Статья опубликована в № 3304 от 13.03.2013 под заголовком: Скупыми штрихами

«Персеполис» – графический роман иранской писательницы

В России вышел графический роман живущей во Франции иранки Маржан Сатрапи «Персеполис», ставший основой нашумевшего анимационного фильма
«Персеполис» – книга немногословная
Маржан Сатрапи

Выход на русском языке «Персеполиса» заслуживает внимания по нескольким причинам.

Прежде всего интерес вызывает нечастый у нас жанр графического романа. В европейских странах, в первую очередь во Франции, он давно уже стал отдельным направлением книгоиздания, адресованным в первую очередь «молодым взрослым» (young adults). У нас же его до сих пор смешивают с комиксом. Между тем от детских комиксов (например, про Пифа и Геркулеса) его отличает не только более реалистичная графическая манера рисования и гораздо большее присутствие текста в каждом кадрике, но и «взрослое» содержание – как в смысле откровенности, так и в смысле серьезности затрагиваемых тем.

«Персеполис» – история взросления иранской девочки из либеральной, богатой и даже аристократической семьи: на первых же страницах мы вместе с героиней узнаём, что ее прадедушка был последним шахом из династии Каджаров, свергнутой отцом нынешнего шаха Пехлеви. Но обычный подростковый бунт накладывается у нее на трагические общественные события: революция 1979 г., возвращение из тюрем политзаключенных (в том числе ее родного дяди), война с Ираком и резкая клерикализация иранского общества. Часть этих событий Маржан видит со стороны – с 14 до 18 лет она прожила в Австрии, но и пребывание на вожделенном Западе не принесло ей счастья: мерзавцев и фанатиков, оказывается, хватает и там, пусть они гладко выбриты и даже рассуждают о свободе самовыражения.

История эта красноречива, но в общем-то не нова, и трудно сказать, ждал бы очередную исповедь беженки с деспотичного Востока успех, будь она изложена в виде классического романа такого же объема – 352 страницы. Но графический роман, балансирующий на грани собственно текста для чтения и лаконичных, стилизованных черно-белых картинок-пиктограмм, оказался адекватным средством ее передачи – роман, выпущенный четырьмя частями в 2000–2003 гг., имел успех. В 2007 г. его разделил (и умножил) полнометражный анимационный фильм, созданный самой Сатрапи, окончательно перебравшейся во Францию.

Интересно и то, что в России «Персеполис» издан модным сейчас способом краудфандинга. Сначала директор «Бумкниги» Дмитрий Яковлев в своем блоге объявил о подписке, через пару недель сумма предзаказов перевалила за 100 000 руб., а к дню получения трехтысячного тиража (15 февраля) поступило более 130 000 руб.

Будущее самой Маржан Сатрапи, ставшей известным французским художником и режиссером, вполне оптимистично. Хочется спроецировать его и на судьбу графического романа в России.

Маржан Сатрапи. Персеполис / пер. с фр. Анны Зайцевой. СПб: Бумкнига, 2013

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать