Новый континент

"Газпром" решил всерьез закрепиться в США, ведь это крупнейший в мире потребитель газа. Концерн готовит там первую сделку – по покупке доли в местном трейдере.
В.Баранов

"Газпром" давно готовится к поставкам сжиженного газа (СПГ) в США. Стартовать они должны в 2014 г., когда заработает СПГ-завод на Штокмане (Баренцево море). В мае "Газпром" уже законтрактовал 100% мощностей проектируемого СПГ-терминала Rabaska в Канаде – для приема газа со Штокмана. В субботу предправления "Газпрома" Алексей Миллер объявил, что монополист желает поучаствовать и в строительстве газопровода Dеnali на Аляске (до Чикаго через Канаду), смета которого превышает$30 млрд.

Новая цель – сбыт газа в США. Рассматриваются три варианта исполнения этой цели – самостоятельный выход на рынок, создание сети в партнерстве с кем-то и покупка активов, поделился с Financial Times Виталий Васильев, гендиректор Gazprom Marketing & Trading (GMT, на 100% контролируется "Газпромом"). Определиться с выбором он пообещал до конца года.

Сделка в США готовится, пока рассматриваются разные варианты, подтвердил "Ведомостям" представитель "Газпром экспорта".

Интерес к рынку объясним. США – крупнейший в мире потребитель газа, порядка 645,6 млрд куб. м в 2007 г. Собственное производство в 2007 г. – 539,8 млрд куб. м, импорт – чуть меньше 129 млрд куб. м, экспорт – 23 млрд (данные Energy Information Administration). Правда, цены ниже европейских: в среднем $281 за 1000 куб. м на конец 2007 г. у СПГ и $267,5 – у трубопроводного газа (прогноз по средней цене в России для промышленности на 2008 г. – около $74, для Европы от "Газпрома" – около $400).

Но в США могут найтись противники "Газпрома", FT называет его планы "спорными". Яркий пример – несостоявшаяся сделка китайской CNOOC, которая в 2005 г. предложила почти $20 млрд за калифорнийскую нефтекомпанию Unocal. Сделка сорвалась из-за вмешательства политиков. Конгрессмены попросили Джорджа Буша проанализировать предложение CNOOC с точки зрения национальной безопасности, а также внесли поправку в закон об энергетике.

Был похожий пример и в истории GMT, основной рынок для которой – Великобритания. "Газпром" давно мечтал добраться там до конечных потребителей (страна первой либерализовала свой рынок газа). В 2006 г. зам гендиректора "Газпром экспорта" Александр Шкута обмолвился, что концерн заинтересован в покупке Centricа – крупнейшей сбытовой компании в Великобритании. И местные чиновники тут же забеспокоились, не является ли "Газпром" инструментом государственной политики Кремля, не будет ли это угрозой для свободного рынка газа в стране. "Газпром" поспешил тогда заявить, что Шкута говорил вовсе не о Centrica, а о неких абстрактных сделках. Но историю с Centrica ему припоминают по сей день.

GMT создана в 1999 г., лицензии на продажу газа в Великобритании, Франции, Бельгии. В 2006 г. стала первой зарубежной "дочкой" "Газпрома" с продажами на розничном рынке. Контролирует около 8% розничного рынка Британии. Американская "дочка" – Gazprom Marketing & Trading USA Inc (Хьюстон, Техас) также создана в 2006 г.