Надежда Ламанова, 1880-е
Жизнь

Жить Надеждой

Из архива Ирины Калужской

В обществе вспыхнул интерес к наследию и личности русского модельера Надежды Ламановой. И новая выставка в «Зарядье» – тому подтверждение

В 2021 году исполнилось 160 лет со дня рождения выдающегося русского модельера Надежды Петровны Ламановой. Женщины деловой, хваткой – достаточно сказать, что в 24 года она открыла ателье, а на рубеже XIX и XX веков стала поставщиком российского императорского двора!

Тогда же Ламанова начала создавать костюмы для Московского Художественного театра, в котором она и проработала до конца своих дней.

Попутно Надежда Ламанова делала костюмы для кино, продолжала создавать одежду и развивала модную индустрию нашей страны. В частности, при ее участии были основаны первые швейные школы Советского Союза, Мастерская современного костюма и др. 

Работники постановочной части на 40-летии МХАТа, 1938 г., Ламанова шестая слева в первом рядуИз архива РГАЭ

«Вклад Надежды Ламановой как в российскую, так и в западную моду очень серьезен. Именно она одной из первых озвучила принципы минимализма и следования природе материала. Она создавала наряды, во многом предвосхищая парижскую моду, – рассказывает историк моды и коллекционер Мэган Виртанен. – Еще до революции Ламанова начала первой в России шить бескорсетные платья, а также сценические костюмы, не препятствующие свободе движения. Но в 1930-е изменилась мода, идеи Ламановой утратили популярность, и имя ее было забыто вплоть до 1990-х годов, когда были предприняты попытки возродить память о русских модельерах (например, с 1994 года Дом моды Вячеслава Зайцева стал проводить Конкурс дизайнеров имени Надежды Ламановой. – Прим. ред.)».

Сегодня имя Ламановой все чаще становится предметом исследований. Так, в настоящее время в Москве проходит выставка «Ламанова. Русский дресс-код», организованная парком «Зарядье» совместно с музеем МХАТ.

МХАТ предоставил для выставки различные костюмы, созданные  Надеждой Ламановой к спектаклям, в частности, к постановке «Анна Каренина» 1937 года. Также среди экспонатов платье, сшитое для актрисы Нины Сластениной, и четыре платья дам из сцены «У Бетси» и «На скачках». 

Надежда Ламанова, Алексей Замков и Вера Мухина, 1938 г.Из архива РГАЭ

Помимо театральных нарядов осетители увидят и 3D модели костюмов, придуманных Надеждой Ламановой и Верой Мухиной для разных проектов. Мультимедийная часть экспозиции знакомит посетителей с работамиЛамановой в театре, рассказывает об опыте работы в кино, в том числе с Сергеем Эйзенштейном и Григорием Александровым.. 

Тем не менее многие десятилетия имя модельера было незаслуженно забыто.

«Александр Васильев на открытии выставки «100 лет моды в России» сказал мне одну горькую вещь: «Мы кричим, что любим моду, а захоронение Ламановой в запущенном состоянии, и никому нет до этого дела», – вспоминает Вера Радвила, одна из главных подвижниц Ламановского движения в России..

Модели одежды, созданные Ламановой: театральный костюм из коллекции Музея МХАТМузей МХАТ

Эти слова подтолкнули Веру к тому, чтобы найти в интернете информацию по захоронению и отправиться на его поиски на Ваганьковское кладбище.

«И я нашла. Прибралась там, сделала фотографии и разместила в соцсетях публикацию с призывом к людям благоустроить захоронение в преддверии юбилейного года», – говорит Радвила. 

Но захоронение – лишь вершина айсберга. «Биография и творчество Надежды Петровны ничтожно мало изучаются, хотя все документы находятся в открытом доступе в архивах», – сетует Радвила.

Чтобы исправить эту несправедливость, она создала виртуальный музей – nlamanova.ru. Там со временем будет представлена полная информация о русском модельере: биографические очерки, фильмы, фотографии, эскизы... Работа по поиску информации ведется постоянно, и уже многое удалось прояснить.  

«Ламанова была из обедневшей семьи военного, старшей из пяти дочерей. Едва окончив гимназию, она уехала одна в Москву, – рассказывает Вера Радвила. – Георгий Леман, друг Ламановой, пишет в своих мемуарах, что она «ушла из семьи» и открыла мастерскую в одном из самых престижных районов Москвы конца XIX века.

Файдыш-Воронина, современница Ламановой, также владевшая ателье, вспоминала, что Ламанова за простейшее платье брала 500 рублей, а Леман далее в своих мемуарах отмечает, что «огромен был и доход ее — мастерская давала до 300 тыс. руб. в год».

Cтраницы с моделями авторства В.П. Ламановой из журнала «Красная нива», 1923 г.Из архива Ирины Калужской

Между тем успех Надежды Петровны заключался не только в ее предпринимательской жилке, но в первую очередь в новаторстве.

«Она фактически первой из модельеров заговорила о разграничении художественной и ремесленной составляющих в создании костюма. А ведь по такому принципу сегодня строятся все дома мод и бренды, – рассуждает Вера Радвила. – Нельзя не отметить находчивость и оригинальность мышления Надежды Петровны, которая умудрялась создавать шедевры из неожиданных материалов: полотенец, одеял, рогожи, хлебного мякиша, дерева, – а потом с этими же работами завоевала Гран-при на Всемирной выставке 1925 года в избалованном традиционной роскошью Париже». 

У Надежды Петровны не было детей, что осложняет биографические исследования.

«Но иногда нужные документы «приходят» из самых неожиданных мест, – рассказывает Радвила. – Например, в Экономическом архиве обнаружилась часть личного фонда Мухиных-Замковых, в котором хранятся письма скульптора Веры Мухиной Надежде Ламановой, а также фотографии Мухиных-Замковых на даче у Ламановой на Сходне».

Портрет М. Н. Ермоловой кисти В. Серова (1905) – на актрисе платье, сделанное в мастерской Ламановой (на фото слева). Платья, также созданные ЛамановойМузей МХАТ

Благодаря исследованиям удается распутать клубок исторических нитей. «Это как детектив! Например, долгое время под вопросом находился эпизод из фильма «Молчи, грусть, молчи» с Верой Холодной в главной роли, прожолжает Радвила. – По слухам, эпизодическую роль портнихи, которая приезжает домой к главной героине, исполнила Ламанова. И доказательство этому нашлось не так давно: историк моды Александр Васильев, который общался с дочерью Веры Холодной, Евгенией, подтвердил, что она в своем рассказе о съемках фильма описала этот эпизод».

Практически каждый день выясняются новые подробности о жизни Ламановой, и одно из открытий – печальное.

«Долгое время я терялась в догадках, какими были последние мгновения жизни Надежды Петровны. И вот мне попало в руки письмо Марии Терейковской (младшей сестры Ламановой), адресованное Вере Мухиной, из которого следует, что 15 октября 1941 года Ламанова поехала в театр, по пути домой ей стало плохо, она упала и умерла на руках у Терейковской... А за несколько дней до этого театр покинули последние грузовики, увозившие в эвакуацию актеров и багаж… Надежду Петровну похоронили рядом с мужем Андреем Каютовым на Ваганьковском. На похоронах были только самые близкие…»

Выставка, посвященная Надежде Ламановой, организована в парке «Зарядье» при участии Музея МХАТ«Зарядье»/Музей МХАТ

(Из архивов «Как потратить», с дополнениями)

Инна Осиновская

Читайте также