Павел Попов: «Самое главное в творчестве – уйти от эгоизма»

Звезда Театра им. Вахтангова – о «Солнце Ландау», Арбате и злодеях, которых жаль
Алексей Орлов / Ведомости
Алексей Орлов / Ведомости

Павла Попова хорошо знают поклонники российского кино и сериалов. Он звезда «Актрис», «Содержанок», «Жить жизнь» и других ярких проектов последних лет. И почти все его герои – обаятельные хищники и подлецы, от которых не оторвать глаз. Между тем Попов прежде всего актер театральный, «первач» вахтанговской труппы. На его счету роль Пьера Безухова в «Войне и мире» и Другого Пера Гюнта в «Пер Гюнте» (да, в постановке Юрия Бутусова главный герой «раздвоен»).

Новая театральная работа артиста – физик Лев Ландау в спектакле главного режиссера вахтанговского театра Анатолия Шульева «Солнце Ландау». Играет гениальность Попов блистательно, тратясь на сцене и морально, и физически. Его Ландау – самая настоящая рок-звезда, харизматичный, нервный, неудобный.

В интервью «Ведомости. Городу» Павел Попов рассуждает, как его изменила новая роль, что дает театральному артисту работа в кино и можно ли выпустить выдающийся спектакль «без мучений».

«Бог не ведет таких разговоров»

– Вы сыграли гениального физика в недавней премьере театра. Как случилось это предложение? Первая мысль, эмоция?

– Толя давно хотел со мной поработать, а я – с ним. Он сдержанный режиссер, и то, что он взял этот, совсем не театральный, материл, меня покорило. Это очень смелый поступок. Сомневаюсь, что наш директор, Кирилл Игоревич Крок, принял это предложение прямо сразу, – нет пьесы, нет опыта постановок такого плана. Согласитесь, ставить про Ландау не то же самое, что ставить «Отцы и дети» Тургенева, которые, кстати, предполагались изначально. Насчет моей первой мысли. Толя как-то позвонил мне: «Слушай, завтра экскурсия в «Сколково», мы встретимся с физиками, которые строят квантовый компьютер, изучают фотоны. Хочешь поехать?» Конечно, я туда помчался, отменил все планы и поехал. Это же безумно интересно! Мы приехали, пообщались, побывали в лабораториях... Поездка была своего рода нашим с Толей рукопожатием. Я решился.

– Вы с воодушевлением решились на эту роль? Или все-таки были опасения?

– Больше вдохновения, потому что тема мне интересна. Очень хотелось найти соединение физики и философии. Все события в нашем спектакле происходят в сознании героя, который лежит в коме после аварии. Ландау как бы перепроживает ключевые моменты своей жизни. В процессе репетиций мы задумывали сцену встречи великого ученого и Бога, хотели, чтобы в ней Ландау рассказал о том, как понимает жизнь. Но в итоге отказались от такого, слишком лобовой прием. Бог не ведет таких разговоров. Но то, к чему Ландау пришел, мы озвучили в финальном монологе моего героя: «Познание есть результат жизни. В конце концов, не мы познаем жизнь, а действительность познает саму себя через нас. В конце концов, не мы живем, а живет в нас общая мировая жизнь. Мы лишь всплески в море бытия. Гибнет моя жизнь, но крепнет общая мировая». То есть все нужно для чего-то большего. Ландау, вы, я, даже Гитлер! Мы не живем, живет общее. Мне кажется, в этих словах заключен основной посыл нашего спектакля.

– А в чем заключалась задача, которую режиссер поставил лично вам?

– Сыграть неординарного человека. У него другой склад ума, он быстрее, четче, яснее, интереснее нас. Проще и сложнее одновременно. Ландау другой. Важная черта его характера и образа мыслей – детскость, наивность взгляда на мир. Она присуща всем гениям. Обычные люди – мы с вами – присваиваем себе все, что в нас вкладывают в детстве, и в итоге начинаем думать и жить так, как нас научили. Мы не сомневаемся в правильности постулатов. А Ландау имел смелость и наглость считать правильным только то, что увидел, понял или почувствовал сам.

– Чем или кем вы вдохновлялись, когда искали такой образ?

– Конечно же, материалами, которые про него написаны, – документами, свидетельствами, воспоминаниями жены Коры. У Ландау был непреодолимый характер, про него все это пишут. Он был невыносим, дерзок, саркастичен. С ним никто не выдерживал долгого общения. А Кора подробно описала их союз, подразумевающий свободу в отношениях.

Павел Попов

Родился 30 сентября 1991 г. в Москве. В 2012 г. окончил Театральный институт им. Бориса Щукина. В 2018 г. вошел в труппу Театра им. Вахтангова. В кино дебютировал в 2009 г. в альманахе «9 мая. Личное отношение». Самые заметные сериалы с участием артиста – «Жить жизнь», «Золотое дно», «13-я клиническая. Начало», «Пингвины моей мамы» и т. д.

Это интересный момент, Ландау не знал женщин до 27 лет. Как будто натягивал пружину, а потом как выстрелит. Его невозможно было остановить, и, конечно же, нельзя не брать во внимание интерес женщин к нему. Ландау стал рок-звездой своего времени. Интересно, что своей лучшей теорией он называл так называемую теорию счастья (Ландау считал, что человеку, чтобы быть счастливым, нужно всего три вещи: работа, любовь и общение. – «Ведомости. Город»). Кто угодно на его месте назвал бы теорию сверхтекучести гелия, за которую Ландау как раз получил Нобелевскую премию. А он не берет ее в расчет. В каком-то смысле он равняет себя с Богом, позволяя себе думать, что знает, как нужно всем жить и что для этого нужно.

– Очевидно, это трудный образ и трудная актерская задача. Несмотря на все это, что в данном спектакле вы особенно любите? Что вам дорого?

– Погружение в совершенно неординарную для меня тему. Я много узнал о физике и устройстве мира в целом. Например, вы знаете, что GPS в телефоне работает только лишь потому, что действует теория относительности Эйнштейна? Для движущегося предмета время движется по-другому. Сигнал со спутника приходит на Землю с разницей во времени, ведь у нас время движется быстрее. Меня это поразило!

«Вагон сигарет, литры кофе»

– Яна Соболевская исполняет в спектакле роль вашей жены Коры. Вы уже играли пару в спектакле «Пер Гюнт» Юрия Бутусова. Этот опыт вам помог?

– На все сто процентов. Яна потрясающая актриса, она одна из самых сильных актрис, с которыми я работал, включая кино. Она мыслит масштабно и образно. Любая сцена с Яной – это всегда про сложный поиск и испытание. Но и результат всегда – огромное счастье. Что ни сцена в этом спектакле с Яной, то удивительный образ. И в «Солнце Ландау», и в «Пер Гюнте».

– Что для вас самого значила роль Пера?

– Этот спектакль очень многое для меня значит. Я попробовал новую грань в себе, играл отрицательного персонажа в театре – Другого Пера. В кино такое доводилось, но там совсем другой принцип существования. В театре можно позволить себе крайнюю степень.

Тем более в театре Бутусова. Можно измазаться красной, как кровь краской, станцевать как в последний раз – словом, довести любую эмоцию до своего пика. У нас был очень тяжелый выпуск, репетиции с утра до ночи, вагон сигарет, литры кофе, мы все время обсуждали, как сыграть, что сделать. Юрий Николаевич приходил на репетицию, и уже был готов огромный список этюдов. Мы были его соавторами. И конечно, когда работа построена таким образом, ты вкладываешь в нее всю кровь, всю душу, все сердце. Но сам спектакль, на мой взгляд, Юрий Николаевич режиссерски «недотянул». Я так говорю от большой любви на самом деле. Я его очень люблю.

– Вы играете еще в одном спектакле Бутусова – легендарном «Беге» по Булгакову. При вашей занятости, наверное, уже можно было отказаться от небольшой роли вестового Крапилина. Но вы не отказываетесь. Почему?

– Представьте себе студента, который бежит после занятий в «Сатирикон» в седьмой раз смотреть «Ричарда III», изумляющегося всем решениям, каждой актерской работе, всем режиссерским идеям. И вдруг его кумир вызывает на репетиции. Я помню, как записал в свой дневник: «Неужели, Паша, ты дорос до того, чтобы режиссер, которым ты восхищаешься, зовет именно тебя». Я ведь был совсем зеленый, меня переполняли эмоции. К тому же я обожаю нашу актерскую компанию в «Беге», мы там прямо банда. Другого слова не подберу. Я обожаю этот спектакль и поэтому, конечно, не могу его не играть. Это один из знаковых этапов в моей жизни.

– Еще одна веха – это спектакли Римаса Туминаса. Римас Владимирович был режиссером-философом, мудрецом. Что он открыл вам в процессе репетиций? Что дал понять про жизнь и профессию?

– Ох, я даже не знаю, с чего начать. Начну с эксклюзива. (Улыбается.) В «Солнце Ландау» в финальном монологе есть фраза Римаса. Его в интервью как-то спросили, в чем смысл жизни. И он ответил: «Конечно, смело можно сказать, что все бессмысленно, но, раз уж человек родился, живет, вся его природа вне зависимости от его взглядов, настроений заставляет искать какой-то смысл». Мне очень нравится эта мысль. И мы с Толей определили ее в финальный монолог. Так что в нашем спектакле есть частичка Римаса и его мудрости, о который вы говорите. Я участвую в его спектакле «Улыбнись нам, Господи». А он репетировался еще раньше «Бега», т. е. я был еще моложе и зеленее. По-моему, только-только попал в театр. Римас дал мне роль палестинца. Я помню, что тогда он вообще меня ни во что не ставил. Даже по имени не называл: «Мальчик, встань туда». Сейчас уже понимаю, что это было намеренно сделано, из любви. Сначала испытать, задеть твое актерское и человеческое эго, чтобы ты это все переработал в себе, ушел от эгоизма. Самое главное в творчестве – уйти от эгоизма.

Совершенно другое отношение ко мне было на «Войне и мире». Вообще ко всем. Римас любил всех. Я даже не знаю, как объяснить, но «Война и мир» – это его самая важная работа, вывод его режиссуры, его карьеры, его жизни. Важнейшее послание на будущее.

Этот спектакль дал дорогу молодым, на которых дальше будет строиться репертуар. Огромный вклад в театр, в его будущее. «Война и мир» выпущена в огромной любви. Я раньше думал, что невозможно выпустить работу, не мучаясь. Но мы вообще не мучились! У нас не было никаких конфликтов. И у него самого, и у нас было ощущение, что все получается. Он как-то сказал, что эта темная коробка (он так называл сцену) нас принимает.

Нам в институте говорили, что лучшая режиссура – та, которую не видно. Римас к этому пришел в конце жизни. Практически пустая сцена, лавка и актер. И повторюсь: он говорил о том, как важно уйти от эгоизма в творчестве. Не надо выражать себя. Режиссеры все это любят. Особенно молодые, современные. А Римас говорил: «Кто вы такие, чтобы себя выражать? Их вырази, другого вырази. Подними из могилы». Это, конечно, тоже было послание.

– Вы храните это в памяти.

– Стараюсь. Когда я ездил на репетиции «Ландау», слушал его интервью в машине. Таким образом заряжал себя.

– По чему вы больше всего скучаете? Без Римаса Владимировича, наверняка, театр меняется.

– Мне нравится идея о том, что время не победить. Нужно уметь достойно с этим справляться, достойно уходить, зная, что смерть придет неизбежно. Есть пик, а есть падение. У Театра Вахтангова был сильный взлет с Римасом. Их тандем с Кириллом Игоревичем был тому причиной. Они сделали для театра все, что, наверное, было возможно, и даже больше. Как театр творчески вырос после 1990-х! Стал узнаваем во всем мире! Конечно, после такого по логике должен быть спад. И это нормально. Не надо ни о чем и ни о ком жалеть. Надо идти дальше, делать все возможное, чтобы что-то происходило. Все, что от тебя зависит. И получать счастье в этом.

«Любой отрицательный герой – это просто человек»

– Вы выпускник «Щуки», это вахтанговская школа. В чем ее преимущества перед другими вузами, на ваш взгляд? Что вам близко?

– «Нет праздника – нет спектакля». Эта идея Вахтангова очень мне близка и понятна. Константин Аркадьевич Райкин тоже, кстати, выпускник Щукинского училища. Он классно говорил, что спектакль существует только для того, чтобы зритель чуть-чуть приподнялся над действительностью, посуществовал там хотя бы какое-то время. Только для этого. Мне не хочется возлагать на театр огромную ответственность вроде нравственного воспитания молодежи и т. д. Это, наверное, отчасти тоже задача театра, но в большей степени все же не его, а родителей.

– Вообще, на ваш взгляд, для чего нужен театр?

– Театр – сила, которая может помочь преодолеть что-то. Театр – это вдохновение. Да, в театр приходят за вдохновением. Вдохновиться жить.

– Думали ли вы когда-нибудь, что станете одним из первых артистов этой труппы? Это окрыляет или, наоборот, обрезает крылья, напрягает?

– Я так не рассуждаю. Для меня нет первых или вторых. Любая роль – это огромная ответственность, с которой нужно справиться. Никого не подвести.

– Вы много снимаетесь. Дает ли кино что-то театральному артисту? Или работает только наоборот?

– Мне дает, безусловно. Кино – это чаще всего что-то новое в профессии. В кино есть вещи, которые ты не можешь попробовать в театре. У меня, например, в театре нет роли, где я могу, что называется, существовать «от себя», быть собой в предлагаемых обстоятельствах. На днях вышел сериал «Высокий сезон» – история про парня, который приехал отдыхать с девушкой во Вьетнам. И девушка там встретила своего бывшего. Она просит отпустить ее поговорить. Парень ее отпускает, и она пропадает. Парень бросается ее искать. Сначала вам может показаться, что это история о любви. Но на самом деле это история про становление мужчины. Он вынужден принимать решения, брать на себя ответственность. И в конечном итоге уходить от себя прежнего. В театре у меня таких ролей нет.

– У вас есть амплуа в кино? Вы ведь часто играете не самых приятных мужчин, обиженных на жизнь и женщин, совершающих не самые правильные поступки...

– Нет, я с этим не согласен. Меня действительно чаще видят в образе неприятных таких ребят. (Улыбается.) Это началось с «Актрис» Федора Сергеевича Бондарчука. Но сама постановка вопроса для меня спорна. В хорошем сценарии любой отрицательный герой – это просто человек, который вынужден делать какие-то поступки в связи с чем-то. Чаще всего травма в прошлом и т. д. И моя главная задача, чтобы их было жалко. Потому что, если он просто плохой, это неинтересно. Ни играть, ни смотреть. А вот если жалко, тогда это победа.

– Вы в театре и вы в кино – два разных Павла Попова. Почему?

– Я задумался об этом. Я как-то спросил жену. И она ответила: «В кино больше используют фактуру, а в театре – внутренние качества». Наверное, так и есть.

– Что у вас сейчас в работе?

– В театре после выпуска «Солнца Ландау» я пока выдыхаю. А в кино сейчас идут съемки второго сезона «Золотого дна». В первом сезоне мой герой очень эмоциональный, взрывной, опять же не очень приятный. Он все время ищет одобрения отца, который в итоге умирает и одобрения ему так и не дает. Во втором сезоне мой герой пытается с этим как-то справиться, начинает заниматься йогой, правильно питаться. Я скинул 9 килограммов для роли Ландау. Тут это оказалось очень кстати.

Еще один проект в процессе – сериал «Тысяча нет и одно да». Это история про кардиохирурга, у которого на операционном столе умирает девочка. Ему сложно, а тут еще жена начинает проявлять интерес к другому мужчине. Мне интересно актерски сделать всю эту историю.

– А что вам в театре и в кино интересно как зрителю?

– В кино сейчас очень востребовано направление экшена. Почему-то все платформы и продюсерские компании нацелены на то, чтобы что-то кому-то доказать, сделать прямо самое-самое крутое кино со стрелялками. А мне как зрителю интересны человеческие взаимоотношения. Убрать весь этот экшен, кровь и все прочее. И посмотреть на человека. Как говорил Чехов, «люди едят, пьют чай, носят свои пиджаки, а в это время рушатся их судьбы».

– Если вдруг у вас выдается свободный вечер, день, где вас чаще всего можно встретить в Москве? Есть ли любимые места?

– На Арбате, сто процентов. Я почти все время, что провел в Москве, провел на этой улице, очень многое с ней связано. Арбат, Гоголевский бульвар, еще, наверное, Манежная площадь – вот мои знаковые места. И еще я очень люблю Пушкинский музей.

– За что вы безоговорочно любите Москву?

– За возможности. Все – в Москве. Мне повезло здесь обрести любимую семью и любимое дело. Как в фильме «Москва слезам не верит» герой Баталова говорит: «Почему я работаю на этой работе? Потому что я прихожу – и что-то начинает крутиться, что без меня не крутится».

Самое популярное
Наш город / Галерея
Фотогалерея: как Москву украсили к Новому году
Город оформили световыми конструкциями и знакомыми с детства персонажами
Наш город
Где в Москве купить живую елку 2025–2026, как ухаживать, как можно утилизировать
Адреса и советы, как выбрать и ухаживать за главным символом праздника
Свободное время / Интервью
Константин Обухов: «2026-й станет годом телевидения»
Генеральный продюсер телеканала ТВ-3 – о безопасном контенте и интересе россиян к эзотерике
Городская недвижимость / Мнение
Дубайский мастер-девелопмент
Как использовать опыт ОАЭ в развитии городов России
Свободное время
Шесть локаций для праздника: как встретить Новый год в регионах России
Обзор отельных программ от Кавказа до Балтики
Культурный город
Беспилотный трамвай и автобус-амфибия: 10 самых необычных видов транспорта мира
Как культурные традиции и футуристические технологии создают уникальные маршруты
Городская недвижимость
Люксовый ритейл: как развивается этот сегмент в центре столицы
Эксперты считают, что нишу на рынке могут заполнить предложения в рамках новых жилых проектов
Другие города
Архитектурный дайджест: больница-сад, платный балкон в Вероне и колоссы Мемнона
Что произошло в мире архитектуры на прошлой неделе
Наш город
Мороз и солнце: синоптики предупредили о резком похолодании в Москве
В столичный регион на неделе придут холода и безоблачная погода
Другие города / Мнение
Побережья будущего
Почему нужно обучать молодых архитекторов проектировать пространства у воды
Свободное время
Лучшие катки Москвы: покататься на коньках зимой 2025–2026 с ценами и адресами
Главные места для катания на коньках для взрослых и детей
Наш город
Город для людей: что такое урбан-психология и как она влияет на человека
В России развивается новая дисциплина, изучающая взаимоотношения человека и городской среды
Горожане / Мнение
Гений места
Как известные личности создают городские бренды
Городская недвижимость
«Вавилонская башня»: как офисы справляются с множеством резидентов
Владельцы БЦ для этого стали чаще привлекать партнерские УК
Наш город
Дожди, гололедица и холод: какая погода ожидается в Москве на выходных
Новый циклон, пришедший с северо-запада, принесет морозы в столичный регион