В мире кукол

Художник и меценат Светлана Пчельникова – о том, как и из чего сложилась ее коллекция игрушек

Когда-то такое увлечение, как собирательство дорогих авторских кукол, могли позволить себе лишь обеспеченные слои общества. Сегодня коллекционирование роскошных кукол доступно многим: Россия может похвастаться мастерами, умеющими создавать шедевры.

В числе редчайших экспонатов, с которыми работает наша героиня Светлана Пчельникова, есть и игрушки царской семьи. За проект по воссозданию исторической коллекции игрушек, некогда принадлежавших детям последнего российского императора Николая II, Светлана была удостоена премии РФ в области культуры.

Родившаяся в 2009 году коллекция кукол в экспозиции на детской половине Царскосельского (Александровского) дворца в Государственном музее-заповеднике «Царское Село» активно пополняется. И это заслуга Светланы.

Но к такому необычному увлечению Пчельникова пришла не сразу. Девочка из интеллигентной московской семьи окончила спецшколу с углубленным изучением физики, затем – Российскую экономическую академию имени Плеханова, работала на фондовой бирже. Позже посвятила себя детям и семейным заботам, а ее отец и муж вели бизнес.

Все изменилось в один день: 22 года назад Светлана попала в аварию – машина сорвалась в пропасть. Врачи не давали шансов, максимум – инвалидное кресло.

«Я очнулась в больнице. Мама принесла мне кусок пластилина и сказала: «Будем, как в детстве, развивать мелкую моторику». И, будучи парализованной, я начала пытаться лепить кукол, о которых мечтала с детства», – вспоминает Светлана.

«Моя мама воспитывалась в детском доме, своих кукол у нее не было. И все куклы, которые появлялись у нас дома, хранились в шкафу за стеклом, – продолжает Светлана. – А вот первую антик­варную куклу мама подарила мне на 18 лет: «Ты уже взрослая. Пусть эта кукла станет основой семейной традиции». О том, что это станет моим увлечением и даже бизнесом, я тогда не думала».

Пластилиновые куклы спасали, не давали впасть в уныние: Светлана лепила кукол из пластилина и... представляла, как встанет на ноги. Выздоровев, она продолжила мастерить кукол, а параллельно начала собирать свою коллекцию.

Самые редкие экземпляры кукол передаются в дар Царскосельскому дворцу

Постепенно Пчельникова научилась делать кукол профессионально, уже из фарфора. Углубляясь в историю кукол, в тонкости их создания, Светлана поняла, что ей не хватает знаний, и окончила искусствоведческий факультет Института повышения квалификации при МГЛУ, а также прошла обучение по иконописи в Институте при Аукционном доме «Гелос», в Школе кукольного дизайна, Международной академии кукольного дизайна.

Также Светлана создала благотворительный проект «Парад кукол – детям»: средства с продаж идут на лечение тяжелобольных детей. Ее соавторами становятся политики, певцы, бизнесмены.

В проекте участвуют и коллеги Пчельниковой – художники Дмитрий Курганов, Любовь Фартушная, Ольга Тамойкина, Алена Василь, Ирина Стрельникова, Любовь Трошина, Екатерина и Александр Даниловы.

Одна из коллекций Пчельниковой посвящена авторским куклам, созданным в единственном экземпляре, во второй коллекции представлены ан­тикварные игрушки.

«Я сразу замечаю будущих звезд среди художников – создателей кукол, – говорит Светлана. – Это сестры Екатерина и Елена Поповы, Михаил Зайков, Марина Бычкова, Алиса Филиппова. Сейчас их куклы, за которых я когда-то отдала 15 000–20 000 рублей, стоят 250 000–500 000 рублей».

Также Пчельникова стала инициатором создания в России Международного некоммерческого объединения авторов кукол (МОАК) и постоянно проводит в Москве Международный бал кукол. На выставки «съезжается» до нескольких тысяч экземпляров антикварных и авторских кукол.

И, конечно, антикварные куклы в проекте Пчельниковой получают новую жизнь: их реставрируют, переодевают, а самые редкие экземпляры передают в дар Александровскому дворцу – именно силами коллектива художников под руководством Пчельниковой на основе документальных свидетельств жизни семьи Николая II, по фотографиям были воссозданы игрушки, в которые играли его дети.

По аналогичному принципу изготавливались коллекционные игрушки в проектах «Музыка, навеянная детством» (фарфоровые герои балетов П. И. Чайковского хранятся в экспозиции Дома-музея Чайковского в Удмуртии) и «Космическая семья кукол» (игрушки для экспозиции Московского музея космонавтики), а также создавалась коллекция к 200-летнему юбилею Н. В. Гоголя: она передана в Государственный исторический музей в Москве.

Читайте также