Обновленный «Дон Кихот» в Михайловском театре: Реанимация прошла успешно

Михайловский театр закрыл сезон возобновленным «Дон Кихотом». Михаил Мессерер реанимировал спектакль, соединив в нем жемчужины московской и петербургской редакций
Елена Бледных

Из афиши Михайловского театра «Дон Кихот» выпал не так давно – с приходом на пост худрука балета испанца Начо Дуато. Неудивительно, что его травмировал русский образ Испании – паразитирующий на великом литературном образе и соединяющий мелодии от Минкуса до Желобинского, окрошку вставных номеров, большую часть которых не поворачивается язык атрибутировать. В борьбе с этой матрешечной Испанией нового руководителя не смутили ни псевдонимы Горского и Петипа, которыми прикрываются создатели «Дон Кихота», ни зрительская любовь.

Но праведный гнев Дуато вынужден был стихнуть после того, как премьерами труппы стали Наталья Осипова и Иван Васильев – для них «Дон Кихот» является визитной карточкой. Версия Большого театра, благодаря которой мир сошел с ума по этой паре, уже столетие служит взлетной полосой для великих балетных карьер и отполирована для этой цели до совершенства. Лепешинской она позволяла блеснуть такой бешеной энергией, что однажды балерина закончила трюк в суфлерской будке. Плисецкая и Владимир Васильев устанавливали в ней рекорды виртуозности. Максимова позволяла упиваться отточенностью каждого движения изумительных ног, а Бессмертнова – артистической многомерностью. Осипова и Васильев, кажется, родились, чтобы танцевать этот «Дон Кихот»: харизма, бешеный темперамент, актерский волюнтаризм, запредельная техника и умение не прыгать, а буквально жить в воздухе идеально подошли московскому спектаклю.

Михаил Мессерер, сам в прошлом танцовщик Большого, прекрасно понял это и перекроил «Дон Кихот» в Михайловском так, чтобы партии главных героев полностью соответствовали московской редакции. Его поддержали дирижер Павел Бубельников, в противовес традиционной питерской летаргии взвинтивший темпы (при этом удалось высечь музыку даже из Минкуса), и художник Вячеслав Окунев, чья солнечная Барселона с вызывающе голубыми небесами и пальмами тоже шлет привет московскому спектаклю. Тем не менее вариация тореадора Эспады и финальное фанданго, вставные соло в гран-па остались петербургскими, зато партия Повелительницы дриад – скорее собирательный московский образ.

Стартовая площадка оказалась для Осиповой и Васильева комфортной: они продемонстрировали, что в этом балете им сегодня нет равных. И все же персонально для них это был не самый удачный «Дон Кихот» в карьере. Возможно, сказался недавно завершившийся напряженный сезон в Нью-Йорке, первый для Осиповой в статусе постоянной примы American Ballet Theatre, для Васильева – как для полноправной приглашенной звезды. Но скорее паре не хватило поддержки – не административной или зрительской, а от партнеров по сцене. Кордебалет был слишком занят борьбой за ровность линий, чистоту позиций, точность «артикуляции».

Этот эмоциональный вакуум перестал резать глаз, когда в главных партиях выступили Леонид Сарафанов и Анна Оль, балерина Красноярского театра. В их исполнении «Дон Кихот» обрел ту строгость, благодаря которой зацепился в ряду классических спектаклей, и выглядел эффектным контрастом спектаклю Осиповой и Васильева. Аккуратной дебютантке не хватило сил на победный финал. Но для балерины, способной выдержать серию из четырнадцати подряд «Лебединых озер», это явно следствие психологического стресса. И если Михайловский театр сохранит обе пары, их «Дон Кихоты» будут замечательным контрастным душем, всегда желанным в балетном театре, репертуар которого весьма ограничен.