Статья опубликована в № 3647 от 07.08.2014 под заголовком: Унесенные смерчем

В фильме «Навстречу шторму» на экране дует страшный ветер

В прокат выходит фильм «Навстречу шторму» (Into the Storm) - о героических исследователях и документалистах, пытающихся запечатлеть эпический смерч
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
На маленький городок, где учатся дети, надвигается суперторнадо
outnow.ch

Торнадо, конечно, самое киногеничное стихийное бедствие. Цунами, скажем, в подметки ему не годится - при всей эффектности оно слишком уж быстрое: огромная волна в голливудских фильмах накрывает города за две минуты, а дальше знай смотри, как герои полтора часа расхлебывают последствия. Землетрясение несколько выигрышнее - можно не торопясь разрушать небоскреб за небоскребом, смакуя каждую трещинку. И все же смерчи круче всего: долгоиграющие, разрушительные, завораживающие, исполненные грозных красоты и мощи, ненадолго возносящие к небу перед тем, как прибить к земле.

При этом самым крупным голливудским проектом о торнадо до сих пор остается «Смерч» (Twister) Яна де Бонта, вышедший в 1996-м. Мастера по спецэффектам впервые в таких масштабах рисовали воздушные потоки - и добились большого успеха: в Штатах картину не рекомендовали детям до 13 лет с формулировкой «из-за впечатляющего описания очень плохой погоды». Более злые вихри, чем у де Бонта, за последние 18 лет припомнить нелегко: были, конечно, смерчи у Эммериха в «Послезавтра», но скорее невнятные и эпизодические. В основном вихри и ураганы были отданы на откуп авторам дешевых боевичков, выходящих сразу на DVD. Только теперь Стивен Куэйл (постановщик «Пункта назначения - 5» и второй режиссер на кэмероновских «Титанике» и «Аватаре») изготовил большой студийный фильм о торнадо.

Впрочем, сильно тратиться на него не пришлось. Куэйл снял картину в документальном стиле, она как бы смонтирована из реальных записей на видеокамеры и телефоны. Его герои - профессиональные «охотники за торнадо» - путешествуют на специальном бронированном джипе, больше похожем на танк, оборудованном множеством камер и устройствами, позволяющими ввинтить автомобиль в землю. Они мечтают добраться до «ока торнадо», центра вихря, в котором царит штиль, и снять его на видео. Но, как назло, путных торнадо поначалу не подворачивается, и руководитель экспедиции орет: «Мы все еще не сняли ничего, чего нельзя найти на YouTube!» Но мечты его скоро сбудутся: на городок Сильвертон надвигаются сразу несколько смерчей, а за ними грядет суперторнадо EF5, размером с половину этого городка, со скоростью ветра в воронке 300 км/ч.

Стивен Куэйл, человек, настроенный отнюдь не поэтически, рассматривает смерчи как вариант Годзиллы или Монстро: это хищная крупная тварь, которая выскакивает ниоткуда, все рушит, хапает в свою пасть пару людей и скрывается за углом. Жертв намечено предостаточно: прежде всего это старшеклассники, собравшиеся отметить выпускной в сильвертонской школе. Внимание фокусируется на влюбленных мальчике и девочке, благодаря одному из смерчей оказавшихся в заваленном подвале, куда хлещет вода. Утопая, они решают исполнить традиционный голливудский предсмертный ритуал: сказать своим близким, как сильно их любят. Захлебываясь, тинейджеры наговаривают соответствующий текст на камеры мобильников (вряд ли соображая, что родителям, увидевшим в записи, как умирают их дети, путь останется один - в психушку). У зрителя, впрочем, говорливые юные полутрупы вызывают скорее раздражение - как и все остальные персонажи, своей болтовней отвлекающие от созерцания вихрей.

Правда, сравнительно изобретательных сцен в фильме ровно две: когда смерч становится огненным, засасывая в себя разлившийся горящий бензин (а следом и оператора, решившего запечатлеть эту красоту), и когда суперторнадо проходит над аэродромом, легко поднимая в воздух авиалайнеры. В сущности, это и все, чем Куэйл радует зрителя - остальные его смерчи действительно мало отличаются от тех, которые можно увидеть в YouTube. Конечно, в интернете едва ли покажут уносимых ветром людей. Но персонажи в данном случае пластмассовые - и эмоций их вопли вызывают не больше, чем шелест пакетов из супермаркета, попавших в воздушный поток.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more