«Сокол», кварц (горный хрусталь)
Жизнь

«Русский Лалик»: камнерез Дмитрий Емельяненко и его секретные технологии

Архив Д. Емельяненко

Кто поможет уникальному специалисту открыть новую мастерскую?

И скусствоведы относят творчество екатеринбургского камнереза Дмитрия Емельяненко к высокому ремеслу. Талант, безупречное чувство вкуса и стремление к совершенству – вот основные черты этого художника, сейчас, к сожалению, оказавшегося не у дел.

Будущий резчик по камню вырос в поселке Лёвиха Свердловской области в семье шахтера. В школе любил уроки рисования, ходил в геологический кружок в доме культуры. В кружке изучали не только геологические породы, но и азы резьбы по камню, в том числе необходимый для этого алмазный инструмент. Видя талант сына, отец после восьмилетки сказал: «Пойдешь учиться на камнереза».

Екатеринбургский камнерез Дмитрий ЕмельяненкоАрхив Д. Емельяненко

И Дмитрий поступил в художественное училище №42 тогда еще Свердловска на специальность «резчик по художественной обработке камня». Четыре года изучал пластическую анатомию, композицию, лепку, а резать начал уже после армии, когда в 1987-м устроился в производственное объединение «Уралкварцсамоцветы», в творческую группу главного художника объединения Анатолия Ивановича Жукова.

Там Дмитрий много работал с мягкими камнями, такими как малахит. Александр Иванович Доронин, единственный специалист по малахиту в СССР, объяснил молодому камнерезу, что мягкие камни полируются не так, как твердые. Для их полировки используют оксид хрома или алмазную крошку.

Работа на «Уралкварцсамоцветах», 1980-е гг.Архив Д. Емельяненко

Глядя на работу опытных мастеров, Емельяненко понял, что каждый мастер создает инструмент под себя. И создал свой собственный инструмент, а вместе с ним – новый метод полировки. «На чеки Внешпосылторга я купил немецкий клей, – рассказывает он. – Вырезал из ДВП полировочный круг, прикрепил его на насадку шлифовальной машинки и этим клеем приклеил к нему брезент. Брезент пропитался клеем и хорошо удерживал абразивные материалы».

Еще одна инновация Емельяненко появилась в 1992 году, когда вместе с товарищами по цеху он организовал компанию «Яхонт и К°». Тогда он придумал технологию постановки глаз «изнутри». И глаза стали словно живые. «Я показал этот прием мастерам, работавшим у меня в «Яхонте». Некоторые из них потом открыли свои мастерские и теперь заявляют, что это их технология, – говорит Дмитрий. – На самом деле прием внутренней постановки глаз придуман мной».

В 2002 году, уже расставшись с «Яхонтом», Емельяненко эту технологию доработал, придав скульптурам объем живого глаза. «Как-то зимой я столкнулся с соседкой, которая гуляла с таксой, – рассказывает Дмитрий. – Такса смотрит такими выразительными глазами, брови у нее шевелятся... Я взял и сделал что-то подобное. И эмоциональность, внутреннее движение в камне появились. Тогда я попытался воспроизвести это на других работах».

Дмитрий делает глаз многослойным. «Помните детскую пирамидку, где колечки друг на дружку надевают? – говорит он. – Так же и камень: делаете сердцевинку из кварца, потом надеваете радужку, после этого – черный камень, чтобы у глаза была глубина. Это позволяет выразить эмоции животных».

За точность линий и образов Дмитрия Емельяненко часто сравнивают с Рене Лаликом. Сам же Дмитрий так не считает: «Сходство его творчества и технологии с моей – чисто визуальное ощущение».

Емельяненко часто сравнивают с Рене Лаликом, но сам он так не считает: «Это чисто визуальное ощущение»Архив Д. Емельяненко

Свой стиль Дмитрий называет «стоунпанк». Говорит, в какой-то момент решил отойти от лубочности, свойственной русской резьбе по камню, и придать своему искусству современность, уйти в модерн.

У Емельяненко «выработался свой стиль, лаконичный, построенный на контрастах (белое – черное, подставка и предмет), который можно определить как «реалистический авангард», – пишет искусствовед Валентин Скурлов.

Источником вдохновения для мастера может послужить что угодно: птицы, животные, прочитанная книга. «Нужно делать эскизы, но сначала думать, видеть, – говорит он. – Идеи есть, мысли есть, работать хочется, настроение тоже хорошее, боевое. Да, как говорится, руки коротки. В данный момент я без мастерской».

Обстоятельства вынуждают Емельяненко искать решение проблемы разными способами. «Сейчас работаю дворником, – констатирует мастер. – Для создания творческой мастерской нужно финансовое решение. Простых инвесторов интересует в первую очередь прибыль. Они хотят знать, сколько работ я смогу сделать за год. У меня нет ответа на этот вопрос. Я художник. Я могу одну работу делать несколько лет, а могу за год выпустить больше десятка работ, все зависит от творческого вдохновения. Тут нужен стратегический инвестор, который профинансирует создание мастерской, чтобы иметь возможность в дальнейшем приобретать мои работы».

Дмитрий Емельяненко рассчитывает собрать деньги с помощью краудфандинга, но, по его словам, «этим нужно серьезно заниматься, потому что иначе объявление уходит на задний план в интернете». Так что пока с краудфандингом плохо получается.

Но мастер не теряет надежды. «Планы на будущее наполеоновские, много творческих находок, идей и решений, которые ждут своего воплощения», – с оптимизмом говорит он.

Елена Туева

Читайте также