Статья опубликована в № 3759 от 28.01.2015 под заголовком: Остров оперы

Копенгагенский Operaen празднует десятилетие

Премьера «Волшебной флейты» открыла юбилейную серию спектаклей, приуроченную к десятилетию Operaen - Новой сцены Королевского датского театра
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Героев Моцарта ведет волшебная флейта
Miklos Szabo

Копенгагенский Operaen отпраздновал десятилетие со дня открытия скромно, совершенно в скандинавском стиле. Ни помпезной шумихи, ни фейерверков; даже красную ковровую дорожку перед входом не раскатали. Между тем датская публика по такому случаю принарядилась: на празднование прибыла сама королева Маргрете с членами семьи, и зал встал, приветствуя ее появление.

Официальных речей было немного, и они были кратки. Особенно умилила своим уютным, домашним видом министр культуры Дании: похоже, она прибыла на остров Хольмен, как все, на катере. Это быстро и удобно: катер снует между набережной Нюхавна и островом Хольмен весьма шустро, три минуты плавания - и ты уже выходишь у подножия театра.

Вечерами выпуклый стеклянный Operaen светится теплыми огнями и отражается в темной глади воды, будто огромный розовый бриллиант. Ровно 10 лет спустя со дня открытия, день в день, давали премьеру «Волшебной флейты»; певцы волновались ужасно, отчего их голоса поначалу даже немного сбоили.

В целом спектакль Марко Артуро Марелли оказался неплох: довольно зрелищный и динамичный - вот только сцена почти все время погружена в многозначительный полумрак, порой окутываясь клубами белого дыма. За свет и сценографию также отвечал Марелли: это тотально авторский спектакль. Хорошим подспорьем для его хитроумных пространственных идей стала машинерия: технические возможности Operaen превосходны, и 10 лет назад на инаугурации поражала воображение скорость перемен декораций. Кроме площадок, моментально выдвигающихся снизу, сверху и с боков, на самой сцене есть три поворотных круга, вложенных один в другой. Именно это обстоятельство позволило Марелли создать затейливую пространственную партитуру спектакля. Конфигурация пространства менялась ежеминутно; закрепленные на кругах изогнутые панели, вращаясь, создавали лабиринты, укромные уголки, отсеки - или выстраивались в ряд, раскрывая сцену в глубину.

Этой ювелирной работой - просчитать и продумать архитектуру каждой сцены, изобретая всякий раз новую геометрию пространства, - Марелли увлекся настолько, что актерская игра осталась лишь наполнением архитектурных коробочек. Качество вокала оставляло желать лучшего; зато датские солисты радовали непринужденным, шаловливо-непосредственным существованием на сцене; чувствовалось, что актерская игра для них так же важна, как собственно пение. И немудрено: в эти годы с ними работали режиссеры первого ряда - Стефан Херхайм, Грэм Вик, Петер Конвичный. И местная знаменитость - датчанин Каспер бех Холтен на заре Operaen прославил новую сцену своим «Кольцом нибелунга» - абсолютно оригинальным и ошеломляюще свежим прочтением вагнеровской тетралогии, которое невозможно забыть даже спустя 10 лет.

Оркестр в датской опере не блистал никогда и на премьере звучал довольно вяло и тускло, без той искристой живости, которой мы вправе ожидать от Моцарта. За пультом стоял американец Рори Макдональд (именно он год назад спешно заменил Мариса Янсонса на двух концертах Концертгебау в Пекине, когда оркестр совершал свое мировое турне).

В целом, невзирая на погрешности вокальных ансамблей и недостаточную прыть оркестра, спектакль оставил скорее благоприятное впечатление. Да и солисты распелись к финалу. А после полагающихся оваций публику пригласили в ярко освещенное фойе, где уже были накрыты столы для всех. Так на приятной гастрономической ноте завершился длинный юбилейный вечер в датской опере.

Копенгаген

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more