В фильме «Навстречу шторму» на экране дует страшный ветер

В прокат выходит фильм «Навстречу шторму» (Into the Storm) - о героических исследователях и документалистах, пытающихся запечатлеть эпический смерч
На маленький городок, где учатся дети, надвигается суперторнадо/ outnow.ch

Торнадо, конечно, самое киногеничное стихийное бедствие. Цунами, скажем, в подметки ему не годится - при всей эффектности оно слишком уж быстрое: огромная волна в голливудских фильмах накрывает города за две минуты, а дальше знай смотри, как герои полтора часа расхлебывают последствия. Землетрясение несколько выигрышнее - можно не торопясь разрушать небоскреб за небоскребом, смакуя каждую трещинку. И все же смерчи круче всего: долгоиграющие, разрушительные, завораживающие, исполненные грозных красоты и мощи, ненадолго возносящие к небу перед тем, как прибить к земле.

При этом самым крупным голливудским проектом о торнадо до сих пор остается «Смерч» (Twister) Яна де Бонта, вышедший в 1996-м. Мастера по спецэффектам впервые в таких масштабах рисовали воздушные потоки - и добились большого успеха: в Штатах картину не рекомендовали детям до 13 лет с формулировкой «из-за впечатляющего описания очень плохой погоды». Более злые вихри, чем у де Бонта, за последние 18 лет припомнить нелегко: были, конечно, смерчи у Эммериха в «Послезавтра», но скорее невнятные и эпизодические. В основном вихри и ураганы были отданы на откуп авторам дешевых боевичков, выходящих сразу на DVD. Только теперь Стивен Куэйл (постановщик «Пункта назначения - 5» и второй режиссер на кэмероновских «Титанике» и «Аватаре») изготовил большой студийный фильм о торнадо.

Впрочем, сильно тратиться на него не пришлось. Куэйл снял картину в документальном стиле, она как бы смонтирована из реальных записей на видеокамеры и телефоны. Его герои - профессиональные «охотники за торнадо» - путешествуют на специальном бронированном джипе, больше похожем на танк, оборудованном множеством камер и устройствами, позволяющими ввинтить автомобиль в землю. Они мечтают добраться до «ока торнадо», центра вихря, в котором царит штиль, и снять его на видео. Но, как назло, путных торнадо поначалу не подворачивается, и руководитель экспедиции орет: «Мы все еще не сняли ничего, чего нельзя найти на YouTube!» Но мечты его скоро сбудутся: на городок Сильвертон надвигаются сразу несколько смерчей, а за ними грядет суперторнадо EF5, размером с половину этого городка, со скоростью ветра в воронке 300 км/ч.

Стивен Куэйл, человек, настроенный отнюдь не поэтически, рассматривает смерчи как вариант Годзиллы или Монстро: это хищная крупная тварь, которая выскакивает ниоткуда, все рушит, хапает в свою пасть пару людей и скрывается за углом. Жертв намечено предостаточно: прежде всего это старшеклассники, собравшиеся отметить выпускной в сильвертонской школе. Внимание фокусируется на влюбленных мальчике и девочке, благодаря одному из смерчей оказавшихся в заваленном подвале, куда хлещет вода. Утопая, они решают исполнить традиционный голливудский предсмертный ритуал: сказать своим близким, как сильно их любят. Захлебываясь, тинейджеры наговаривают соответствующий текст на камеры мобильников (вряд ли соображая, что родителям, увидевшим в записи, как умирают их дети, путь останется один - в психушку). У зрителя, впрочем, говорливые юные полутрупы вызывают скорее раздражение - как и все остальные персонажи, своей болтовней отвлекающие от созерцания вихрей.

Правда, сравнительно изобретательных сцен в фильме ровно две: когда смерч становится огненным, засасывая в себя разлившийся горящий бензин (а следом и оператора, решившего запечатлеть эту красоту), и когда суперторнадо проходит над аэродромом, легко поднимая в воздух авиалайнеры. В сущности, это и все, чем Куэйл радует зрителя - остальные его смерчи действительно мало отличаются от тех, которые можно увидеть в YouTube. Конечно, в интернете едва ли покажут уносимых ветром людей. Но персонажи в данном случае пластмассовые - и эмоций их вопли вызывают не больше, чем шелест пакетов из супермаркета, попавших в воздушный поток.