Балет в миниатюре

Взмах тонких рук, изящный изгиб шеи, словно порхающая в воздухе хрупкая фигурка – так можно описать любую брошь-балерину Van Cleef & Arpels. Впрочем, детали и характер каждой фигурки зависят от «партии», которую она «исполняет» в застывшем драгоценном танце. Броши-балерины раз и навсегда вошли в арсенал Дома в 40-х годах – с началом Второй мировой войны парижское ателье заморозило свою работу и последующее десятилетие активным оставалось американское отделение Van Cleef & Arpels, открытое в 1939-м. Именно здесь по инициативе Луи Арпельса, страстного любителя балета, сложился творческий союз дизайнера Мориса Дювале и шефа ювелирной мастерской Джона Рубела – вместе они придумали балерин из золота и драгоценных камней.
Первые же созданные в ювелирном ателье в Нью-Йорке миниатюрные танцовщицы моментально «улетучивались» из витрин на 5-й авеню. И мастерам оставалось лишь создавать все новые и новые броши – вскоре «балерины» стали одним из»самых узнаваемых образов Van Cleef & Arpels.
С историей Дома неразрывно связан и один замечательный балет: постановка Жоржа Баланчина «Драгоценности» 1967 года родилась после его знакомства с Клодом Арпельсом и была вдохновлена украшениями, увиденными хореографом в нью-йоркском бутике Дома. Впрочем, об искусстве Van Cleef & Arpels Баланчин знал не понаслышке: еще в 1944 году он приобрел брошь-балерину из бриллиантов и синих сапфиров для своей жены, танцовщицы Веры Зориной.
В 2008 году Дом представил коллекцию Ballet Precieux, воплощающую в золоте и камнях три части балета Баланчина: «Бриллианты», «Изумруды» и «Рубины». Среди 80 изделий было представлено рекордное количество брошей-балерин – шесть. Как правило, в каждой коллекции haute joaillerie Дом создает двух-трех танцовщиц, не более, чтобы сохранять их статус коллекционного предмета, высоко ценящегося среди знатоков. Так, в 2009-м на аукционе Christie’s сотканная из бриллиантов, рубинов и изумрудов брошь Camargo 1942 года, вдохновленная портретом танцовщицы Мари Камарго 1730 года кисти Лансере была продана за $422 500.
Интересно, что в истории создания балерин Van Cleef & Arpels есть и русский след! В 2012 году к открытию обновленного бутика Дома в центре Москвы в парижских мастерских были созданы две героини балета «Лебединое озеро» – броши «Одетта» и «Одиллия». А спустя год свет увидела целая коллекция Ballet Precieux II, вдохновленная пятью знаменитыми русскими балетами: тем же «Лебединым озером», а также постановками «Щелкунчик», «Баядерка», «Золотая рыбка» и «Весна священная». И в каждой из этих тематических линий была создана прекрасная танцовщица.
Так за долгую 70-летнюю историю создания брошей-балерин ювелиры Van Cleef & Arpels доказали, что способны передать в драгоценных материалах ту же грацию, выразительность и точность движений, что и реальные танцовщицы в своих арабесках и па-де-де.