О гении и музее его имени в материале автора телеграм-канала Globe Trotter
В этом году 6 мая исполнилось 120 лет со дня рождения Карло Молино. Кем же он был? Так сразу и не скажешь: человек многих талантов, он не вписывался в рамки простых определений. Родившийся в семье процветающего туринского инженера-градостроителя, Карло пошел по стопам отца и получил архитектурное образование. Но его интересы были гораздо шире. Он создавал мебель и объекты дизайна, причем настолько удачно, что его обеденный стол 1949 года был продан в 2020 году на Sotheby’s за 6,2 млн долларов США, став самым дорогим объектом итальянского дизайна на мировых аукционах.

Он был писателем, опубликовавшим несколько книг, в которых рассуждения об архитектуре переплетались с сюрреалистическими образами. Его страстью были горные лыжи – Моллино издал 334-страничную книгу «Введение в горнолыжный спорт», которую проиллюстрировал рисунками и великолепными собственными фотографиями.

Всему, чем он интересовался, Моллино отдавался с головой. Он так любил скорость, что спроектировал удивительный концепт-кар, который в 1955-м принял участие в гонке на выживание «24 часа Ле-Мана». До финиша болид не дошел, однако его несимметричная форма в виде двух торпед, в меньшей из которых располагался двигатель, а в большей – топливный бак и кабина водителя, вошла в историю автомобильного дизайна.
Моллино был не только гонщиком, но и авиатором, выполнявшим фигуры высшего пилотажа. Как фотограф он прославился снимками лыжников, архитектуры и портретами в стиле Мана Рэя и Эрвина Блюменфельда, а еще эротической фотографией: сперва снимал моделей на «Лейку», потом на «Полароид» – в его архиве остались тысячи таких стилизованных снимков, где поза модели была так же важна, как и тщательно подобранный реквизит.

Из 123 архитектурных проектов Моллино было реализовано всего 14, и не все они сохранились до наших дней. Самый знаменитый из существующих – туринская опера, Teatro Regio со зрительным залом в форме яйца. Этот факт делает его в большей степени теоретиком, чем практиком. Один из самых влиятельных дизайнеров XX века практически не оставил физического наследия. Большая часть его дизайна сегодня – это концепции, фотографии, чертежи и редкие предметы мебели, но не здания или интерьеры.

Однако есть исключение. В Турине на улице Напионе в элегантной вилле XIX века есть дверь, а за ней скрывается квартира, которую Моллино не спеша оформлял для себя почти десятилетие, но так туда и не переехал, скончавшись от сердечного приступа, когда проект был завершен.
В апреле 1973 года, за несколько месяцев до своей смерти, он писал другу: «Как китайский сановник при жизни украшает свой мавзолей, так и я готовлю коридор в своем доме, как некую закатную дорогу, с чередой фотографий и других воспоминаний моей жизни: все они прекрасны или почти все».
«Как китайский сановник при жизни украшает свой мавзолей, так и я готовлю коридор в своем доме, как некую закатную дорогу, с чередой фотографий и других воспоминаний моей жизни: все они прекрасны или почти все»
После его смерти часть оригинальной обстановки испарилась, однако в 1989 году коллекционеры Фульвио и Наполеоне Феррари выкупили квартиру и сделали ее реконструкцию делом своей жизни. Ни одной полноценной съемки помещения не сохранилось, однако им удалось восстановить первоначальную обстановку на 90% благодаря тщательно проведенной после смерти Карло инвентаризации. Квартира Моллино – единственный пример аутентичного интерьера этого философа, эклектика и эксцентрика от дизайна.
Наполеоне Феррари отмечает: «Этот дом должен был стать не просто местом жизни, но мостом между земным существованием и переходом в вечность. Вдохновение Древним Египтом прослеживается в деталях: обеденный стол в форме лотоса, символизирующего вечность, кровать в виде лодки, словно готовая к последнему путешествию, и зеркала, отражающие грань между материальным и иллюзорным». В этом есть логика: в Турине находится один из старейших египетских музеев в мире, и символика загробной жизни была Моллино хорошо знакома.
Сегодня Casa Mollino – частный музей, работающий по предварительной записи. Но даже спустя полвека после смерти архитектора это пространство, наполненное символами и зашифрованными посланиями, продолжает будоражить умы любителей дизайна и архитектуры, совершающих паломничество в загадочную квартиру Моллино, в которой тот никогда не жил.








