Нужны ли гуманитарии в 21 веке?

И какие причины вынуждают физиков и лириков объединяться?

Два самых модных термина в сфере образования сейчас начинаются на «s»: к прославляемым в последние годы soft skills добавился STEM. Первое словосочетание обозначает комплекс гуманитарных навыков, вторая аббревиатура – подход ко всем жизненным проблемам на основе точных наук. На самом деле они не про спор физиков с лириками, а про два взаимодополняющих решения одной задачи – развить творческие способности человека.

«Искусственный интеллект продолжит автоматизировать технические навыки и стимулировать спрос на soft skills, такие как креативность, коммуникация и эмпатия. Поэтому гуманитарные науки вновь стали необходимыми», – утверждал директор по исследованиям Future Workplace в New York Times Дэн Шобель, представляя в прошлом году список самых актуальных тенденций в сфере профессионального развития, составленных по заказу социальной сети деловых контактов LinkedIn. 

С развитием технологий востребованность гуманитарных знаний и навыков эмоционального интеллекта, креативного мышления, адаптивности, таланта убеждать и умения сотрудничать – только растет, сошлись во мнении все представители крупных мировых компаний, участвовавших в исследовании для LinkedIn. Инновации в принципе невозможны без критического мышления, развитого именно у гуманитариев, объяснял Шобель.

«Ученые степени и достижения по-прежнему важны, но теперь эмоции тоже представляют собой большую силу, уже сегодня мы видим, что крупные компании, нанимая новых менеджеров, уделяют большое внимание их эмоциональному интеллекту», – подтверждал Герд Леонард, футуролог, основатель агентства The Futures Agency, приехавший в Москву на Форум социальных инноваций регионов.

Ученые Гарвардского университета еще в 2015 году заявили, что примерно 85% жизненных успехов человека зависит от soft skills, напоминал глава Сбербанка Герман Греф на сентябрьском просветительском марафоне «Новое знание». Сам Сбер, кстати, весьма тщательно изучает их, потому что компании, входящие в его экосистему, разрабатывают решения в сфере образования для подготовки школьников к успешному развитию в современном мире. 

Образование во всех странах пока сильно отстает от реалий окружающего мира, отмечает футуролог Герд Леонард. «По сути, мы готовим наших детей к соревнованию с машинами в попытках «загружать» в себя больше информации, которую можно в любой момент легко получить, – рассказывал он в интервью Forbes. – В ближайшие десять лет компьютеры обучатся выполнять все рутинные задачи, продолжал он, а значит, нужно сфокусироваться на том, что могут только люди, например в считанные секунды «прочитать» другого человека, пообщавшись с ним, понять о нем какие-то базовые вещи. Для машины это чрезвычайно сложная задача. В отличие от нее мы умеем читать между строк и пользоваться интуицией. Билет в будущее, который позволит вам быть востребованным как профессионалу, – это вещи, которые делают нас людьми, то есть гуманитарные навыки: искусство, дизайн, этика, ценности, понимание».

Билет в будущее – это вещи, которые делают нас людьми: искусство, дизайн, этика, ценности, понимание
Герд Леонард
основатель агентства The Futures Agency

Аналогичной точки зрения придерживается и глава Сбербанка.  Делая упор в образовании только на математиков и программистов, «мы попадем ровно в такую же ловушку, какая была какое-то время назад с юристами и экономистами», утверждал он на форуме «Открытые инновации» три года назад. 

С этим согласны далеко не все. «Физматшкола – это та школа, которая является основой качественного мышления, различения истины и лжи, естественно-научное образование – залог успешного движения общества вперед, именно оно формирует базис знаний, поэтому физматшколы актуальны, их число нужно увеличивать», – оппонировал Грефу легендарный педагог Николай Яворский, 15 лет возглавлявший Физико-математическую школу им. Лаврентьева при Новосибирском государственном университете. 

Аналогичной точки зрения придерживаются и родители – они пока больше склонны доверять точным наукам: по данным портала «Будущее России. Национальные проекты» со ссылкой на Министерство образования и науки РФ, конкурс в физико-математические, инженерные и IT-классы российских школ в последние годы значительно выше, чем в гуманитарные. 

Продвинутые педагоги предлагают тем, кто намерен связать судьбу своих детей с естественными и точными науками, выбирать STEM-образование. Этой аббревиатурой, состоящей из слов science (наука), technology (технология), engineering (инженерное проектирование), math (математика), обозначается модель обучения не отдельным дисциплинам, а комплексу естественно-научных знаний как единому целому плюс обязательное закрепление полученной информации экспериментами. STEM-занятия проходят в профильных классах «Сибура» и «Роснефти».

«Учиться должно быть интересно, знание должно быть применимо на практике, обучение должно проходить в занимательной форме», – перечисляют основные принципы STEM-педагогики преподаватели московской школы №1311. Такой подход позволяет ребенку понять, что наука присутствует в мире вокруг нас, а математика касается каждой профессии, каждого занятия, совершаемого в повседневной жизни. 

Естественно-научное, математическое мышление не противостоит гуманитарным навыкам, а дополняет и развивает их. Творчески одаренным детям необходимо осваивать технические навыки, а «технарям», наоборот, уделять внимание искусству

«STEM – это творчество, но техническое. Когда ребенку говорят: «Учи математику, черчение, физику, геометрию», все по отдельности, он может сказать: «Что-то мне скучно, пойду лучше в Minecraft поиграю». А можно сказать по-другому: «Вчера у Илона Маска сломалась ракета. Нужно срочно разработать одну деталь. Если ты ее сделаешь, Россия запустит лучшую ракету в мире», – объяснял журналисту Tatler принципы STEM-подхода Роберт Уразов, генеральный директор союза WorldSkills Russia, который проводит чемпионаты рабочих профессий.

При этом естественно-научное, математическое мышление не противостоит гуманитарным навыкам, а дополняет и развивает их. Творчески одаренным детям необходимо осваивать технические навыки, а «технарям», наоборот, уделять внимание искусству, чтобы изобретать и совершать открытия, объясняют в школе. Недаром к аббревиатуре STEM все чаще добавляют букву «а» от слова art (искусство). Задача STEAM-образования – воспитать универсального человека, который подобно Леонардо да Винчи хорош и в живописи, и в инженерном проектировании, и каждый его навык помогает другому. 

Игровая форма, экспериментирование, активная коммуникация, командная работа – плюсы STEAM-обучения, делающие его доступным даже для дошкольников, то есть для того возраста, в котором у любого ребенка проявляются креативные способности, отмечала в своем докладе Анна Теплова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования. 

Воспитать изобретателя и первооткрывателя гораздо проще, если ставить задачу не освоить робототехнику, а познать мир и развить не инженерное мышление, а способность к творчеству во всей полноте его проявлений, объясняет она.  

Читайте также