Статья опубликована в № 4313 от 02.05.2017 под заголовком: Во главе «Царевна-лебедь»

Третьяковская галерея открыла в Казани образцовую выставку

«Гений века» представляет направления русского искусства начала ХХ века
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Эмблемой выставки «Гений века», по идее, должно было стать панно «Полет Фауста и Мефистофеля» Михаила Врубеля. Этим театральным, фантазийным и символическим изображением неизвестно куда летящих всадников, написанных в манере, соединившей прошедшие и будущие русские художнические искания, и начинается совместная выставка Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Идеально предваряя показ знаменитых и не очень картин, которые хороши и сами по себе, и как иллюстрации к рассказу о направлениях в русской живописи с конца позапрошлого века до 20-х годов прошлого.

Из Казани в Москву

В следующем году Третьяковская галерея организует выставку «Сказание о граде Свияжске», на которой покажут иконы из Свияжского Успенского монастыря, хранящиеся в ГМИИ Татарстана.

Экспозиция так последовательно и представляет направления и объединения: вот символизм «Голубой розы», вот особый русский импрессионизм во главе с пестрящей солнечными бликами картиной Константина Коровина «В саду. Гурзуф», за ним пойдут «Бубновый валет» и «Ослиный хвост», ну и все по смыслу закончится портретом веселой и крепкой Натальи Кончаловской, написанной ее отцом в стиле грубого советского оптимизма, вскоре признанного властью как единственно правильный.

Но познавательная функция галереи совсем не мешала эстетической, поскольку Третьяковская галерея привезла в Казань очень хорошие вещи и нашла им в городском художественном музее достойных соседей. И даже, что особенно подчеркивается устроителями, соединила разрозненные пары: московского «Провинциального франта» Михаила Ларионова с его же казанской «Провинциальной франтихой». Так же рядом висят на выставке две картины еврейского цикла Наталии Гончаровой, хранящиеся в разных городах. Вещей из татарского музея не много, но два ярких цветочных натюрморта Александра Куприна совершенно прекрасны, а сложносочиненный «Натюрморт с часами» Александра Осмеркина созвучен третьяковской композиции «Цветовые объемы и плоскости» Натана Альтмана.

Директор Третьяковки Зельфира Трегулова, говоря о выставке, подчеркивала, что «Гений века» – не гастроли галереи, а партнерство и содружество двух музеев. И что важно, выставка представляет привычные столице, но не освоенные в других городах музейные технологии.

Ее действительно можно назвать образцовой: собрана очень продуманно, развешана так, что картины не спорят за внимание зрителей, а скульптура в каждом зале демонстрирует полное стилистическое единство с живописью (куратор Ольга Фурман). Оформление экспозиции смелое, но удачное (дизайн Агнии Стерлиговой). Выставке сопутствует образовательная программа, разработан фирменный стиль, выпущены разнообразные сувениры. В общем, сделано все возможное, чтобы привлечь к выставке зрителей. И даже вопреки логике эмблемой «Гения места» стала хрестоматийная «Царевна-лебедь» Михаила Врубеля, призванная выполнить роль приманки, как «Девочка с персиками» на ретроспективе Серова.

Жаль, если все усилия устроителей выставки, открытой президентом Татарстана Рустамом Миннихановым (он слушал подробную экскурсию Трегуловой с явным удовольствием), не приведут к ожидаемому эффекту. Дело в том, что Казань не музейный город. Выставка проходит в центре «Эрмитаж-Казань», где даже эрмитажные выставки не отличаются посещаемостью. Третьяковская галерея очень постаралась, чтобы первый показ их большой совместной программы с художественным музеем Татарстана привлек массового зрителя. Даже на время рассталась с врубелевской царевной, говорят, под тяжкие вздохи московских экскурсоводов.

До 27 сентября

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more