Три четверти российских компаний стимулируют стахановское движение

На фоне кризиса и спустя 74 года после трудового подвига Алексея Стаханова три четверти российских компаний, как выясняется, стимулируют у себя стахановское движение. Но участвовать в нем теперь согласны далеко не все

Сибирская угольная энергетическая компания решила возродить некоторые средства мотивации, которые использовались в угольной промышленности СССР. «Мы начали поощрять (в том числе премиями) коллективы шахт за дополнительные объемы по добыче и проходке, – рассказывает заместитель генерального директора ОАО «СУЭК», директор по производственным операциям Владимир Артемьев. – За выдающиеся достижения коллектив получает автомобиль (Toyota или Ford)». В этом году в СУЭК также возродили практику Дня повышенной добычи, который проводится на предприятиях компании с подземным способом добычи еженедельно по средам. Если коллектив выполняет установленное на этот день задание, то также получает премию, добавляет Артемьев.

Вариации на тему

В пивоваренной компании Sun InBev принята «программа признания достижений». «Мы разработали балловую систему поощрения инициативных сотрудников», – рассказывает Алина Рыженкова, директор по персоналу Sun InBev. Инициативы могут быть связаны с оптимизацией производства или охраной труда: «Например, сотрудник предлагает новые методы по сбережению электроэнергии или выходит с инициативой устроить футбольный матч среди сотрудников компании и сам занимается организацией». В конце каждого квартала баллы суммируются. Победители получают или денежное вознаграждение, или призы – например, сертификат на покупку бытовой техники или ужин в обществе топ-менеджера компании. «Размер приза напрямую зависит от сэкономленных на нововведении средств», – уточняет Рыженкова.

«На предприятиях «Сибур – русские шины» летом проводится так называемый конкурс профессионального мастерства, в котором участвует порядка полутора тысяч человек», – рассказывает Анна Зырянова, директор департамента по работе с персоналом. По ее словам, работник, который сможет произвести за смену наибольшее количество шин, получает существенную премию (в прошлом году приз за первое место составлял 60 000 руб.). В конкурсе учитывается не только выработка, но и бездефектность, соблюдение технологической дисциплины. Кроме поддержания высокого профессионального духа в коллективе и поощрения лучших работников подобное соревнование помогает решать и вполне определенные производственные задачи, замечает Зырянова. Лето – период отпусков. Чтобы увеличить производство обычным способом, пришлось бы увеличивать численность работников, в период же соревнования производительность повышается на 10–20%, что позволяет с наименьшими затратами увеличить выпуск продукции.

Принцип соревновательности приживается даже в IT-компаниях. «Напрямую «капсоревнование» к нам, конечно, применить трудно, – говорит заместитель гендиректора по работе с персоналом компании «Крок» Марина Козырицкая. – Но мы, к примеру, часто используем соревнования между департаментами, когда ведем творческие проекты». Один из последних удачных примеров: среди сотрудников был объявлен конкурс на лучшую антикризисную идею. По ее мнению, конкурс сработал хорошо. Не все идеи были гениальны, но они помогли дирекции лучше понять уязвимые стороны внутренних процессов, получить качественно новую обратную связь.

Кто за идею

«Когда финансовые ресурсы для мотивации персонала ограничены, руководители успешно используют (или пытаются внедрить) нематериальные методы мотивации», – констатирует Алевтина Борисова, руководитель группы услуг по управлению персоналом КПМГ в России и СНГ. В рамках проводимого сейчас бенчмаркинга системы управления персоналом крупнейших российских компаний аналитики КПМГ выяснили, что из 40 участников, заполнивших на данный момент вопросники, 73% используют соревновательные инструменты мотивации сотрудников. Причем чаще всего эти инструменты применяют в производственных компаниях сектора ТНП (100% участников по данному сектору), в банковско-финансовом секторе (73%) и промышленности (67%).

Впрочем, как показал опрос исследовательского центра Superjob.ru, в котором 25 августа приняло участие 1800 респондентов по всей России, четверть россиян не включились бы в производственное соревнование ни под каким предлогом. 45% готовы участвовать лишь в случае материального стимулирования. 30% согласились бы присоединиться к соревнованию и без денег – за идею. Среди идейных больше женщин (32% против 27%).

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать