Есть ли будущее у небоскребов из дерева?

Когда мы строили этот дом, то сами не предполагали, какое внимание он привлечет», – говорит Сандра Франк, директор по маркетингу шведской девелоперской компании Folkham. Мы сидим в ее офисе, на первом этаже восьмиэтажного жилого дома Strandparken, полностью построенного из дерева. Сандра взволнованна: за три последних года у нее перебывали правительственные делегации 60 стран. «Летом 2018-го наш офис посетил король Швеции», – гордо говорит Сандра.
Построив первый многоэтажный дом из дерева, небольшая частная строительная компания стала героем дня. Сегодня в проекты Folkham инвестирует деньги Государственный пенсионный фонд Швеции.

Примерно с таким же энтузиазмом встречают сейчас каждое новое высотное деревянное здание.
Пока что такие дома наперечет, но за ними будущее. Дело в том, что традиционное строительство из железобетона энергозатратно и экологически небезопасно: в мировом масштабе производство бетона дает 5% выбросов CO₂, а железа – 3%, что ведет к парниковому эффекту и изменению климата. К тому же щебень и песок – ограниченные природные ресурсы, а дерево – ресурс возобновляемый. Шведы, например, подсчитали, что объем древесины, необходимый для строительства 8-этажного дома, вырастает у них за… одну минуту! Оказывается, в Швеции еще в XVIII веке приняли закон о сохранении лесных угодий: лес этой скандинавской страны составляет 1% общемировых запасов, а лесообрабатывающая индустрия производит 5% мировых древесных материалов.
Многоэтажное деревянное строительство развивается не только в Швеции: не так давно Евросоюз принял программу «Деревянная Европа», согласно которой к 2020 году объем зданий из дерева должен достигнуть 50% от общего числа новостроек.
Революция в строительной индустрии случилась благодаря Cross-Laminated Timber (CLT) – многослойным клееным деревянным панелям, изготовленным из слоев сплошного высушенного пиломатериала хвойных пород. Слои укладываются перпендикулярно друг другу, проклеиваются и прессуются под давлением 60 т на 1 м2. В результате панели приобретают свойства монолита и по несущей способности не уступают железобетону.

СLT-панели были разработаны в Германии и Австрии в начале 1990-х годов, но только в 2010-е годы их производство развернулось во всепланетном масштабе. По прогнозам компании Akzo Nobel, выпуск CLT в мире в ближайшие 6 лет увеличится в 2,5 раза: с 1,2 млн м3 до 3 млн м3.
У строительства из дерева множество преимуществ: сами панели делаются на заводе, то есть их качество не зависит от погодных условий. Непосредственно на стройплощадке их довольно быстро монтируют как элементы конструктора. Поскольку дерево легче железобетона, на стройплощадке не нужны мощные краны и большое количество людей, экономятся электроэнергия, расходы на оборудование и зарплатный фонд. От строительства меньше шума и пыли, и дома сдаются фактически под чистовую отделку.
Допуски при подгонке CLT-панелей не превышают +/-5 мм, тогда как в железобетоне они составляют 10 мм. Плотное прилегание увеличивает герметичность и сокращает тепловые потери: на обогрев CLT-сооружений уходит 65 кВт·ч на 1 м2 в год. Для сравнения: в центральной полосе России в кирпичных домах обогрев съедает 130–150 кВт на 1 м2 в год. Ко всему прочему CLT-панели в 5 раз легче аналогичных по размеру бетонных плит, поэтому они – идеальный материал в сейсмически опасных районах. Как следствие, первое место по импорту CLT удерживает, разумеется, Япония.

Ну и конечно, ключевой вопрос – пожарная безопасность. Пробовали ли вы разжечь костер бревном? Если да, то знаете, что сделать это невозможно, надо начинать с тонких щепок и прутьев. Примерно такая же ситуация с CLT-панелями. Они, конечно, могут сгореть, но произойдет это не сразу, вначале они будут просто обугливаться. Плотная многослойная структура обеспечивает им низкую теплопроводность: когда одна сторона нагрета до 1000 °С, другая сторона долгое время сохраняет комнатную температуру. Внутри панелей нет ниш с воздухом, поэтому распространение пламени затруднено. Предел огнестойкости зависит от количества слоев и способов стыковки панелей: для трехслойных деревянных плит он составляет 0,5 часа, для пятислойных – час. В проекте 9-этажного дома Stadthause в Лондоне предел огнестойкости был 1,5 часа. Для сравнения: предел огнестойкости металла в незащищенном состоянии – 15 минут.
Развитие многоэтажного деревянного строительства в России сдерживается отсутствием производства CLT-панелей и устаревшими строительными нормами. Но ситуация меняется. Министерство промышленности и торговли РФ объявило многоэтажное деревянное строительство одним из приоритетов. Изменение СНиПов и ГОСТов лоббирует Ассоциация деревянного домостроения. В России нет прямого запрета на многоэтажные деревянные дома, но в каждом случае необходимо проводить противопожарную экспертизу, стоимость которой варьируется от 150 000 до 2 млн рублей.
