Звезды Севера
У каждой страны – свои ремесленные традиции, свои культурные истоки. И в последние годы российские дизайнеры все чаще обращаются к наследию, а некоторые даже строят концепцию бренда на этом.
«Интерес к этнике и к традиционным техникам возник, пожалуй, как ответная реакция на процессы глобализации в экономике в целом и в моде в частности. Мода стала слишком корпоративной и слишком индустриальной, а значит, одинаковой в разных странах, холодной, лишенной индивидуальности. Отсюда и интерес ко всему уникальному, ручному, ремесленному и этническому», – считает автор telegram-канала Front Fashion, соосновательница проекта Front историк моды Ольга Михайловская.
Среди популярного «национального» источника вдохновения российских дизайнеров сегодня смело можно назвать Русский Север. «Русский Север, на мой взгляд, самый европейский с точки зрения костюма, декора и прочего. В нем совсем не чувствуется Азия – ни в цвете, ни в формах. Все сдержаннее и строже, чем на Востоке», – отмечает Михайловская.
И Север действительно удивляет своим эстетическим богатством. В 2022 году в Каргополе в Историко-архитектурном и художественном музее прошла выставка «Дивование. Открытие Севера». На ней можно было увидеть работы современных художниц и уникальные экспонаты из коллекций Эрмитажа и Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства: коруны, золотошвейные платки, жемчужные кокошники.
Также среди важных «северных» инициатив – коллаборация Российского этнографического музея с проектом Front, специализирующемся на брендах с эстетикой народного костюма.
Одной из участниц коллаборации стала дизайнер Саша Гапанович. Она родилась в Мурманске и часто в своих коллекциях черпает вдохновение в Крайнем Севере, виртуозно миксуя локальные паттерны и образы со смыслами современной моды.
«Коллаборация с этнографическим музеем стала одной из моих любимых и очень значимых, – рассказывает Гапанович. – В ходе изучения залов музея мне буквально врезалась в память униформа поморского военного: она состояла из гладких дощечек, заходящих друг на друга. Такое наслоение практичности, защиты и природы. Я стала искать «наслоения» в природе Севера, архитектуре и в итоге коллекцию так и назвала – «Наслоения». Передала историю визуально через большие стеганые формы, слои рюшей, заходящие друг на друга, глухие и закрытые «защищающие» вещи».
Еще одна участница проекта – дизайнер Маша Андрианова. Выпускница Atelier Chardon Savard приехала в Россию и отправилась в большое путешествие – посетила Архангельскую область, Пинегу, Холмогоры, Карелию, исследовала российские деревни. И сегодня народные мотивы Русского Севера – одни из важных кодов ее творчества.
«За основу коллекции для этнографического музея я взяла три вещи: душегрею, сарафан и рубаху – основные модели северных костюмных комплексов, – рассказывает Андрианова. – Хотелось сшить эти модели современно, добавив частичку себя, но в то же время оставив классику деталей и кроя. Например, в сарафан я добавила один, но длинный карман. Эту деталь я подметила в сарафанах, которые видела в этнографическом музее, и меня это очень впечатлило».
Концепцию своего бренда Surepka на смешении современности и деталей русского крестьянского костюма строит и Дарья Попова: «В гармоничности традиционного костюма много поводов для вдохновения. Крестьяне, которые постоянно работали, определенно знали толк в удобном крое». Посмотреть и послушать, как звучит мода с этническим прицелом, можно в клипе «Ветер северный», снятом Surepka совместно с фолк-группой Pole.
А основательница бренда Levadnaja Details Светлана Левадная открыла для себя Север еще в «нулевые». «В начале 2000-х в России даже не думали о продолжении русских традиций и техник, – вспоминает Светлана. – И мне захотелось именно продолжить. Раскрыть красоту прошлого в современном исполнении. Протянуть нити культуры, традиций, узоров. Не будет продолжения культуры – не будет нас».
В основе вышивки Levadnaja Details, по словам дизайнера, лежат резьба Русского Севера, элементы северного зодчества: поле (квадрат), солнце (круг), птица Сирин. «Изначально мы исходили из того, что красота созданного всегда происходит на пересечении старых форм и новых материалов».
При этом, по мнению Левадной, отношение к собственному наследию не изменить без активного участия государства и его всесторонней заинтересованности в продолжении родной культуры. «Чтобы явление стало массовым трендом, государство должно буквально взращивать это направление: помогать начинающим, пропагандировать. Само по себе ничего, увы, не случится».