Феномен из детства

Игрушки нужны взрослым не меньше, чем детям, считают эксперты. Но уже не для игры...

Никогда еще взрослые люди не уделяли так много внимания куклам, как в этом году, – про них снимают фильмы, их активно раскупают в магазинах и на специализированных выставках, будь то реплики антикварных игрушек или образы актеров из популярных телесериалов.

Рекордное число зрителей по всему миру посмотрели фильм «Барби» Греты Гервиг, обеспечив ему сборы $1,4 млрд. Комедия, обличающая социальные и гендерные проблемы общества – от декларативного феминизма и политики корпораций до «стеклянного потолка» и объективизации, – через приключения стереотипных Барби и Кена в исполнении актеров Марго Райт и Райана Гослинга получила титулы самого кассового фильма года, исторического рекордсмена для киностудии Warner Brothers и лучшего дебюта женщины-режиссера.

Очень скоро у знаменитой куклы будет еще больше экранного времени: Netfix приобрел права на создание документальной ленты о первой чернокожей Barbie и ее влиянии на жизнь нации, сообщает журнал The Hollywood Reporter, а Design Museum в Лондоне к лету готовит выставку о мире Barbie, где будет рассказывать о феномене куклы через дизайн, моду, архитектуру и интерьер.

Компания Mattel, выпускающая куклу Барби с 1959 года, благодаря фильму перешла от падения продаж к росту – в третьем квартале ее выручка выросла на 9%, а к Рождеству результат будет еще лучше, предсказывают эксперты The Wall Street Journal. «Мы все видим, что мир играет с «Барби», будь то наши игрушки, мода, аксессуары или контент. Нет никаких сомнений в том, что бренд достиг нового уровня культурной значимости», – считает главный операционный директор Mattel Ричард Диксон.

Россияне следуют общемировому тренду: заказов на куклы поступает все больше с каждым месяцем, причем покупают их взрослые коллекционеры, сообщают аналитики платформы для онлайн-шопинга в иностранных магазинах Brandly. Такой вывод специалисты делают потому, что заметно растет спрос на дорогих коллекционных кукол Barbie ценой 10 000–20 000 рублей – от копии певицы Шер до Барби-президента из того самого фильма.

Кукла играет важную роль в формировании особых «сверхидей» или «социом», таких, например, как идея «кукловода», а также связанных с ней идей «социального манипулирования» и «социального конструирования», объясняет культуролог Игорь Морозов в своей книге «Феномен куклы...».

«Особый вес кукле придает то обстоятельство, что она оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка, в значительной степени детерминирует его ментальные и поведенческие реакции, а также играет определяющую роль при социализации и гендерной идентификации, освоении социальной и природной среды», – отмечает Морозов.

Многие взрослые люди, покупая куклу, пытаются таким образом выказать свою любовь к близким

Не удивительно, что куклы массового производства, как, впрочем, и другие игрушки, отражают идеологию общества, создавшего ее. Та же кукла Барби, например, с момента появления прошла путь от целлулоидного идеала американской жены до образа сильной, независимой женщины – по крайней мере, так это видят в Mattel.

В послереволюционной России жизнь игрушки традиционно шагала в ногу с жизнью страны: так, в 1920–1930-е годы в советскую идеологию отлично вписывались самодельные игрушки – от картонных кукол с бумажными одежками до педальных автомобилей. В 1936 году книга Владимира Соколова «Автомобили-самоделки из жести. Пособие для юных конструкторов и производственных предприятий» объясняла детям, как из больших консервных банок создать игрушечный спорткар или автомобиль-зенитку. А Александр Головинский в книге того же периода «Самодельный педальный автомобиль» предлагал детям от 6 до 16 лет соорудить из найденных на стройках и свалках брусьев, фанеры, кровельного железа самоходное устройство на педальном ходу.

И, конечно, производители игрушек старались откликаться на заметные события в жизни страны – в СССР в 1930–1940-х шла активная героизация игрушек, и, как следствие, даже новогодние елки были наполнены ледоколами, парашютистами и бравыми летчицами, убедились сотрудники музея-заповедника «Коломенское» во время подготовки выставки «Елки нашего детства», оказавшейся очень успешной.

Кстати, экспозиции с историческими игрушками сегодня пользуются повышенным вниманием посетителей. Например, выставка игрушек семьи последнего российского императора оказалась одной из самых успешных для Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника имени Е. Д. Фелицына, признаются его сотрудники.

Игорь Морозов считает, что кукла всегда была больше, чем игрушка: «взяв ее в руки мы подсознательно уже начинаем с ней диалог, имея в виду не бездушную пустую болванку, а проступающее в ее чертах живое человеческое начало».

По мнению эксперта, истоки феномена куклы необходимо искать в ритуально-обрядовых практиках и мифологии, то есть в комплексе представлений об устройстве окружающего мира и том месте, которое отводится в нем человеку. Не зря куклы – признанный инструмент в психотерапии для эмоциональной разгрузки и выплеска эмоций, проработки травм – и один из элементов арт-терапии.

Поэтому вряд ли стоит удивляться, что все больше взрослых покупателей пытаются выказать через куклу близким свою любовь и внимание – кто-то скупает антикварных кукол, а кто-то делает заказы на порт­ретные, показал опрос кукольников на портале «Ярмарка мастеров». «Кто-то хочет удивить начальника, кто-то – порадовать подругу, а у меня есть постоянный клиент, который каждый год заказывает кукол с лицами членов всей своей семьи. Так он пытается удержать хорошие моменты – ну чем не современная магия?» – рассказывает одна из мастериц.