Резервы тают на глазах

За неделю по 3 октября международные резервы сократились на $16,7 млрд. Чуть более чем за два месяца российские резервы уменьшились почти на $50 млрд.
Д.Гришкин

За неделю по 3 октября международные резервы сократились на $16,7 млрд. Чуть более чем за два месяца российские резервы уменьшились почти на $50 млрд.

На 1 октября международные резервы составляли $556,1 млрд, сообщал Центробанк, в сентябре они сократились на $25,6 млрд, или на $1,12 млрд каждый торговый день. Спустя два дня, согласно вышедшей сегодня сводке ЦБ, осталось $546,1 млрд. Таким образом, за два дня резервы сократились на $10 млрд. Но эта цифра может быть чуть меньше или чуть больше, поскольку ежемесячные и еженедельные данные ЦБ не совпадают из-за разницы в методике рассчетов, обращает внимание экономист "Траста" Евгений Надоршин.

С 1 августа российские резервы сократились на $49,8 млрд.

Основная причина снижения объема резервов последней недели – падение курса евро к доллару, в котором эти резервы учитываются, говорит Надоршин: из $16,7 млрд на курсовую переоценку приходится $14 млрд. Только с 1 по 3 октября евро потеряло 3,5% по отношению к доллару, в статистике резервов это могло отразиться их снижением на $8 млрд, подсчитал Надоршин.

На этой неделе ЦБ проводит масштабные интервенции, отмечают аналитики. Только в понедельник, 6 октября регулятор продал $5 млрд, подсчитала Наталья Орлова из Альфа банка: это – второй по величине рекорд после 8 августа, когда ЦБ продал $8 млрд. Во вторник и среду интервенции ЦБ продолжились, говорит Надоршин. В целом за три дня, по его оценкам, регулятор продал $12 млрд.

Снижение цен на сырье и укрепление доллара вызвало новый раунд спекуляций на валютном рынке, отмечает Орлова. Резиденты, накупившие валюты, теперь получают под нее рубли, полагает Надоршин, спрос на рубль колоссален: ставки межбанковского рынка – под 10%, в четверг подскочили объемы свопов. Если за среду валютные свопы по ставили $7,7 млрд и 1,4 млрд евро (из них $2,9 млрд и 1 млрд евро – через ЦБ), то в четверг лишь за полдня, по данным на 13.00, – $6 млрд ($1,95 – через ЦБ) и 2,1 млрд евро (1 млрд – ЦБ), говорит Надоршин. Именно спрос со стороны резидентов вызвал масштабные продажи валюты Центробанком, говорит Надоршин, а это означает, что деньги никуда из страны не уходят.

За сентябрь ЦБ провел рекордный объем интервенций: чистые продажи валюты составили $17,9 млрд ($17,2 млрд и 492 млрд евро). За август-октябрь их объем может составить $35 млрд, считает Надоршин. Но при этом, обращает он внимание, за два предыдущих месяца объем нетто-покупок валюты ЦБ составил $37 млрд.

Использование резервов для поддержки финансовой стабильности в ситуации внешнего шока - это правильная политика, говорит экономист Citigroup Элина Рыбакова. В краткосрочном периоде снижение резервов не вызовет негативных последствий, в том числе – пересмотров рейтинга России, уверена она: "Резервы все равно огромны: более 90% всей денежной массы, больше объема внешней задолженности". Проблемы могут начаться, если продолжать такую политику полгода-год: в ситуации снижения темпов экономического роста накачка ликвидностью может вызвать необходимость девальвации.