Серию взрывов в московском метро провели смертницы

В результате терактов на станциях "Лубянка" и "Парк культуры" погибли 38 человек, ответственность взяли на себя чеченские экстремисты.

По данным оперативного дежурного cтоличного филиала ОАО "Мегафон", с 9.00 до 10.00 в районах, прилегающих к станциям метро "Лубянка" и "Парк культуры", зафиксировано заметное увеличение объема звонков и SMS. Пик нагрузок (увеличение трафика более чем в два раза) отмечен в районе базовых станций, расположенных непосредственно на центральных станциях московского метро, заявил представитель "Мегафона".

Список опознанных жертв терактов в метро

В понедельник утром на Сокольнической линии московского метро с интервалом менее часа произошли два взрыва. По данным МЧС, погибли до 38 человек, пострадали 64. По данным СКП, теракты совершили женщины-смертницы; ответственность взяли на себя чеченские экстремисты. В 16.00 движение поездов на участке от «Юго-Западной» до «Парка культуры» восстановлено.

Представитель СКП РФ Владимир Маркин сообщил, что взрывы в московском метро произвели женщины-смертницы. На месте взрыва на "Парке культуры" найдены фрагменты женского тела, уточнил Маркин, а также фрагменты "пояса шахидки". Возможно, террористок удастся опознать - их лица не пострадали, сообщил Маркин. Если бы имелась база ДНК, отметил он, их личности можно было бы определить в течение получаса. Сила взрыва на "Парке культуры" в тротиловом эквиваленте составила 1,5 кг. По словам источника "Ведомостей" в правоохранительных органах, проверяется версия, что взрывные устройства были приведены в действие дистанционно сообщниками террористок-смертниц.

Около 14.00 спасатели начали поднимать на поверхность тела погибших при взрыве на станции метро "Лубянка". Восемь жертв опознаны, сообщил журналистам первый заместитель мэра столицы Петр Бирюков. В 16.00 движение поездов на участке от «Юго-Западной» до «Парка культуры» восстановлено, сообщила пресс-служба метрополитена.

По данным источника "РИА Новости" в ФСБ, предполагаемые террористки-смертницы сели в поезда на станции "Юго-Западная" в сопровождении двух женщин славянской внешности. "Пояса [со взрывными устройствами] находились на высоте 1,2 метра <...> Возможно [с террористками] был кто-то еще [помимо двух сопровождавших]", - сказал источник.

Телеканал CNN около 13.00 МСК сообщил, что на одном из чеченских экстремистских сайтов заявляется об ответственности боевиков за взрывы в московском метро. На каком именно сайте говорится об этом, не сообщается, не названа и группировка, взявшая на себя ответственность за теракты.

По хэштэгу #metro29 можно отслеживать развитие ситуации в Twitter.

Сегодня утром на Сокольнической линии московского метро произошла серия взрывов. В 7.52 прогремел взрыв на станции "Лубянка, а в 8.39 - на станции "Парк культуры" - радиальная, сообщили в пресс-службе Московского метрополитена. По словам источника в ГУВД, взрыв на станции "Лубянка" произошел во втором вагоне поезда, следовавшего в сторону "Комсомольской". Второй взрыв произошел на станции "Парк культуры" - радиальная в 8.39 во втором вагоне поезда, следовавшего в сторону центра.

В результате взрывов на станции Московского метрополитена "Лубянка" погибли 23 человека, 18 - пострадали, на станции "Парк культуры" погибли 12 человек, 15 - получили ранения, сообщил официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин. По факту взрывов возбуждено уголовное дело по ст. 205 УК РФ "терроризм", сообщил официальный представитель СКП.

Столичное ГУВД опровергло данные о взрывах на "Проспекте Мира" и "Улице Подбельского", о чем сообщили ранее утром некоторые СМИ, и призывает их работников быть осторожнее при освещении этой темы.

Взорванный на станции "Лубянка" поезд - "Красная стрела" - один из тематических составов метрополитена, сообщил сотрудник пресс-службы Московского метрополитена. Сами станции метрополитена не повреждены, уточнили в пресс-службе.

Однотипное взрывное устройство на "Парке культуры" сработало во втором вагоне. По состоянию на 9.30 в тоннеле за поврежденным вагоном заблокированы люди, сообщило "РИА Новости". Из-за искореженного взрывом вагона их эвакуация затруднена.

Работа аварийных служб

На место практически сразу прибыли пожарные, спасатели, а также более 10 машин "скорой помощи". Эвакуация пострадавших производится с помощью санитарных вертолетов.

Движение поездов по ветке прервано. Поезда не ходят от станции "Парк культуры" до "Комсомольской", сообщил "РИА Новости" замруководителя пресс-службы метрополитена Павел Сухарников. Все станции на участке «Спортивная» - «Комсомольская» закрыты для входа и выхода пассажиров. На замещение метро вышли десятки автобусов.

Наземное движение в центре приостановлено, ГАИ просит водителей не ездить в центр города, чтобы не мешать работе оперативных служб. По данным "Яндекс.Пробки", Садовое кольцо напротив метро "Парк культуры" перекрыто в обе стороны, перекрыто движение по Лубянской площади, перекрыто движение по Мясницкой улице и Лубянскому проезду. В центр направлено 20 эвакуаторов, при необходимости власти обещают увеличить их число.

Созданы оперативные штабы МВД и МЧС. Столичная милиция переведена на усиленный режим; в Москве введен в действие план "Вулкан". Ряд служб МВД переведен на усиленный режим службы по всей стране, в первую очередь подразделения внутренних дел на транспорте - им приказано усилить меры безопасности в аэропортах, на железнодорожных вокзалах и других объектах, сообщил представитель МВД.

Свидетельства очевидцев

На платформе «Парка культуры» была кровь, валялась сумка и порванные наушники, люди кричали, рассказывает Мария, которая ехала во взорванном поезде. По ее словам, на станции был сильный дым, милиционеры помогали выводить людей, все старались выходить быстрее, но не бежали. На улице уже было много плачущих людей, все пытались звонить, но телефоны были недоступны, говорит она. По словам Марии, на улице медики опрашивали всех выходящих из метро, предлагали не только помочь, но и подвезти до места.

Когда людей выводили с кольцевой станции «Парк культуры», объявляли просто, что переход закрыт, но по голосам женщин, говоривших в громкоговорители, было понятно, что случилось что-то страшное, рассказывает корреспондент «Ведомостей» Алексей Алексеев, попавший на «Парк культуры» через несколько минут после взрыва. По его словам, внешняя сторона Садового кольца уже была освобождена от машин, напротив станции стоял вертолет. По пустой стороне улице ездили только машины «скорой помощи», в районе Зубовской площади сотрудник милиции не дал выехать на освобожденную часть Садового кольца черному «Мерседесу» с проблесковым маячком, рассказал Алексеев.

По словам корреспондента "Ведомостей", на 10.30 зона вокруг метро "Парк культуры", включая Комсомольский проспект, фактически стала пешеходной, причем число людей непрерывно растет. На выходе из метро постоянно повторяется одна фраза: "Граждане пассажиры, у прохода не задерживаемся, проходим дальше в город, метро не работает по техническим причинам, просьба пользоваться наземным транспортом". Скопление людей наблюдается на остановках наземного транспорта, причем обещанных властями Москвы дополнительных автобусов не видно - ходят рейсовые автобусы и троллейбусы. Наблюдаются большие скопления служебных автомобилей и людей в форме - ГАИ, МЧС ГУВД и других организаций. В районе метро установлено двойное оцепление.

Со слов работницы кафе, находящегося в непосредственной близости от "Парка культуры", после взрыва вся площадь возле метро была заполнена людьми, в том числе ранеными, однако спасательные службы сработали быстро и четко, эвакуировав пострадавших.

На 11.50 станция метро "Парк культуры" была открыта, на станции было много людей, переход на радиальную станцию закрыт, под землей много милиции. На поверхности появились дополнительные автобусы.

Комментарии экспертов

Предотвратить теракт, подобный произошедшему сегодня в московском метро, техническими средствами невозможно, говорит Аркадий Лившиц, гендиректор компании "Арли спецтехника" (разработка и производство средств безопасности, в том числе средств для обнаружения взрывных устройств). Не существует таких датчиков, которые могли бы в условиях плотного потока людей в час пик дистанционно обнаруживать взрывчатку, спрятанную на теле террористов-смертников, говорит он. Единственным способом предотвращения терактов является оперативная работа по выявлению готовящих их террористических групп, но и эта задача является сложной, поскольку такие ячейки обычно малочисленны и разрабатывают свои планы в условиях строгой конспирации, говорит Лившиц.

Установленные в метро телекамеры при этом могут помочь в раскрытии преступления, но предотвратить теракт видеонаблюдение само по себе не в состоянии, добавляет он.

Из-за нагрузок в центре отключали 3G

Увеличение нагрузки повлияло на упешность соединений, но не вызвало сбоев в работе оборудования, говорит он. Специалисты федерального центра управления и мониторинга сети "Мегафон" провели работы по увеличению емкости сети, в результате чего к 10.15 утра ситуация с дозвоном абонентов в районе ЧП нормализовалась, говорит представитель оператора.

Аварий на сети "Вымпелкома" не зафиксировано ни в метро, ни снаружи, говорит пресс-секретарь "Вымпелкома" Ксения Корнеева. Но в связи с резким увеличением количества звонков (трафик мобильный вырос в 2-4 раза по сравнению с обычным утром буднего дня) абоненты могут испытывать трудности с дозвоном, преимущественно в центре Москвы. Для снижения нагрузки на сеть, по словам Корнеевой, "Вымпелком" отключил 3G. Представитель МТС также подтвердил, что 3G в центре Москвы отключена - оператор предпринимает меры по увеличению емкости сети.

Хроника терактов в московском метро

11 июня 1996 г. на Серпуховской линии московского метро на перегоне между станциями "Тульская" и "Нагатинская" был совершен террористический акт. В вагоне поезда сработало взрывное устройство. Четыре человека погибли, 12 госпитализированы, напоминает "Интерфакс".

1 января 1998 г. на станции "Третьяковская" Московского метрополитена произошел взрыв. Мощность безоболочного взрывного устройства, находящегося в дамской сумочке, составляла 150 г тротила. Три сотрудника метрополитена госпитализированы с ранениями различной тяжести.

5 февраля 2001 г. на станции метро "Белорусская" (кольцевая) сработало самодельное взрывное устройство мощностью около 200 г тротила. 20 человек получили ранения.

6 февраля 2004 г. в Москве на Замоскворецкой линии на перегоне между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая" во втором вагоне поезда произошел взрыв. В тоннеле возник пожар, которому была присвоена 5-я (высшая) категория.

Мощность взрывного устройства составила от 4 до 5 кг в тротиловом эквиваленте. В результате теракта 41 человек погиб, около 250 ранены. Всего из поезда были эвакуированы свыше 700 человек.

31 августа 2004 г. террористка-смертница взорвалась при входе на станцию метро "Рижская". Погибло восемь человек, включая террористку и ее сообщника. В 2007 г. за организацию взрывов в метро в 2004 г. на перегоне у "Автозаводской" и у метро "Рижская" к пожизненному заключению были приговорены бывший судебный пристав из Кабардино-Балкарии Мурат Шаваев и два члена "карачаевского джамаата" Максим Панарьин и Тамбий Хубиев.