«Не надейтесь, что за вас все сделают»: директор акселератора — о главных ошибках стартаперов
Говорим с директором «Спринт» Анной Антоновой о том, как попасть в акселератор, о завышенных ожиданиях и внутренней свободе«Мы хотим сделать лучший акселератор в стране», – рассказывает директор акселератора для ИТ-стартапов «Спринт» Анна Антонова. Окончив юридический факультет НГУ, Антонова начала работать по специальности, но вскоре поняла, что не получает удовольствия от работы. «Это было не мое. Если вас захватывает то, что вы делаете, значит, вы на верном пути. Всегда будет 30% не очень интересных задач, но на 70% это должно быть вау», – уверяет она.
Решившись на карьерный поворот, Анна устроилась во ФРИИ аккаунт-менеджером, позднее стала специализироваться на управлении распределенными командами и успела обустроить свой личный удаленный офис не только в родном Новосибирске, но и в Барселоне, Риме и других городах. По словам Анны, построить карьеру в новой сфере ей во многом помогло самообразование, а профессиональная литература заменила ей второй университет. Сегодня она возглавляет акселератор для ИТ-стартапов «Спринт». Он нацелен на развитие компаний, которые предлагают свои решения в области новых коммуникационных интернет-технологий, сюда относятся игровые, видео и аудио-сервисы, социальные сети и т.д. «Ведомости.Город» узнали, как попасть в акселератор и чего не стоит от него ждать.
– К сожалению, у нас в стране пока нет таких крутых сервисов, как Zoom, Youtube, Skype, Facebook, которыми пользуются повсеместно. Государство делает ставку на ИТ-стартапы. Чтобы их поддержать, реализуются различные финансовые гранты, но не менее важна экспертиза, которой так не хватает командам. Акселератор «Спринт» как раз является этим источником знаний и опыта.
– На российском рынке очень сложно вырастить «единорога». До сих пор не получилось этого сделать. Я оптимистично смотрю на вещи и верю, что это возможно.
«Все гениально просто, но это все-таки гениально», – это важный постулат. Через 10, а то и через 20 лет единорог у нас родится. Советское наследие дает о себе знать, и сознание человека очень медленно меняется. Для того, чтобы родить единорога, необходимы время, финансовые ресурсы и внутренняя свобода. Мы часто просто тонем в каждодневной рутине, не имея возможности остановиться, выдохнуть и подумать, это мешает нам смотреть на вещи шире.
– Ключевой вопрос: «Для чего мне этот акселератор? Какую конкретную задачу я хочу решить?» Необходимо понять, какая сейчас проблема в бизнесе. Когда вы это поймете, исследуйте рынок и поищите акселератор, который подойдет именно вам. К нам приходили люди, которые после девяти кругов ада с заполнением анкеты понимали, что им совсем не сюда.
Также важно изучить, как давно акселератор на рынке, есть ли успешные кейсы, какие там эксперты, что они говорят или пишут. Достаточно ли у вас ресурсов для того, чтобы идти в акселератор? Будьте готовы к тому, что работа займет у вас все время.
– Компании идут за брендом. Работа с ФРИИ и Минцифрой для стартапов хороший знак качества. Новость о запуске первой программы попала во многие региональные СМИ, и народ о нас узнал. Мы делаем большую ставку на регионы, сейчас у нас половина команд из разных городов России, 50% – из Москвы. Примерно 80% компаний четко понимают, что хотят от акселератора и осознают, что можно получить экспертизу ФРИИ в данном случае бесплатно. Очень круто работать с такими командами, потому что они знают, чего хотят.
– 48 команд, из которых 41 смогла дойти до конца. Во втором акселераторе у нас было 90 компаний, в третьем будет 48. В процессе команды отваливаются чаще всего из-за нехватки ресурсов. Программа длится 12 недель, до финиша не добираются порядка 15% команд. С момента запуска программы в мае 2021 года фонд получил 509 заявок – прошли отбор 187.
– Как правило, основатели компаний – это люди, влюбленные в технологии. Они лучше будут месяцами доводить свои продукты до совершенства, чем щупать рынок, изучать целевую аудиторию и планировать масштабирование на несколько лет вперед. Это опасный подход, потому что даже очень крутые решения не всегда нужны потребителям.
Также есть большой страх продаж. Взять трубку и позвонить незнакомому человеку, чтобы рассказать о своем продукте, очень сложно.
В какой-то степени. Я искренне восхищаюсь всеми ребятами, которые приходят в акселератор. Я руководитель, я могу наладить процессы, а сесть и написать код мне кажется чем-то невероятным, поэтому круто видеть, как люди создают новый продукт с нуля. Я буквально влюбляюсь в людей, в команду. Но важна не только харизма, но и результат, который они могут показать.
– Мне понравилась команда RevGames, которая занимается геймификацией для программ лояльности. Компания разрабатывает кастомные компьютерные и мобильные игры, помогающие бизнесу повысить продажи и поднять средний чек. За время акселерации команда сократила цикл сделки с шести до трех месяцев, повысила производительность с 8 до 12 игровых проектов в год и сделала первые продажи.
Игровые механики использовали и ребята из mPro. Это медицинский образовательный квест для врачей и фармацевтов. Они за 3 месяца выросли в 20 раз и нашли для себя новый сегмент рынка – ветеринарию.
Команда Flyvi создала сервис, который позволяет размещать сториз на любом сайте. За время акселератора разработали тарифную сетку для продаж сервиса по подписке и нашли первых 30 клиентов.
Интересный проект «Наследственное здоровье» – это скрининговая система, помогающая людям сохранять истории семейного здоровья с помощью нейросетей и анализа больших объемов данных. В процессе акселерации ребята изменили концепцию и бизнес-модель продукта. Такие истории очень мотивируют и вдохновляют.
– Спринт включает групповые тематические занятия, индивидуальные консультации с экспертами и трекинг. В финале команды готовят питчи своих проектов и презентуют их на Демо-дне. Программа разделена на девять тематических блоков, которые включают оценку рынка, организацию процесса продаж, изучение механизмов работы с корпорациями и т.д.
Под каждую тему мы тщательно подбираем спикеров – это профессионалы-практики, с которыми мы давно сотрудничаем, в том числе эксперты ФРИИ. Начинаем работу с командами со стартового интенсива – за два дня мы погружаем ребят в принципы работы в акселераторе и ключевые тезисы методологии Lean Startup, чтобы все понимали, как будет строиться обучение.
– Не надейтесь, что вы придете с крутой идеей, а уйдете с готовым бизнесом. Важно понять, что никто не будет работать за основателя. Ему помогут и расскажут, как грамотно построить работу вместе с командой, но халявы не будет.
Приходя в акселератор, надо быть готовым, что жизнь сильно изменится и придется работать намного больше. Мы ждем проактивности от наших команд.
– Цель программы – создать условия для развития и успешной реализации проектов в области НКИТ с помощью фокусировки и усиления предпринимательских компетенций.
В зависимости от зрелости компании, участие в программе может помочь найти клиентов, которым нужен продукт, выбрать жизнеспособную бизнес-модель, достичь точки безубыточности или увеличить прибыль.
Следующий отбор мы начинаем сразу после нового года. С 11 января уже можно будет подать заявку. Но анкета открыта всегда, поэтому в любой момент можно прийти и начать ее заполнять.
Анкета довольно большая. Когда человек начинает вникать, сталкивается с вопросами, которые порой ставят его в тупик. Например, они могут касаться конкурентного анализа или оценки объема рынка. Часто люди не задумываются над этим, когда горят своей идеей. Все вопросы помогают лучше узнать свой продукт, и тогда предприниматель либо придет к масштабированию, либо к закрытию. Оба варианта развития событий хороши. Ведь вовремя закрыть бесперспективный бизнес – верный шаг, который сэкономит вам кучу ресурсов и позволит двигаться дальше.
На правах рекламы, 18+