Сокровища под контролем

Richemont предлагает бесплатный сервис, который «ставит на учет» часы и драгоценности

В советском фильме 1984 года «Колье Шар­л­отты», например, поиском украденного ожерелья занимались сотрудники спецслужб. Почему именно они, а не милиция, очевидно: колье – национальное достояние, представляющее историческую ценность для государства. А как быть владельцу украденной вещи «негосударственного» уровня, за которую он или она заплатили, скажем, порядка 500 000 рублей, миллион, 10 млн и более?

Швейцарская компания Richemont предложила решение – и запустила бесплатный сервис Enquirus, в котором можно зарегистрировать любимые часы или украшение – правда, только те, у которых есть уникальный идентификационный номер.

Принцип регистрации простой: вы создаете на сайте сервиса учетную запись для каждого изделия, что-то вроде «электронного сейфа», как называют его в компании. К изделию необходимо подгрузить имеющиеся у вас документы: сертификат, подтверждение об оплате покупки и т. д. И далее, в случае, например, кражи, владелец может декларировать утрату на сайте и тем самым помочь силовым структурам. Предполагается, что к базе данных, созданной на средства Richemont, будет обращаться полиция всего мира.

Способ учета в Enquirus весьма похож на тот, которым пользуется популярный бренд смартфонов. Сегодня злоумышленнику сложно украсть компьютер или телефон и остаться безнаказанным: к изделию подключена геолокация, также у него есть уникальный идентификационный номер. На кольцо с бриллиантом геолокацию не поставишь, но вот если номер всплывет где-то на вторичном рынке, то есть шанс вернуть вещь его законному владельцу.

По словам представителей часовой марки Rolex, «сейчас все основные бренды стараются контролировать модели часов, если они выходят на вторичный рынок». В случае Rolex «при покупке часов активизируется сервисная карта, также у каждой модели есть свой аутентичный номер».

Задача же Enquirus – собрать учетные данные по всем маркам роскоши централизованно. И речь идет не только о брендах Richemont, ведь швейцарский холдинг – владелец крупного пула часовых и ювелирных брендов, таких как Cartier, Van Cleef & Arpels, Buccellati, Piaget, Baume & Mercier и др.

В холдинге уверяют, что такую услугу бесплатно сейчас нигде больше не предоставляют. И, более того, сервис вроде бы даже поможет адресно локализовать украденные или утерянные вещи, если они вдруг обнаружатся на вторичном рынке.

Но скорее всего, сайт будет помогать тем, кто приобретает украшения или часы у частных продавцов. Учитывая тот факт, что вторичный рынок изделий роскоши неуклонно растет. Так, по оценкам агентства IMARC Group, в 2022 году мировой вторичный рынок люкса составлял $31,1 млрд. Другая крупнейшая аналитическая компания, McKinsey & Company, уже в 2021-м оценивала этот рынок в $25–30 млрд и предсказывала ежегодный рост 10–15%, а для известных брендов и выше.

Задача сервиса – централизованно собрать учетные данные по всем брендам роскоши. Но скорее всего, сайт будет помогать тем, кто приобретает украшения или часы у частных продавцов.

И если несколько лет назад тренд на покупку люкса «из вторых рук» был в основном европейским, то за последние два года наметились изменения. По исследованиям китайского маркетингового агентства Zhanqian Research, «preloved», то есть «уже любимый», люкс активно покупает китайская молодежь, их поколение Gen Zen (напомним, что в это поколение, которое еще называют зумерами, входят люди, родившиеся с 1997 по 2012 год). 

В основном же рынок «вторичного люкса» двигают крупные игроки, такие как европейские гиганты Vestiaire Collective и Vinted, The Real Real в Америке, The Luxury Closet в Дубае. С помощью этих сервисов любой человек может продать принадлежащую ему вещь. Также среди серьезных игроков – сети магазинов традиционного формата, специализирующиеся на перепродаже, которые выкупают у людей предметы роскоши за выгодную им цену.

Часы и ювелирные изделия по понятным причинам являются одним из самых «удобных» объектов для спекуляций и мошеннических схем – удобнее, чем, например, дорогостоящие картины или скульптуры. И если они перешли из рук в руки три, четыре, пять раз, то риск недобросовестного контрагента возрастает в разы. А Enquirus поможет перед покупкой «пробить на номер» изделие, за которое кто-то хочет заплатить несколько тысяч евро, – и проверить, не числится ли оно среди краденых. 

Но зачем сервис Enquirus нужен компании Richemont? Есть несколько предположений. Первое из них – это способ успокоить покупателя. После пандемии в мире выросло количество похищений ювелирных изделий и часов. По статистике Ювелирного альянса по безопасности (Jewelers’ Security Alliance), некоммерческой организации, которая занимается поиском пропавших ювелирных украшений, сбором информации на тему преступлений в этой сфере, а также обучением правилам безопасности владельцев ювелирных магазинов, 2022 год стал рекордным по количеству грабежей. Поэтому клиенты просто боятся покупать и носить часы или украшения высокого класса.

Второе: к компании Richemont, у которой имеется целый собственный пул брендов украшений и часов, постоянно обращаются с жалобами на «краденый люкс», дескать, украли часы, что же делать, куда бежать, и компания решила все эти заявки собрать в одно место и цифровизировать.

Ну и, конечно, это еще один повод заставить говорить о себе. Как видите, и мы на него «попались».

Читайте также