Фильм о баскетболе получился в полный рост
«Движение вверх» – картина, способная на два часа превратить в болельщиков даже ненавистников спорта
Более или менее всем известно, что мюнхенская Олимпиада 1972 г. – это когда арабские террористы захватили израильских спортсменов. Но отечественные поклонники баскетбола помнят еще одну историю, связанную с той Олимпиадой: как советская сборная выиграла у американской – а это считалось невозможным по определению, – забросив решающий мяч на последних трех секундах. Теперь об этом будут знать тоже более ли менее все, во всяком случае в пределах нашей страны, потому что именно об этих трех секундах и о том, что им предшествовало, снят фильм «Движение вверх» режиссера Антона Мегердичева.

Кадр из фильма
Самое начало 1970-х. У власти Брежнев, чья речь пока членораздельна, гремит «Таганка», Любимов выпускает «Гамлета» с Высоцким, на экраны выходят гайдаевские «12 стульев», «Белорусский вокзал» Смирнова и «Солярис» Тарковского, снята, но не выходит и не выйдет еще 15 лет «Проверка на дорогах» Германа, Бродский уезжает в Америку, Довлатов – в Эстонию. В фильме «Движение вверх» ничего этого нет, но то, что время сложнее, чем кажется на первый взгляд, понятно сразу.
В сборной СССР по баскетболу решают сменить проштрафившегося тренера Гомельского. После долгих колебаний спорткомитет одобряет фигуру Кондрашина – в фильме он носит фамилию Гаранжин и играет его Владимир Машков. Но тот согласен принять назначение только при соблюдении нескольких условий, главное из которых – спортсмены будут тренироваться по американской методике, что, естественно, вызывает у чиновников бурю негодования. Тем не менее Гаранжина утверждают, а вскоре он делает повергшее всех в шок заявление, что советская сборная на Олимпиаде обыграет американцев.
Еще до выхода «Движения» его начали сравнивать с «Легендой № 17». Тот же инициатор проекта – Леонид Верещагин, та же студия, тот же продюсерский пул (Верещагин, Антон Златопольский, Никита Михалков), наконец, тот же сценарист, Николай Куликов: «Легенду» он писал в соавторстве с Михаилом Местецким, «Движение» – при участии Андрея Курейчика.
Команда-2
Действительно, у фильмов много общего: весь третий акт отдан решающему матчу, среди болельщиков у телевизора те, кого герои успели повстречать по ходу действия, в центре фигура харизматичного, ведущего себя перпендикулярно всему тренера, ну и дальше по мелочи.
И тем не менее эти фильмы совершенно не схожи. «Легенда» держалась на двух звездных ролях: Меньшикова и Козловского, «Движение» – это история команды.
Капитан сборной Сергей Белов (Кирилл Зайцев) – самый результативный игрок, строптивый, резкий, из-за границы вместо шмоток привозит Библию; его однофамилец Александр Белов (Иван Колесников) очень молод, смертельно болен и знает об этом, три секунды поединка носят его имя: именно он забрасывает в корзину американцев решающий мяч; патриот Литвы Модестас Паулаускас (Джеймс Тратас), не скрывающий своих антисоветских взглядов; совсем юный, восторженный белорус Иван Едешко (Кузьма Сапрыкин); стремительные грузины Коркия и Саканделидзе (Отар Лордкипанидзе и Иракли Микава), очень высокий и очень близорукий Алжан Жармухамедов (Александр Ряполов), которого в Америке принимают за индейца. У них разное экранное время, на них по-разному наводится фокус, но это именно команда, и она наряду с тренером – главный герой картины. И в финальной части зритель болеет за них даже не потому, что они «наши», а потому что этих людей успели узнать и полюбить. Кстати, соперники здесь яркие, живые, симпатичные люди, каждый со своей индивидуальностью: американские баскетболисты умеют играть, но не умеют проигрывать – вполне человеческая черта.
Как готовились
Наконец, технический уровень даже по сравнению с виртуозно снятым в «Легенде» хоккеем здесь просто космический. Можно знать про шесть одновременно работавших камер (одна – исключительно на рапид, которого в фильме много), про оператора Игоря Гринякина, носившегося в шлеме на роликах между игроками, еще про всяческие технические ухищрения. Но эти знания не отменяют простого зрительского восторга.
При всей виртуозности баскетбольных съемок «Движение вверх» не про баскетбол, а про характер, судьбу и дороги, ведущие к победе и личной, и общей. А еще здесь забавным образом зашифрован путь, который прошло российское кино с тех пор, как перестало быть советским. «Мы будем работать по американской методике». – «Нет, вы с ума сошли, Голливуд нам не указ, у нас свое, лучшее, у них все равно денег больше, с ними не потягаешься!», ну и «как вам не стыдно!» наконец. Прошло 20 лет. «Движение вверх» – большой голливудский фильм в лучшем смысле этого слова, про большую национальную победу. Эти два понятия оказались не в противоречии, а в абсолютной связке друг с другом: так называемый Голливуд – это всего лишь владение навыками создания зрительского кино. А куда еще вкладывать историю национальных побед, если не в фильмы, которые увидят миллионы зрителей? В том, что в случае с «Движением вверх» речь пойдет именно о миллионах, особых сомнений не возникает.
В прокате с 28 декабря