Стиль жизни
Бесплатный
Дмитрий Ренанский
Статья опубликована в № 4122 от 22.07.2016 под заголовком: Северная специфика

В Санкт-Петербурге покажут спектакли в церкви, в спальном районе и на вокзале

Открылся второй фестиваль site-specific театра «Точка доступа»

Проводящаяся во второй раз «Точка доступа» – фестиваль одного жанра, театра site-specific: это когда спектакль привязан к конкретному месту и может быть разыгран только там, прошлогодние премьеры игрались, например, на заброшенном заводе, в гипермаркете и в старом порту. Программный директор «Точки доступа» Андрей Пронин настаивает на том, что отечественная традиция театра в нетеатральных пространствах зародилась именно на берегах Невы, вспоминая Николая Евреинова с его реконструированным в 1920 г. на Дворцовой площади «Взятием Зимнего дворца». Петербургский театр знает и хронологически более поздние примеры site-specific: работающий сейчас худруком БДТ Андрей Могучий в 1980-е гг. начинал карьеру со спектаклей, поставленных на пустырях Ржевки. В прямом и переносном смысле маргинальное существование молодая петербургская режиссура вынуждена влачить по сей день: в городе по-прежнему отсутствует площадка для дебютов, государственные театры не рискуют тратить секвестированные бюджеты на экспериментальные проекты – так что спектакли под открытым небом ориентированная на новую режиссерскую волну «Точка доступа» продюсирует не от хорошей жизни.

Благодаря ли традиции или вопреки конъюнктуре театрального рынка, но «Точка доступа» выглядит одной из самых внятных менеджерских инициатив, реализованных в Петербурге за последние годы. Мегаполису, в котором большинство театров расположено на небольшом пятачке исторического центра, давно требовался фестиваль, активизирующий культурную жизнь за пределами золотого треугольника. Налицо и польза для театральных практиков: молодым психологически важно вовремя вырваться за пределы классической сцены-коробки с ее условностями и традициями, поработав в непаханом поле, – со времен Обводного канала Добужинского и Малой Охты Бродского пространство петербургского текста русской культуры не слишком-то расширилось. Проекты «Точки доступа» создают новую городскую мифологию: уж на что, кажется, скучны окрестности метро «Удельная», а лучшая из премьер прошлогодней программы – «В сторону белого КАМАЗа», сочиненная компанией москвичей под руководством Всеволода Лисовского, – заставила разглядеть в спальном районе и поэзию, и даже метафизику.

Не только театр

Собственно театральной афишей «Точка доступа» в этом году не ограничится: весь июль компания Roof Cinema будет показывать кино на крыше клуба MOD, а на улицах Петербурга развернется обширная программа паблик-арта с инсталляциями от российских и зарубежных художников.

В этом году фестиваль продлится до 7 августа, в основной программе заявлено пять спектаклей, география простирается от Невского проспекта до окраин. В подвале лютеранской церкви поселят «Сталкеров»: три драматурга – Максим Курочкин, Мария Зелинская, Алексей Слюсарчук – и три актера – Александр Машанов, Евгений Анисимов и Борис Павлович – разыгрывают три версии одной и той же сцены на пороге комнаты исполнения желаний, вступая в диалог одновременно с романом Стругацких и фильмом Тарковского. Российскую премьеру «Разговоров беженцев» Бертольта Брехта готовит дебютирующий в режиссуре Константин Учитель – продюсер, театровед и человек по-ренессансному разностороннего таланта. Пьесу, герои которой встречаются в Хельсинки, представят на Финляндском вокзале, одну из центральных ролей сыграет лучший актер прошлого сезона по версии «Золотой маски» Сергей Волков. «Точке доступа» вообще удалось стянуть лучшие актерские силы Петербурга: в документальном проекте Михаила Патласова «Неприкасаемые» о людях без определенного места жительства вместе с экс-премьером МДТ – Театра Европы Петром Семаком заняты звезды БДТ и Александринки Полина Толстун и Ольга Белинская.

Будут, конечно, и обязательные для site-specific спектакли без участия актеров, протагонистами которых становятся сами зрители, они же перформеры. После эталонного променад-проекта Remote X немецкой группы Rimini Protokoll ставить бродилки в наушниках вроде бы совершенно неприлично, но режиссер Семен Александровский решил рискнуть. В его спектакле «Другой город» фланирующим по петербургским набережным предлагается слушать документальные треки, записанные самим режиссером во время прогулок по Венеции, Парижу и Амстердаму.

Водная тема на «Точке доступа» традиционно главная: фестиваль закроется единственным показом постановки Максима Диденко «Путями Каина» – в Архангельске спектакль по поэме Максимилиана Волошина играется на берегу Северной Двины, в Петербурге его покажут неподалеку от мыса Ниеншанц, на древнейшей городской территории. Словно бы всего этого мало, обещана еще и офф-программа: «Гамлет» в салоне сотовой связи, утренник для детей в Музее связи и променад для взрослых по бизнес-центру «Лиговский проспект».

Санкт-Петербург

До 7 августа

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать