Читайте также
«Москва полна возможностей. Просто бери и работай». Гуляем по столице с основателем «Алгоритмики» Андреем Лобановым
«Долгое время делал пожертвования тайно». Как и почему предприниматели вкладываются в благотворительность
Вклад в образование. Зачем российские бизнесмены открывают школы для чужих детей

«Молодость – идеальное время, чтобы найти себя». Истории трех предпринимателей, открывших бизнес до 18 лет

Несовершеннолетние бизнесмены рассказали «Городу» о выбранном пути
Евгений Разумный / Ведомости

По данным Минтруда, более 56% молодых людей видят свое будущее в сфере предпринимательства, генерации своих продуктов и идей. Некоторые из них готовы реализовать бизнес-идеи, еще не закончив школу. Молодые московские предприниматели рассказали «Городу» о том, как открыли «свое дело», о реакции родителей и нежелании работать в «офисе».

Максим Маркин, 17 лет

Личный архив

Бизнес: изготовление стеклянных подарочных альбомов Undetrack

Доход: 150 000–500 000 руб. в месяц в зависимости от сезона

Об открытии своего бизнеса Максим задумался в самый разгар пандемии – весной 2020 г., тогда ему было 16 лет. Листая ленту в TikTok, он увидел американский ролик с рекламой стеклянных подарочных альбомов, с которых можно считывать мелодии через телефон. «Меня эта идея сразу зацепила. Тема показалась очень актуальной для молодежи и взрослых людей», – рассказал Максим.

Подобных продуктов в России не было, поэтому десятикласснику пришлось самостоятельно разбираться в технологии производства. Он пробовал различные каналы, обзвонил 38 типографий в Москве – спрашивал, как это можно сделать. Оставлял объявления на онлайн-сервисах, смотрел зарубежный YouTube и Instagram-аккаунты с похожими продуктами. В сентябре 2020 г. Максим запустил проект. Стартовый капитал – 10 000 руб. – он заработал на фрилансе в сфере рекламы и SMM. Вложения окупились уже в первый месяц.

«Когда я выложил первый пост в Instagram и запустил рекламу, увидел огромный отклик. Первая продажа случилась в тот же день. На начальном этапе я никому из знакомых не говорил, что собираюсь делать, и первым покупателем стал абсолютно незнакомый мне человек, увидевший рекламу.

Испытал огромные эмоции от того, что человек мне написал и оформил заказ. В тот же день еще двое сделали заказ, это дало мне большой толчок для мотивации», – рассказал Максим.

Близкие и родные поддержали начинающего предпринимателя, хотя были и те, кто не видел потенциала в этой затее. «Думаю, родители не ожидали такого быстрого моего роста, я и сам его не ожидал. У меня в команде есть люди, которые мне помогают, я им оплачиваю работу, но в основном делаю все сам», – отмечает предприниматель.

Сегодня оборот бизнеса по продаже стеклянных альбомов – порядка 300 000 руб. в месяц. Доход варьируется от 100 000 до 500 000 руб. в зависимости от сезона. Полученную прибыль Максим распределяет по трем направлениям: помощь родителям, вклад в свое образование и развитие, вклад в бизнес.

«Большая часть молодежи живет стереотипами: пока ты молодой, ты должен гулять и веселиться. Когда закончишь курс, можно начинать работать. У меня другое мнение: молодость – идеальное время, чтобы найти себя и уже, например, к 25 годам быть обеспеченным, с четким пониманием жизни и большим опытом за плечами», – считает Максим.

В этом году Максим поступил в Финансовый университет при правительстве РФ, успевает заниматься спортом, работать и находить время на семью и друзей. Развивая свой бизнес, он уже чувствует себя старше сверстников и ставит цели на будущее: купить машину в 18 лет, а через 10 лет – стать успешным предпринимателем со своим масштабным бизнесом.

Павел Трошин, 17 лет

Личный архив

Бизнес: фулфилмент-центр Colossus Pack

Доход: 70 000–100 000 руб. в месяц

Бизнес по хранению, логистике и упаковке товара Павел начал со своим другом в январе 2021 г. Его партнер оформил на себя ИП, завел личный кабинет, а Павел занимался поиском поставщика, закупкой, упаковкой и отправкой товара. «Узнали про возможность продавать через платформу Wildberries. Начали изучать эту тему – поняли, что нужно тестировать и делать», – говорит Павел.

Первыми товарами, реализованными через онлайн-платформу, стали щипцы для гриля и мяса и подставки для ножей. Стартовый капитал составил 25 000 руб. (откладывали из денег, которые родители давали на личные расходы). На закупку товара ушло 15 000 руб., остальные деньги направили на оформление ИП, логистику, упаковку, рекламу и продвижение.

Через месяц после запуска пошли первые продажи. В сезон перед 8 Марта Павел временно занялся розничной продажей тюльпанов. За три недели заработал 50 000 руб. и вложился в основной бизнес.

Через два месяца после старта фулфилмент-бизнеса друзья получили первый чистый доход в 40 000 руб. И тут друг предложил Павлу выйти из бизнеса и начать собственный, вернув ему вложенные деньги. «Меня это задело. Я отреагировал очень негативно, но партнеру ничего не высказал. Так как он мой друг и на берегу мы не договорились, я решил, что это моя ошибка – в следующий раз так не сделаю. Но дружбу рушить не стал», – рассказал Павел.

Какое-то время Павел продавал товары через ИП друга, но затем стал расширять логистическую компанию и в июне 2021 г. открыл свое ИП. Постепенно обороты достигли 320 000 руб. в месяц. «Упаковочный цех организовал дома, все было заставлено коробками. Через разные сервисы я находил и нанимал сотрудников, которые приходили из школы и упаковывали товар до 10 часов вечера», – рассказывает Павел.

В июне 2021 г. 17-летний предприниматель снял офис на юго-востоке Москвы. Сегодня в его подчинении 12 человек: начальник склада, менеджер по взаимодействию с клиентами, личный ассистент и упаковщики, работающие посменно. Причем все старше 25 лет. «Поначалу я сильно стрессовал: думал, кто ко мне будет устраиваться, как будут ко мне относиться. Сейчас уже не обращаю на это внимания. У нас сугубо деловые отношения, к которым возраст не имеет отношения. Я деньги плачу – выполняй свои обязательства, это работа», – считает Павел.

С апреля команда уже суммарно упаковала 20 000 единиц товара. Такой же объем планируется на октябрь. Чистый доход за последний месяц составил 110 000 руб., и к концу года Павел планирует увеличить свой доход в 3 раза. Молодой предприниматель признается, что последний год у него получился более насыщенным, чем все остальные 16 лет: «Вырос в личностном плане, о многом задумываюсь, начинаю сам за себя платить без помощи родителей. В плане бизнеса набрался много информации, как собирать свою команду, как искать людей, выстраивать всю систему, рассчитывать финансовую модель и контролировать процессы». 

Алексей Зотов, 16 лет

Личный архив

Бизнес: бренд одежды Espade

Доход: 30 000–40 000 руб. в месяц

Молодой человек учится в 10-м классе, но уже открыл свой небольшой бизнес по продаже футболок. Однажды Алексей понял, что не может найти для себя подходящую одежду в обычных магазинах, и решил создать свой бренд. «Решил, раз я не нашел то, что нужно, значит, и еще кому-то мой бренд одежды может быть интересен», – говорит Алексей.

Желание создать собственное дело усилилось во время участия в проекте Business Weekend для школьников. Именно там десятиклассник создал первую футболку. «Сначала я нашел поставщика одежды на Wildberries, который согласился продавать футболки. Затем нашел людей, которые делают машинную вышивку. Приехал на склад в Ногинский район, забрал у них прототипы и отвез в центр, где сделали вышивку», – говорит Алексей.  

Идею удалось реализовать за девять месяцев. «Стартовый капитал мы накопили с командой за несколько месяцев. Просто вложили в общее дело наши карманные деньги, выданные родителями», – рассказал Алексей. Покупка первой футболки обошлась в 300 руб. Рисунок ребята разработали и нанесли на футболку сами. В дальнейшем на развитие бизнеса было выделено 7000–8000 руб. 

В команде пять человек: три дизайнера, финансист, который также занимается продвижением, и человек, отвечающий за поставки, – все близкие друзья Алексея. «Клиентов ищем через Instagram или продаем среди знакомых. Одна футболка стоит 1790 руб., прибыль с нее составляет 895 руб. Также у нас есть человек в Швеции, через которого продаем товары в страны Европы. Там цена футболки почти в 2 раза выше, и с каждой мы получаем 1500–1600 руб. Прибыль небольшая, поэтому вкладываем ее в дальнейшее развитие компании. В месяц чистый доход составляет 30 000–40 000. Летом был немного выше, но теперь в связи с учебой заниматься этим сложнее», – говорит начинающий предприниматель.

Команда планирует начать производство толстовок, худи и носков. «Бизнес-план на ближайший год – продавать более 150 футболок в месяц и выйти в оборот около 200 000 руб. Начнем использовать сервисы по продаже и доставке товаров. Пока я самозанятый, но планирую открыть ИП, оформить команду на контракт и запатентовать логотип компании», – говорит Алексей.

Мама поддержала бизнес-проект Алексея. Но совмещать работу и учебу десятикласснику нелегко. «Я часто устаю: в некоторые дни возвращаюсь после школы часов в 6 вечера, после чего занимаюсь работой. Понимаю, что команде тоже тяжело, поэтому иногда беру ответственность на себя и делаю работу за ребят», – отмечает он.

Алексей рассказал, что у него уже был не самый удачный опыт работы в IT-компании, поэтому он не стремится работать на кого-то. «Мне непонятны тенденции некоторых компаний: нужно постоянно приходить в офис, носить форму, существуют штрафы. Зарплата не корректируется в зависимости от объема выполненной работы – нет премий, поэтому нет мотивации. Я своим ребятам плачу за продажи. Им это нравится, потому что есть стимул больше продавать. На эти деньги мы ходим вместе гулять или просто тратим на себя», – рассуждает предприниматель.

Алексей признается, что, начав свое дело, стал более зрелым, изменил круг общения и научился тайм-менеджменту. «После школы планирую поступать в Плехановский университет или МИСиС. Через 10 лет вижу себя в собственном бизнесе. Буду рассматривать и новые отрасли, но бизнес одежды – мой самый первый, он мне очень ценен, поэтому его не заброшу».

Самое популярное
Наш город / Галерея
Что показывают на ARTLIFE Fest в Москве
На фестивале современного искусства ARTLIFE-2022 представлены 260 работ художников из разных стран
Свободное время
Новый театральный сезон: сказка для взрослых, антиутопия Данилова и трагикомедия Пелевина
От классики XIX в. до современных бестселлеров
Свободное время
Почему лето перестало быть концом дачного сезона: новые гаджеты и ландшафтные тренды
Сейчас на дачу едут не пахать, а отдыхать. Эксперты рассказали о самых популярных запросах москвичей при обустройстве загородного дома и сада
Наш город
Где найти люксовую одежду после ухода зарубежных брендов
Одним из новых трендов становится звездный секонд-хенд
Свободное время
Куда пойти в выходные 24-25 сентября
Неизвестная опера Верди, фестиваль хорроров со всего мира и разбитое сердце на десерт
Наш город
Столичные кинотеатры получат новую финансовую поддержку
На субсидии претендуют и небольшие районные кинозалы
Наш город
Какие изменения происходят на рынке недвижимости
Количество сделок по покупке квартир в августе 2022 г. увеличилось на 44% в целом по РФ
Умный город
Семейные саги и оборотни в погонах: 5 новых книг для дождливых вечеров
Романы взросления с черным юмором, приключения пьяного полицейского и сборник Сорокина о женщинах
Наш город
В Москве стартует пятый сезон проекта «Музыка в метро»
Победители отбора смогут выбирать себе площадки и удобное время
Свободное время
Медитация по-русски. Где в Москве попариться с королевским размахом
Пройти банные процедуры с веником из эвкалипта, лежа на матрасе из лугового сена, или проскрабировать тело мочалкой из липовой коры
Наш город
В столице начали работу мобильные пункты вакцинации от гриппа
Пункты принимают горожан в ежедневном режиме
Свободное время
За груздями на квадроциклах. Как и куда едут на грибные туры в Подмосковье
Осенью впору собирать подберезовики, белые грибы, шампиньоны, лисички и подосиновики
Культурный город / Галерея
В Москве проходит выставка «Моя Третьяковка. Из виртуального в реальное»
В Новой Третьяковке на Крымском валу можно увидеть более 190 произведений. Выставка продлится до 19 февраля 2023 года
Культурный город / Галерея
Какой получилась ярмарка современного искусства Cosmoscow
В Гостином дворе разместились арт-объекты 72 галерей
Наш город
В Москве стартовала ежегодная акция по приему вторсырья
Мобильные пункты можно найти в каждом из столичных районов