанавливаться после непростых разговоров с сотрудниками. Ощущение, что он сделал верный шаг и улучшил работу своей организации, наоборот подпитывает энергией. Но если конфликт обострился, отношения ухудшились и нет уверенности, что проблема решена, нужно сделать выводы на будущее. И пообещать себе в следующий раз организовать диалог лучше. С учетом того, что конфликты в целом – непростая штука, в отдельных случаях руководителю поможет проработка с психотерапевтом.  

 

Самое популярное
Горожане
Экспромт за час. Как быстро подготовиться к срочному совещанию
CEO «Тинькофф Кассы» Вячеслав Рябцев рекомендует фокусироваться на задаче и просить помощи коллег
Горожане
Доменико Филиппоне: «Главное в работе шеф-повара – это эмоции»
Бренд-шеф ресторанов-яхт «Чайка» и «Ласточка» Доминико Филиппоне рассказал, почему приехал и остался в Москве, и что он больше всего любит в своей работе
Наш город
Почти 90 000 смен провели столичные волонтеры на выставке «Россия»
Организаторам форума помогают специалисты разных профессий
Наш город
На выставке «Россия» наградили лауреатов премии «Знание»
В 19 номинациях были выбраны 29 лауреатов
Свободное время
Куда пойти в выходные 2-3 марта
Только интересные события в Москве
Умный город
На выставке «Россия» стартовал трек «Умный город для жизни»
Здесь покажут VR-фильмы, обучат цифровой безопасности и помогут создать свой сайт
Горожане
Социальные инвестиции стали ближе к людям
Прошла XX конференция «Ведомостей» из серии «Бизнес и общество»
Горожане
Андрей Кириленко: «Москву я выучил за рулем»
Прогулка по городу с президентом Российской федерации баскетбола
Наш город
В Москву – за событиями. Как столица продвигает фестивальный туризм
В 2023 году столицу посетило 24,5 млн туристов
Горожане / Интервью
Вахтанг Астахов: «Паводки не должны коснуться горожан»
Руководитель Московско-окского бассейнового водного управления федерального агентства водных ресурсов Вахтанг Астахов рассказал, как скажется таяние снегов этой весной на регионах центральной России
Наш город
Бесшовное образование: как оставаться востребованным специалистом
Сейчас в Москве доступно более 500 000 предложений от работодателей
Наш город
Серая цапля, мандаринка и камышница: в Москве заметили редких птиц
Они обнаружены в парках «Останкино» и «Северное Бутово»
Наш город
Начинающих работников киноиндустрии научат основным процессам производства
Благодаря бесплатному акселератору участники узнают, как выпустить фильм
Свободное время
Концерты, лекции и конкурсы: как столица отмечает 23 февраля
Главные события проходят на ВДНХ и в Музее Победы
Наш город
Нейросети ищут мусор, «робокошки» помогают врачам – хорошие новости
Завершаем неделю положительными новостями