Столик вместо юбки

Как предметы интерьера превращаются в одежду

Весной прошлого года Демна Гвасалия, креативный директор бренда Balenciaga, показал простую, но неоднозначную вещь: юбку, копирующую банное полотенце, обернутое вокруг бедер.

В том же сезоне Джонатан Андерсон выпустил на подиум моделей с большими подушками в руках, которые оказались сумками. К настоящему моменту «интерьерный» тренд в моде только усилился – и это повод подробно о нем поговорить.

Эпохи и тренды

Тенденции в дизайне одежды и окружающей среды всегда шли параллельно. В одном из эпизодов сериала «Ход королевы» главная героиня решительно избавляется от нежно-цветочного интерьера 1950-х, впуская в свою жизнь новую эпоху, с ее стильной функциональностью и абстрактной графикой. Одежда 1960-х была такой же – дерзкой и лаконичной.

Но эстетику в смежных сферах дизайна обобщают не только настроения эпохи, но и материалы. Натуральный мех и кожа, гобелен и бархат, полиуретан и винил в разное время определяли внешний вид предметов, окружающих человека.

В годы экономического подъема интерьерный текстиль становился если не более, то не менее роскошным и экстравагантным, чем ткани для одежды, и он же имел особое значение во время кризисов и войн. Когда ткани не производились совсем или производились только для военных нужд, женщины ухищрялись шить одежду из скатертей, занавесок и покрывал. Классическим примером стало зеленое платье Скарлетт О’Хара, сшитое из портьеры – художественный вымысел, явно вдохновленный жизнью.

Эта взаимосвязь не может не увлекать дизайнеров одежды. Знаменитое пальто-одеяло Maison Martin Margiela из осенней коллекции 1999 года было выпущено совместно с компанией Featherlite – итальянским производителем пуховых одеял. К абсолютно плоскому крою прилагались съемные рукава и «пододеяльник», при необходимости защищающий вещь от пыли и влаги.

У Хуссейна Чалаяна в осенней коллекции 2000 года чехлы для мебели трансформировались в платья, а кофейный столик раскрывался по принципу складной чашки и превращался в юбку.

В 2005 году фантазеры Виктор Хорстинг и Рольф Снурен (Viktor&Rolf) выпустили на подиум моделей, не вставших из постели: частью образа стали прикрепленные к голове подушки. Десять лет спустя эти же дизайнеры показали коллекцию платьев-картин. Ассистенты снимали их со стен и надевали на моделей в присутствии зрителей.

Модное, ковидное

Интерьерный тренд в дизайне одежды стал особенно заметен в период пандемии. Дизайнеры были ограничены в передвижении и общении, не могли путешествовать, посещать выставки, музеи. Пространство дома приобрело большое значение – это был не просто набор предметов, окружавших художника и навевавших ему какие-то идеи, но и символ безопасности и защищенности.

Предчувствие локдаунов витало еще в начале 2020 года, когда Gucci и Moschino показали юбки с ламбрекенами в стиле интерьеров Марии-Антуанетты, а Джонатан Андерсон сделал для Moncler пуховики, фактура которых повторяла обивку кожаных кресел.

К весне 2021 года американский бренд Batsheva выпустил серию мебели, оформленной винтажными тканями – теми же, которые использовались для изготовления платьев. Платья Caroline Hu напоминали задрапированные простыни – в которые девушка заворачивается, проводя уютный выходной в постели.

Миучча Прада применила схожий прием, показав верхнюю одежду как не одежду вовсе, а одеяло или плед, который набрасываешь на плечи, встречая курьера. Марк Джейкобс дополнил пуховики-одеяла огромными шарфами-пледами из искусственного меха.

Потрясения следующих лет усилили стремление к закрытости и безопасности, к созданию ощущения дома даже вдалеке от него. Неслучайно главным трендом 2023 года стала мягкость – одежда и особенно аксессуары приобрели объемные, «дутые» формы: сумки-буффы COS, напоминающие все ту же мебельную обивку, вошли в рейтинг самых популярных вещей Lyst, а сумки-подушки выпустил не только трендсеттер Джонатан Андерсон, но и локальные бренды вроде Paula Canovas del Vas.

В 2024 году идею одежды из полотенец, ранее предложенную Balenciaga, продолжил Lacoste – во время показа модели несли огромные полотенца, как шарфы, в которые можно завернуться при необходимости. У Rochas стеганые одеяла превратились в уютные юбки и жакеты, у Preen пластиковая сумка с подушкой внутри стала стильным аксессуаром. На показе Tibi модели держали свернутые трубочкой пледы, а авангардная Hodakova соорудила юбку из кожаного дивана.

Во власти прошлого

Но и это ещё не все. В рамках тотального эко-тренда, поощряющего идею переработки, дизайнеры обратились к опыту своих бабушек, бережно использовавших каждый кусочек текстиля.

Марка Bode получила широкую известность благодаря курткам, сшитым из старых североамериканских одеял; дизайнеры Эмма Чопова и Лаура Ловена (Chopova Lowena), и Марин Серр использовали в своих коллекциях вышитые скатерти и полотенца, найденные на блошиных рынках.

Концепция бренда Hôtel Vetements вся построена вокруг винтажного интерьерного текстиля – прованских простыней, занавесок, обивки мягкой мебели – из которого шьются уникальные предметы одежды. Эстонский дизайнер Марит Илисон стала первой, кто применил в работе старые советские шерстяные одеяла, она сшила из них уютные пальто – но сегодня эту идею используют и другие дизайнеры.

Не отстают и небольшие российские бренды – так Gerda Irène и Succub делают вещи из «мещанских» плюшевых ковриков с изображением оленей или богатырей, украшавших стены советских квартир, добавляя экологическому тренду ностальгическую эмоцию.